ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 1999 года N 554

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2005 ГОДЫ"

(в редакции Постановлений Законодательного собрания Челябинской области от 30.03.2000 N 818, от 20.12.2001 N 370, от 29.05.2003 N 909)


Законодательное собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу "Воспроизводство лесов Челябинской области" на 1999 - 2005 годы.

2. Рекомендовать Губернатору Челябинской области рассмотреть вопрос дополнительного финансирования ведения лесного хозяйства в городских лесах города Челябинска за счет средств областного целевого бюджетного экологического фонда и внести предложения на рассмотрение Законодательного собрания Челябинской области.

Председатель
Законодательного Собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ



Утверждена
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 27 мая 1999 года N 554

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2005 ГОДЫ"

 (в редакции Постановлений Законодательного собрания Челябинской области от 30.03.2000 N 818, от 20.12.2001 N 370, от 29.05.2003 N 909)

ПАСПОРТ областной целевой программы "Воспроизводство лесов Челябинской области на 1999 - 2005 годы"


 Наименование          - Воспроизводство лесов Челябинской

 Программы               области на 1999 - 2005 годы

 Решение о разработке  - постановление Правительства Российской

 Программы               Федерации от 26 сентября 1997 года

                         N 1240 "О федеральной целевой программе

                         "Леса России" на 1997 - 2000 годы

 Государственный       - Комитет по природоресурсному комплексу

 заказчик Программы      администрации области

 Разработчик Программы - Челябинское управление лесами

 Цели и задачи         - осуществление комплекса лесоводственных,

 Программы               организационно - технических и

                         экономических мер, направленных на

                         сохранение и воспроизводство лесов,

                         повышение их средозащитной и

                         средоформирующей роли, обеспечение

                         потребностей народного хозяйства в

                         древесной и недревесной лесной продукции

 Основные показатели   - лесоустройство - 780 тыс. га,

 Программы               лесовосстановление - 46 тыс. гектар.

                         Рубки ухода в молодняках - 51,3 тыс. га

 Сроки реализации      - I этап - 1999 - 2000 годы

 Программы             - II этап - 2001 - 2005 годы

 Исполнитель Программы - Челябинское управление лесами

 Объемы и источники    - общий  объем финансирования - 543998 тыс.

 финансирования          рублей,  в том числе за счет федерального

                         бюджета - 69778,1 тыс. рублей, областного

                         бюджета   -   147995,9    тыс.    рублей,

                         собственных средств - 326224 тыс. рублей

(в ред.   Постановления   Законодательного   собрания  Челябинской

области от 30.03.2000 N 818)

 Ожидаемые результаты  - увеличение площади покрытых лесом земель

                         лесного фонда области на 49 тыс. га

 Контроль за           - контроль за ходом работ по выполнению

 реализацией Программы   Программы осуществляется комитетом по

                         природоресурсному  комплексу

                         администрации области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Мероприятия Программы направлены на обеспечение непрерывного, неистощительного использования лесного фонда области, воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов.

Основная цель Программы - уменьшить площадь не покрытых лесом земель, сохранить высокую продуктивность лесов и их роль в экологическом оздоровлении Уральского региона через систему лесоводственных, организационно - технических и экономических мер.

Срок реализации I этапа Программы рассчитан на 1999 - 2000 годы.

При разработке Программы использованы:

материалы государственного учета лесного фонда (по состоянию на 1 января 1998 года);

материалы лесоустройства в период 1995 - 1998 годы;

результаты анализа современного состояния и динамики лесного фонда области и развития лесного хозяйства за предшествующий период.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Леса Челябинской области, входящие в состав лесного фонда Российской Федерации, занимают площадь 2800 тыс. га из них покрыты лесной растительностью 2300 тыс. га, из них включены в расчет пользования 623,6 тыс. гектар (22,3 процента).

С учетом экономических, экологических и социальных значений лесного фонда в области леса I группы занимают 80 процентов, леса II группы - 20 процентов. В лесах I группы выделены особо охраняемые природные территории на площади 169,0 тыс. га, противоэрозионные - 768,7 тыс. га, леса зон санитарной охраны источников водоснабжения - 501,3 тыс. га, леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов - 306,3 тыс. гектар.

За период с 1993 года общая площадь земель лесного фонда области увеличилась на 214,7 тыс. га, площадь, покрытая лесом, увеличилась на 236,3 тыс. гектар. Площадь насаждений с преобладанием хвойных пород увеличилась на 10,8 тыс. гектар.

Из общей площади фонда лесовосстановления 50,0 тыс. га вырубки занимают 11,8 тыс. га, гари - 8,6 тыс. га и погибшие насаждения - 3,3 тыс. га, пустыри и прогалины - 26,3 тыс. гектар.

В последние годы отмечен рост площади лесов, погибших в результате подтопления.

Расчетная лесосека по главному пользованию лесом на 1999 - 2000 годы определена в объеме 888,5 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 157,1 тыс. куб. метров. Анализ динамики расчетной лесосеки показывает, что по сравнению с 1993 годом она уменьшилась на 696,9 тыс. куб. метров, или на 44 процента (1585,4 тыс. куб. м), а по хвойному хозяйству - на 167,3 тыс. куб. метров, или на 51,6 процента (324,4 тыс. куб. метров). В то же время увеличилась доля несплошных рубок, и 1993 году она составила 48,1 процента, 1997 - 68,4 процента, 1998 году - 69,8 процента. Увеличение объема несплошных рубок значительно сокращает объем и затраты на лесовосстановление.

Уменьшение расчетной лесосеки не оказывает прямого воздействия на фактический отпуск древесины. Фактическая заготовка древесины по главному пользованию составила в 1993 году 1033,1 тыс. куб. м, 1994 году - 602 тыс. куб. м, 1995 году - 658 тыс. куб. м, 1996 году - 519 тыс. куб. м, 1997 году - 443 тыс. куб. м, 1998 году - 416,7 тыс. куб. метров.

В связи с проведением базового лесоустройства ежегодный объем по рубкам ухода за молодняками на период 1999 - 2000 годы принимается в размере 6,9 тыс. га, прореживание - в объеме 50,8 тыс. куб. м, на период 2001-2005 годы рубки ухода за молодняками - 7,5 тыс. гектар и прореживание - 50,8 тыс. куб. метров ежегодно.

ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ


Основной целью в воспроизводстве лесов является обязательное лесовосстановление вырубок и гарей.

По данным учета лесного фонда области не покрытые лесом земли по состоянию на 1 января 1993 года составляли 148,6 тыс. га, по состоянию на 1 января 1998 года - 101,5 тыс. гектар.

Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет в целом по области, на первом этапе (1999 год) согласно программе "Леса России" планировалось провести воспроизводство лесов на площади 6,5 тыс. га, в том числе на площади 5,7 тыс. гектар - посев и посадку леса. С учетом средств, выделенных областным бюджетом, воспроизводство лесов в 1999 году запланировано провести на площади 4,0 тыс. га, в том числе на площади 3,0 тыс. гектар - посев и посадку. На втором этапе (2000 - 2005 годы) лесовосстановительные работы планируются в объеме 35 тыс. га, в том числе посадка лесных культур на площади 30 тыс. гектар.

Объемы работ по основным направлениям лесохозяйственной деятельности и по годам их проведения отражены в таблице 1.

Значительная часть лесокультурных площадей расположена в труднодоступных районах горнолесной зоны области. Механизация лесокультурных работ в таких условиях возможна только с внедрением промышленной технологии.

Для повышения качества и сохранности лесных культур предусматривается использование крупномерного посадочного материала (саженцев ели).

Ежегодная посадка лесных культур, создаваемых крупномерным посадочным материалом, к 2000 году предусматривается в объеме 120 гектар в год. На втором этапе реализации Программы ежегодную посадку лесных культур крупномерным посадочным материалом планируется довести до 150 гектар.

Перспективно применение посадочного материала, полученного из селекционно улучшенных семян. К 2005 году предусматривается довести заготовку лесных семян с улучшенной наследственностью до 20 процентов от общего объема заготовки семян.

Для перевода лесокультурного производства на селекционно - генетическую основу необходимо постоянно развивать лесосеменную базу. Ежегодно предусматривается закладка лесосеменных плантаций на площади 4 гектара.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящей Программой определен порядок финансирования лесного хозяйства области. Расходы на содержание аппарата управления, лесхозов, национальных парков, осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно - исследовательские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и полезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, развитие социальной сферы лесного хозяйства предусматривается финансирование из федерального бюджета.

Расходы на воспроизводство лесов финансируются за счет областного бюджета в соответствии с нормативами затрат, утвержденными Федеральной службой лесного хозяйства России.

Общая минимально необходимая потребность в операционных расходах на выполнение программных мероприятий на I этапе (1999 - 2000 годы) составляет 133809,3 тыс. рублей, на II этапе (2001 - 2005 годы) - 357495,3 тыс. рублей. (таблица 2. В ценах и методологии 1997 года с учетом деноминации).

Потребность в расходах по источникам финансирования отражена в таблице 3. За счет средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы предусматривается 147995,9 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодной корректировке в пределах расходов, предусматриваемых в областном бюджете на реализацию Программы.

(в ред. Постановлений Законодательного собрания Челябинской области от 30.03.2000 N 818, от 29.05.2003 N 909)

Потребность в лесохозяйственной технике, оборудовании и инвентаре, необходимых для проведения комплекса работ по воспроизводству лесов, отражена в таблице 4.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Выполнение областной целевой программы "Воспроизводство лесов Челябинской области на 1999 - 2005 годы" возлагается на Челябинское управления лесами.

Контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется органами исполнительной власти Челябинской области и Челябинским управлением лесами.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в лесном хозяйстве разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно - технические документы, регламентирующие использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов.

В целях реализации Программы предусматривается дополнить нормативную правовую базу лесного хозяйства области, в частности систему штрафов и поощрений, для строгого выполнения лесопользователями обязанностей по проведению лесовосстановления на вырубках способами и методами, указанными в разрешительных документах, соблюдения ими требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов, применению при лесозаготовках экологически безопасной техники и технологий.

Для реализации Программы в Челябинском управлении лесами сформирована комиссия, возглавляемая главным лесничим управления, с включением в ее состав руководителей структурных подразделений управления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»