1. Эксплуатирующая организация обязана разработать, утвердить в установленном порядке, а также согласовать с органами государственного регулирования безопасности и органами местного самоуправления план мероприятий по ликвидации радиационной аварии и защите работников (персонала) и населения, в котором должны содержаться следующие основные положения:
а) прогноз возможных аварийных ситуаций применительно к конкретному радиационно опасному объекту в случаях максимальной проектной и гипотетической аварий;
б) система оповещения органов государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности о возникновении и развитии аварии;
в) порядок введения аварийного плана в действие;
г) прогноз динамики развития радиационной обстановки;
д) критерии ликвидации последствий аварии на разных стадиях ее развития;
е) мероприятия по ликвидации и локализации очагов (участков) радиоактивного загрязнения территории;
ж) поведение работников (персонала) и меры его защиты при проведении работ по ликвидации последствий аварии;
з) мероприятия по ограничению облучения работников (персонала) и населения, а также по предотвращению радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды;
и) обязанности и виды ответственности должностных лиц при проведении работ по ликвидации последствий аварии.
2. Для эффективной ликвидации последствий радиационной аварки эксплуатирующие организации при согласовании с органами государственного регулирования безопасности обязаны определить, укомплектовать и поддерживать в готовности:
а) средства индивидуальной защиты для работников (персонала) в необходимом объеме и номенклатуре, а также места их хранения;
б) медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим;
в) аварийный запас средств измерений ионизирующих излучений, а также средств дезактивации и санитарной обработки;
г) инвентарь и подъемно - транспортные механизмы в достаточном количестве и номенклатуре для проведения неотложных работ по ликвидации последствий аварии;
д) аварийно - спасательные формирования, создаваемые из работников (персонала) эксплуатирующих организаций на контрактной основе.
Привлечение граждан для ликвидации последствий радиационной аварии допускается только на добровольной основе, при письменном согласии и после информирования их о возможных дозах облучения и риске для их здоровья.
Граждане должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
3. При возникновении радиационной аварии должны быть предприняты срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником ионизирующего излучения и исключению незапланированного облучения, либо сведения к минимуму доз облучения и количества облученных лиц из работников (персонала) и населения, радиоактивного загрязнения производственных помещений и окружающей природной среды, экономических и социальных потерь, вызванных аварией.
4. Эксплуатирующая организация при радиационной аварии обязана немедленно проинформировать органы государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, а также органы местного самоуправления, на подведомственных территориях которых возможно повышенное облучение населения.
5. При радиационной аварии, распространившейся за пределы промышленной зоны эксплуатирующей организации, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, орган исполнительной власти области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в ликвидации (снижении) негативных последствий аварии.
6. Радиационная безопасность работников (персонала) при выполнении работ по ликвидации последствий аварии обеспечивается:
а) предварительным инструктажем с указанием характера и последовательности работ, а в необходимых случаях - предварительной отработкой предстоящих операций;
б) использованием индивидуальных средств защиты и других способов защиты;
в) строгим дозиметрическим контролем;
г) регламентацией в соответствии с установленными нормами радиационной безопасности планируемого повышенного облучения, которое может быть оправдано лишь спасением жизни людей, предотвращением дальнейшего развития аварии и облучения большого числа людей.
Лица, привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ, приравниваются к работникам (персоналу) и на них распространяются положения настоящей статьи.
7. Радиационная безопасность населения при аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, обеспечивается путем вмешательства на основе принципов, приведенных в пункте 2 статьи 4 настоящего Закона.