Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1 .Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Челябинской области и к их должностным лицам, в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления, в органы территориального общественного самоуправления, а также в организации, находящиеся на территории Челябинской области, и к их руководителям (далее - органы и должностные лица) в связи с признанием, соблюдением, защитой прав, свобод и законных интересов граждан.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на следующие обращения граждан:
обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;
обращения, рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;
обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а законодательством Челябинской области - к компетенции Уставного суда Челябинской области;
обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека Российской Федерации;
обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых Федеральным законодательством, их уставами и положениями;
обращения, связанные с запросами в архивы;
анонимные и иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.
3. Депутаты законодательного (представительного) органа Челябинской области и представительных органов местного самоуправления рассматривают обращения граждан в порядке, установленном соответствующими законами Челябинской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Обращения граждан - индивидуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы, ходатайства, изложенные в письменной или устной форме.
2. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
жалобы - обращения граждан с требованием восстановления нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, других граждан их прав, свобод или законных интересов;
заявления - обращения граждан по поводу реализации их прав и свобод, закрепленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
предложения - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства;
ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими лицами определенного статуса, прав, свобод;
анонимные обращения - обращения, не содержащие фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работе или учебе, личной подписи;
коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях;
повторные обращения граждан - обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек срок рассмотрения данного обращения, установленный федеральным и областным законодательством, или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением.
Статья 3. Право граждан на обращение
1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) в соответствии с настоящим Законом вправе лично или через своих представителей обращаться:
в органы государственной власти и к их должностным лицам;
в органы местного самоуправления Челябинской области и к их должностным лицам;
в органы территориального общественного самоуправления и к их руководителям;
в органы управления организаций и к их руководителям;
в иные органы и к иным должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.