Недействующий

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 01 марта 1996 года N 19-ОЗ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Признан утратившим силу Законом Челябинской области

от 09.12.2002 N 120-ЗО; НГР: ru74000200200348

(в ред. Закона Челябинской области

Принят

постановлением

Челябинской областной Думы

от 15 февраля 1996 г. N 376

Настоящий Закон определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления в Челябинской области, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления


Территориальное общественное самоуправление (в дальнейшем по тексту ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления могут наделяться правами юридического лица путем регистрации их уполномоченным органом местного самоуправления. Органы ТОС приобретают права юридического лица с момента получения регистрационного свидетельства.

Статья 2. Правовая основа территориального общественного самоуправления


Правовую основу ТОС составляют законодательство Российской Федерации, законодательство Челябинской области, настоящий закон области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также положения (уставы) соответствующих ТОС.

Защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством.

Статья 3. Право жителей на участие в территориальном общественном самоуправлении


Любой житель соответствующей территории имеет право на участие в непосредственном (общее собрание (сход) или конференция, опрос) решении вопросов, затрагивающих интересы населения.

Любая группа граждан, проживающих на соответствующей территории, вправе организоваться в ТОС, избирать и быть избранным в органы ТОС, иметь право на контроль и на получение информации о деятельности ТОС.

Статья 4. Принципы территориального общественного самоуправления


ТОС осуществляется на принципах:

- законности;

- защиты прав и законных интересов населения;

- свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, конференции, опрос населения;

- выборности и подконтрольности населению органов ТОС;

- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;

- сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего местного сообщества (муниципального образования);

- гласности и учета общественного мнения.

Статья 5. Система общественного самоуправления


Система общественного самоуправления включает в себя собрания (сходы), конференции, опросы жителей, иные формы непосредственной демократии, а также органы общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, улиц, кварталов, домов и т.п.).

Границы территории жилого массива, на которой действует орган общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей главой муниципального образования, исходя из исторических, культурных, социально - экономических и иных признаков целостности конкретной территории с учетом границ деятельности жилищно - коммунальных служб, а также в пределах архитектурно - планировочных зон или жилищных комплексов и утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Органы общественного самоуправления с целью наиболее эффективной реализации своих полномочий могут объединяться в ассоциации.

Статья 6. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления населения с органами местного самоуправления


ТОС является составной частью системы местного самоуправления. ТОС призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально - экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.

Органы местного самоуправления:

- оказывают содействие населению в осуществлении права на ТОС;

- оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний, сходов, конференций, опросов населения и принимают в них участие;

- разрабатывают нормативную документацию по ТОС, содействуют в разработке положений (уставов) ТОС;

- создают необходимые условия для становления и развития системы ТОС;

- вправе передавать на договорной основе ТОС часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность, в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств;

- могут устанавливать сферы совместной компетенции с ТОС, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с ТОС;

- предоставляют органам ТОС помещения для осуществления их деятельности;

- координируют деятельность ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь;

- оказывают содействие в регистрации положения (устава) ТОС;

- заключают договора с органами ТОС;

- способствуют выполнению решений общих собраний, сходов, конференций ТОС, принятых в пределах их компетенции;

- учитывают в своих решениях мнение населения, полученное ТОС методом опроса;

- приостанавливают действие органов ТОС в случае превышения ими своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения;

- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с ТОС в соответствии с настоящим Законом.

Органы ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь ТОС, изучают их мнения по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Глава II ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 7. Формы участия населения в территориальном общественном самоуправлении


ТОС осуществляется населением через:

- непосредственное волеизъявление граждан - общие собрания, сходы, конференции, опросы;

- органы ТОС.

Статья 8. Общие собрания, сходы, конференции граждан и опрос населения


Общие собрания, сходы, конференции граждан созываются органами местного самоуправления, органами ТОС или инициативными группами жителей по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В работе общих собраний, сходов, конференций принимают участие граждане, достигшие 16 лет и проживающие на соответствующей территории.

Граждане, не проживающие на соответствующей территории могут участвовать в работе общих собраний, сходов, конференций с правом совещательного голоса.

Общие собрания, сходы правомочны, если в них принимают участие более половины жителей соответствующей территории.

Конференции правомочны при участии не менее двух третей представителей от жителей соответствующей территории.

К компетенции общих собраний, сходов, конференций граждан соответствующей территории относятся решения следующих вопросов:

- принятие положений (уставов) ТОС;

- избрание органов ТОС;

- досрочное прекращение полномочий органов ТОС;

- утверждение программ деятельности ТОС;

- оценка деятельности органов ТОС по их отчетам;

- избрание ревизионной комиссии ТОС;

- решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

Решения общих собраний, сходов, конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом (протокол должен содержать следующие данные: дату и место проведения, общее число граждан, имеющих право принимать решения на общем собрании, сходе, конференции, количество жителей, принявших участие в работе общих собраний, сходов, конференций и принятые на них решения). Решения общих собраний, сходов, конференций в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления.

Опрос граждан производится по инициативе органов местного самоуправления, по инициативе ТОС или любого дееспособного гражданина по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Опрос граждан производится инициаторами самостоятельно. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на соответствующей территории и достигшие 16-летнего возраста.

Мнения граждан, участвующих в опросе, оформляются через опросный лист. Каждый опросный лист должен содержать: вопрос, на который гражданин должен ответить, и варианты ответа; фамилию, имя и отчество опрашиваемого и адрес места его проживания. Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос (фамилия, имя, отчество, адрес места проживания, телефон) или зарегистрирован органом местного самоуправления или органом ТОС.

Опрос граждан по вынесенному вопросу, на который необходимо получить мнение жителей соответствующей территории, должен пройти не более чем в течение 10 дней.

Статья 9. Органы территориального общественного самоуправления


Органы ТОС населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы органов ТОС населения проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства. Общее собрание (сход) или конференция граждан устанавливают срок полномочий органов ТОС.

Органы местного самоуправления по предложению инициативных групп граждан согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов ТОС.

Подготовка и проведение выборов органов ТОС населения осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет органов местного самоуправления.

Органы ТОС, исходя из принципов организации осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и из специфики соответствующей территории, подразделяются на:

- советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков и т.п.;

- объединения жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК и т.п.);

- квартальные, уличные, домовые и т.п. советы (комитеты).

Совет (комитет) микрорайона, жилого комплекса, поселка и т.п. может избираться на общем собрании (сходе) или конференции граждан соответствующей территории и может обладать правом юридического лица по решению общего собрания (схода) или конференции граждан в соответствии с законодательством.

Порядок избрания совета (комитета), организации его работы, компетенция, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяется Положением о совете (комитете) микрорайона, жилого комплекса, поселка и т.п.

Объединение жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК) могут обладать правами юридического лица и организуются на общем собрании собственников жилья в соответствии с законодательством.

Квартальный, уличный, дворовый, домовой совет (комитет) формируется на общем собрании (сходе) или конференции граждан или формируется из старших по домам (подъездам) и может обладать правами юридического лица в соответствии с законодательством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»