Постановление
от 27 мая 1999 года N 560
____________________________________________________________________
Утратило силу с 24 января 2006 года на основании
постановления Законодательного собрания Челябинской области
от 22 декабря 2005 года N 1985
____________________________________________________________________
Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Одобрить областную комплексную программу "Противодействие злоупотреблению и незаконному обороту наркотических средств" на 1999-2003 годы.
Председатель Законодательного собрания
В.Ф.Давыдов
Приложение
к решению коллегии при Губернаторе
Челябинской области
от 21.01.99 N 2/1
Челябинская областная комплексная программа
"Противодействие злоупотреблению и незаконному обороту наркотических средств" на 1999-2003гг.
Наименование Программы | Челябинская областная комплексная программа "Противодействие злоупотреблению и незаконному обороту наркотических средств" на 1999-2003гг. |
Основания для решения о разработке Программы | 1. Федеральный закон от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" |
| 2. Закон Российской Федерации от 02.06.92 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". |
| 3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.93 г. "О концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации". |
| 4. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.09.98 г. N 343-рп "О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими". |
| 5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.03.97 г. N 76 "О наркологических реабилитационных центрах". |
| 6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.09.98 г. N 287 "О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению Российской Федерации". |
| 7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.97 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания, использования наркотических лекарственных средств". |
| 8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.11.97 г. N 326 "О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства". |
| 9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от N 289 от 05.10.98 г. "Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека". |
| 10. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации 05.07.88 г. "Об утверждении наставления по организации борьбы с распространением наркомании и токсикомании". |
Основные разработчики Программы | Главное управление здравоохранения администрации области |
| Главное управление внутренних дел Челябинской области |
| Управление по координации деятельности правоохранительных органов |
| Главное управление образования администрации области |
| Главное управление профессионального образования администрации области |
| Межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту |
| Межведомственная комиссия по проблемам социальной патологии |
| Рабочая группа по разработке областной комплексной программы по предупреждению и борьбе с наркоманией |
Цели Программы | - создание в области системы профилактики употребления наркотиков; |
| - снижение уровня заболеваемости наркоманией; |
| - снижение уровня незаконного оборота наркотиков; |
| - уменьшение уровня преступности, связанной с распространением наркотиков. |
Сроки реализации Программы | 1999-2003гг. |
Перечень основных мероприятий | 1. Организационные меры. |
| 2. Совершенствование лечебно-диагностической помощи. |
| 3. Меры профилактики наркомании. |
| 4. Пресечение незаконного оборота наркотиков. |
Исполнители основных мероприятий | Главное управление здравоохранения администрации области |
| Главное управление образования администрации области |
| Главное управление профессионального образования администрации области |
| Главное управление внутренних дел Челябинской области |
| Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области |
| Челябинская таможня |
Ожидаемые результаты | Снижение уровня потребления наркотических средств и заболеваемости наркоманией |
| Снижение уровня незаконного оборота наркотиков |
Система организации контроля за исполнением Программы | Межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту: |
| - экспертные проверки хода выполнения Программы, |
| - информационные записки о ходе выполнения Программы Губернатору области |
Группы мероприятий | Финансирование по годам (тысячи рублей) | Всего по группам мероприятий | ||||
| 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
|
Совершенствование лечебно-диагностической помощи | 0,00 | 7316,01 | 2301,00 | 1451,00 | 1426,00 | 12494,00 |
Меры профилактики наркомании | 0,00 | 13985,00 | 236,50 | 116,5 | 116,5 | 14434,5 |
Пресечение незаконного оборота наркотиков | 0,00 | 5887,64 | 4496,04 | 3924,04 | 3924,03 | 18231,75 |
Итого | 0,00 | 27188,64 | 7033,54 | 5491,54 | 5466,53 | 45180,25 |
Наркомания и связанная с ней преступность в Челябинской области приобретают все более значительные масштабы и существенно сказываются на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на безопасность населения и правопорядок. Стабильно растет количество лиц, злоупотребляющих наркотиками. В 1996 году на учете в областном наркоднспансере состояло 2787 человек, допускающих немедицинское потребление наркотиков, а по итогам 1997 года их количество увеличилось на 43,6%, составив 4003 человека, 858 из них - несовершеннолетние. С 1993 года по 1997 год число лиц, злоупотребляющих наркотиками, увеличилось в 10 раз, подростковая наркомания - в 16 раз. По экспертным оценкам - истинная численность наркоманов в 10-15 раз превышает цифру официальной статистики. Особую озабоченность в складывающейся ситуации вызывает увеличение детской и подростковой наркомании.
Растет связанная с наркотиками преступность. Число преступлений, совершаемых с целью добывания средств для приобретения наркотиков, составляет до 60% от общего количества имущественных преступлений. В 1997 году выявлено 3719 преступлений, связанных с наркотиками. За последние 7 лет их количество увеличилось в 15 раз.
Анализ выявленных преступлений и поступающая оперативная информация показывают, что более половины изымаемых наркотиков доставляется в область из государств ближнего зарубежья. В 1997 году отмечено большое число случаев изъятия "жестких" наркотиков опийной группы, что указывает на переход от "количества к качеству" потребляемых наркотиков, обладающих свойством вызывать высочайшую физиологическую зависимость от них, и поэтому особенно опасных.
В последнее время на "черный рынок" наркотиков все активнее влияют организованные преступные группировки из государств ближнего зарубежья.
Основными проблемами в борьбе с распространением наркомании остаются:
1. Высокие доходы от наркобизнеса - более 1000% (1 кг опия, проходя путь от границы с Афганистаном до Челябинской области возрастает в цене с 2 тысяч рублей до 20-25 тысяч).
2. Общность и открытость границы с государством Казахстан (670 км), являющимся одним из производителей наркотика "марихуана" и транзитным для государств Средней Азии, Афганистана и Пакистана, откуда перемещаются такие крайне опасные наркотики как опий, гашиш, героин. Отсутствие действенного заслона от контрабанды наркотиков на таможенных и пограничных постах в южных районах Челябинской области.
3. Активная бесконтрольная миграция и транзитное перемещение большого количества грузов из государств Средней Азии в Челябинскую область и другие регионы России, позволяющие торговцам наркотиков провозить крупные партии товара.
4. Слабая материально-техническая база и малочисленность спец. подразделений правоохранительных органов, ведущих борьбу с наркобизнесом.
5. Недостаточность материально-технической базы для диагностики новых для России видов наркомании, эффективного лечения и реабилитации больных наркоманией.
В данных условиях отсутствие адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании привело к тому, что незаконный оборот наркотиков и наркомания в целом превратились в широкомасштабную угрозу безопасности и здоровью населения области, влекущую необратимые социальные последствия.
Главной задачей Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Выполнение Программы основывается на объединении усилий заинтересованных государственных органов, общественных формирований, неправительственных организаций и граждан. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества в борьбе с распространением наркотиков и связанных с этим явлением правонарушений, а также профилактике и лечению наркомании, особенно среди несовершеннолетних.
Повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств, предпосылки для сокращения поступления наркотиков в область снизят рост наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
N п/п | Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения | Финансирование по годам (в тысячах рублей) | Источники финансирования | ||||
|
|
|
| 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| Организационные меры |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | В целях определения фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотических средств и связанных с этим потерь общества провести комплекс социальных и специальных исследований и с учетом полученных результатов оценить: | Администрация области, УВД и Управление юстиции | Первое полугодие 1999 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
| - масштабы немедицинского потребления наркотиков в области; |
|
|
|
|
|
|
|
|
| - уровень незаконного потребления наркотиков и связанной с ним преступности; |
|
|
|
|
|
|
|
|
| - материальные затраты и потери в сферах производства, здравоохранения, правоохранительной деятельности и осуществления правосудия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Проработать вопрос создания специального фонда борьбы с незаконным потреблением наркотических средств и их незаконным оборотом с активами, формируемыми из целевых бюджетных ассигнований, средств министерств и ведомств, добровольных взносов организаций и других источников. | ГФУ, УВД, ГУЗО | 1999 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
3 | Обеспечить постоянный обмен информацией по вопросам борьбы с распространением наркомании между всеми заинтересованными ведомствами. | Межведомственная комиссия | 1999-2003 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
4 | Обобщить судебную практику и применение законодательства по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, и особенно по делам, связанным со сбытом наркотиков. | УВД области, УВДТ, Управление юстиции | Первое полугодие 1999 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
5 | Изучить и обобщить зарубежный опыт борьбы с наркобизнесом. Выработать рекомендации по совершенствованию противодействия данному явлению. | УВД, УФСБ, УВДГ, ГТК, ФПС | 1999 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
| Совершенствование лечебно-диагностической помощи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Изучить и обобщить зарубежный опыт лечения и медицинской реабилитации больных наркоманией, используя возможности "Internet", и выработать рекомендации применительно к Челябинской области. | ГУЗО, Областная наркологическая больница | 1999 г. |
| 15,00 |
|
|
| Областной бюджет |
2 | Открыть отделения неотложной наркологической помощи в областной наркологической больнице и Магнитогорском наркологическом диспансере в пределах имеющегося коечного фонда и оснастить их необходимым оборудованием. Изучить необходимость открытия отделений неотложной наркологической помощи в городах Златоусте, Троицке. | ГУЗО, Областная наркологическая больница | 1999-2000 г. |
| 1500,00 | 300,00 | 300,00 | 300,00 | Областной бюджет, бюджеты территорий в пределах средств утвержденного бюджета |
3 | Организовать на базе областной наркологической больницы реабилитационное отделение для наркологических больных в пределах коечного фонда и оснастить его необходимым оборудованием. | ГУЗО | 2001 г. |
|
| 1000,0 | 300,00 | 300,00 | Областной бюджет |
4 | Обеспечить современным оборудованием химико-токсикологическую лабораторию областной наркологической больницы, укомплектовать аппаратурой, современной техникой круглосуточный кабинет экспертизы алкогольного и наркотического опьянения. | ГУЗО | 1999 г. |
| 3500,00 | 500,00 | 500,00 | 500,00 | Областной бюджет |
5 | Создать при областной наркологической больнице регистр наркологических больных и осуществлять мониторинг заболеваемости и смертности от наркологической патологии. С этой целью приобрести необходимую оргтехнику. Создать локальную сеть. | Областная наркологическая больница | 1999 г. |
| 550,00 | 100,00 |
|
| Областной бюджет |
6 | Организовать наркологическую клинику на базе областной наркологической больницы. Оснастить ее медицинской аппаратурой, учебными и методическими материалами. | ГУЗО, администрация ГУрМАДО | 1999 г. |
| 300,00 |
|
|
| Областной бюджет |
7 | Произвести реконструкцию и капитальный ремонт помещений амбулаторно-поликлинической службы и вспомогательных лечебно-диагностических отделений областной наркологической больницы. | ГУЗО | 1999-2003 г. |
| 500,00 | 150,00 | 100,00 | 75,00 | Областной бюджет |
8 | Организовать в областной наркологической больнице видео-, фонотеку передач по профилактике наркологической патологии. С этой целью приобрести аудио-, видеоаппаратуру и видеофильмы. | Областная наркологическая больница | 1 полугодие 1999 г. |
| 151,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | Областной бюджет |
9 | Принять меры к укомплектованию врачами психиатрами-наркологами лечебных учреждений городов и районов области. | Главы муниципальных образований | 1999-2003 г. |
|
|
|
|
| Бюджеты территорий |
10 | Изучить и определить возможности лечения наркомании путем селективного воздействия лазерного излучения на глубинные структуры мозга. | Челябинский институт лазерной хирургии | 1999-2003 г. |
| 700,00 | 200,00 | 200,00 | 200,00 | Областной бюджет |
| Меры профилактики наркомании |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Изучить и обобщить состояние воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства, в учреждениях основного и дополнительного образования с отражением вопросов профилактики распространения наркомании и пропаганды здорового образа жизни. | Комитет по делам молодежи, Комиссия по делам несовершеннолетних | 1999 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
2 | Разработать систему теле- и радиопередач для детей и родителей по проблемам профилактики наркомании и венерических заболеваний. | ГУИиО связей администрации области, ЧГГРК, УВД, ГУО, ГУЗО | 1999-2003 г. |
|
|
|
|
| Областной бюджет |
3 | Организовать сеть телефонов доверия для подростков, склонных к аддиктивному (неправильному) поведению и подверженных наркотической зависимости (Челябинск (ДК "Смена"), Златоуст, Миасс, Троицк, Магнитогорск, Карталы) | Комитет по делам молодежи, ГУО, УВД | 2001 г. |
| 429,00 |
|
|
| В пределах средств утвержденного бюджета |
4 | Разработать концепцию, программу нравственного воспитания учащихся, включающую вопросы профилактики наркомании, токсикомании, венерических заболеваний, правового просвещения и учебно-методические комплексы к ней. | ГУО, ГУПО | 1999 г. |
| 100,00 |
|
|
| Областной бюджет |
5 | Подготовить и издать памятки для различных социальных групп населения по вопросам профилактики насркомании и ВИЧ-инфекции. | ГУЗО, областной центр госсанэпиднадзора | 1999-2003 г. |
| 100,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 | Областной бюджет |
6 | При четырех общеобразовательных школах (Красноармейский, Увельский районы, гг.Челябинск, Златоуст) создать физкультурно-оздоровительные центры для детей и подростков. | ГУО, Комитет по физкультуре, культуре, спорту и туризму | 1999-2001 г. |
| 100,00 | 120,00 |
|
| Областной бюджет |
7 | Увеличить количество спортивных секций, кружков самодеятельного и технического творчества на базе средних школ и УНПО. | ГФУ, ГУО, ГУПО | 1999-2000 г. |
| 13123,0 |
|
|
| Областной бюджет |
8 | Организовать и провести на базе СОЛ "Спутник" слет лидеров молодежных организаций под девизом "Молодежь говорит наркотикам - нет" | ГУДМ области, УДМ г.Челябинск | 1999-2000 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
9 | Обеспечить ежегодное проведение областной профилактической акции "В XXI век - без наркотиков" | КДН, Комитет по делам молодежи, ГУПО, ГУО, ГУЗО | 1999-2000 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
10 | Разработать и ввести в учебные планы ВУЗов, готовящих кадры для системы образования, специальные курсы по проблемам наркомании в детской и подростковой среде. | Ректоры ВУЗов | 1999 г. |
|
|
|
|
| В счет текущего финансирования |
11 | Постоянно оказывать содействие трудоустройству молодежи и подростков из наиболее социально неблагополучных групп населения. | Комитет по делам молодежи, федеральная служба занятости населения | 1999-2003 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
12 | Ввести в учреждениях начального профобразования с большим контингентом детей-сирот должность социального педагога. | Администрация области, ГУПО | 1999 г. |
| 166,00 | 83,00 | 83,00 | 83,00 | Областной бюджет |
13 | В службу социально-педагогической помощи несовершеннолетним, работающую при ДК "Смена", ввести дополнительно штатную единицу медицинского работника. | ГУПО | 1999-2003 г. |
| 15,00 | 7,50 | 7,50 | 7,50 | Областной бюджет |
14 | На базе УНПО увеличить число спортивных секций, кружков самодеятельного и технического творчества | ГУПО | 1999-2000 г. |
| 52,00 | 26,00 | 26,00 | 26,00 | Областной бюджет |
15 | Обеспечить создание временных рабочих мест для трудовой и социальной реабилитации лиц, употребляющих наркотики. | Департамент Федеральной службы занятости населения по Челябинской области | 1999-2003 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
16 | Изучить в учреждениях ЯВ-48/9 практику лечения лиц, употребляющих наркотики и осужденных за преступления. По результатам разработать и осуществить меры по повышению его эффективности. | УВД, ГУЗО | 1999 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
| Пресечение незаконного оборота наркотических средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Разработать дополнительные меры оперативного перекрытия каналов незаконного ввоза наркотиков в Челябинскую область и транзита через нее. | УВД, УВДТ, УФСБ, ГПК, ФПС | 1999 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
2 | Обеспечить особый контроль экспортно-импортных операций фармацевтических и других предприятий, продукция которых может быть использована для производства наркотиков как прекурсоров. | ГГК, УВД, Комитет по фармации | 1999-2003 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
3 | Обеспечить регулярное проведение совместных оперативных мероприятий по пресечению нелегального ввоза и сбыта наркотиков на территорию области. | УВД, УВДТ, УФСБ, ГГК, ФПС | 1999-2003 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
4 | Рассмотреть возможность финансирования из областного бюджета 75 должностей сотрудников ОНОНа УВД области. | Администрация области | 1999-2003 г. |
| 3490,69 | 3490,69 | 3490,69 | 3490,68 | Областной бюджет (в рамках финансирования настоящей программы) |
5 | Определить статус химической лаборатории УВД как базовой для проведения экспертиз по наркотическим веществам для всех правоохранительных органов области. | УВДТ, администрация области | 1999-2003 г. |
| 1129,10 | 3,50 | 3,50 | 3,50 | Областной бюджет |
6 | Обязать УВД области на договорных условиях оказать помощь правоохранительным органам области по подготовке служебно-розыскных собак, специализирующихся по обнаружению наркотиков. | УВДГ, Администрация области | 1999-2000 г. |
| 80,00 |
|
|
| Областной бюджет |
7 | УВД области совместно с администрацией г.Магнитогорска проделать работу по техническому оснащению химической лаборатории УВД г.Магнитогорска. | УВД области, администрация г.Магнитогорск | 1999-2003 г. |
| 124,85 | 124,85 | 124,85 | 124,85 | Областной бюджет |
8 | Ужесточить контроль за регистрацией иностранных граждан (в первую очередь, выходцев из стран Центральной и Средней Азии) и выдачей им разрешений на осуществление трудовой, торговой и иной деятельности на территории области. | УВД области | 1999-2003 г. |
|
|
|
|
| Без дополнительного финансирования |
9 | Для повышения эффективности деятельности УФСБ в интересах борьбы с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков выделить отделу экономической контрразведки УФСБ: | УФСБ | 1999-2003 г. |
|
|
|
|
| Областной бюджет |
| - один автомобиль ВАЗ; |
|
|
| 100,00 |
|
|
|
|
| - десять радиостанций марки "Кенвуд"; |
|
|
| 128,00 | 12,00 |
|
|
|
| - десять микрофонов марки "Сони"; |
|
|
| 480,00 | 320,00 |
|
|
|
| - десять пейджеров; |
|
|
| 120,00 | 120,00 | 120,00 | 120,00 |
|
| - 3 тонны бензина АИ-93 в месяц (по магнитной карточке); |
|
|
| 135,00 | 135,00 | 135,00 | 135,00 |
|
| - комплекс миниатюрной видеозаписывающей аппаратуры ночного видения. |
|
|
|
| 240,00 |
|
|
|
10 | Обязать Челябинскую таможню использовать на таможенных постах служебно-розыскных собак для обнаружения наркотиков. | ГГК | 1999-2003 г. |
| 100,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 | Областной бюджет |
Финансирование Программы по годам (тысяч рублей):
1999 год - 0,00
2000 год - 27188,64
2001 год - 7033,54
2002 год - 5491,54
2003 год - 5466,53
Итого - 45180,25
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.
Контроль исполнения Программы осуществляет межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и незаконному обороту при Совете общественной и экономической безопасности Челябинской области.