ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 1998 года N 446
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА
Признано утратившим силу
от 26.05.2005 N 253; НГР: ru74000200500151
Изменение:
Постановление Губернатора Челябинской области от 31.08.2004 N 472; НГР: ru74000200400200
Во исполнение Закона Челябинской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях реализации Программы создания территориальной подсистемы ЕГАСКРО в Челябинской области, составленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" от 2 ноября 1995 года N 1085 и утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. N 67,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о территориальной системе радиационного мониторинга Челябинской области (ТСРМ) (далее - Положение) (приложение N 1).
2. Утвердить состав комиссии по вопросам функционирования и развития территориальной системы радиационного мониторинга Челябинской области (приложение N 2).
3. Заместителю Губернатора области, начальнику главного управления по радиационной и экологической безопасности администрации Челябинской области Подтесову Г.Н. в месячный срок утвердить положение о работе комиссии по вопросам функционирования и развития территориальной системы радиационного мониторинга Челябинской области.
4. Главному управлению по радиационной и экологической безопасности администрации Челябинской области (Подтесов Г.Н.) в срок до 15 сентября 1998 г. разработать Программу функционирования и развития ТСРМ в 1999 г. в пределах средств на 1999 год, предусмотренных Программой природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997 - 2000 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. N 67.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, начальника главного управления по радиационной и экологической безопасности администрации Челябинской области Подтесова Г.Н.
П.И. СУМИН
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ТСРМ)
В ред. Постановления Губернатора Челябинской области от 31.08.2004 N 472; НГР: ru74000200400200
1. Настоящее Положение определяет назначение, принципы построения, состав, а также регулирует основные вопросы функционирования территориальной системы радиационного мониторинга Челябинской области (далее - ТСРМ).
2. ТСРМ создается во исполнение требований законов Российской Федерации:
- "Об охране окружающей природной среды";
- "О радиационной безопасности населения";
- "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
и в соответствии с
- Постановлением Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории РФ" от 2 ноября 1995 г. N 1085;
- Программой создания территориальной подсистемы ЕГАСКРО в Челябинской области, составленной в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1085 от 2 ноября 1995 г. и согласованной Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; входящей в "Программу природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997 - 2000 годы", утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. N 67.
3. ТСРМ представляет собой совокупность сил и средств контроля радиационной обстановки в Челябинской области тех предприятий и организаций, в полномочия которых входят вопросы ведения радиационного мониторинга и выдачи рекомендаций по обеспечению радиационной безопасности населения.
4. Целью создания ТСРМ является совершенствование информационного обеспечения решений органов власти и управления в Челябинской области, направленных на предотвращение или снижение возможного ущерба от вредного воздействия на население и окружающую природную среду, обусловленного радиационным фактором.
5. Основными задачами ТСРМ являются:
- сбор и накопление информации о радиационной обстановке на территории Челябинской области, фактах и масштабах ее ухудшения и выдача прогнозов в этой области;
- обеспечение достоверной и полной информацией о состоянии радиационной обстановки на территории области органов власти и управления, населения области и средств массовой информации;
- подготовка рекомендаций администрации Челябинской области для выработки решений по управлению территорией с учетом радиационного фактора;
- представление информации в виде, пригодном для принятия управленческих решений, в том числе и при аварийных ситуациях;
- поддержание функционирования и развитие существующих ведомственных служб и базовых подсистем радиационного мониторинга для целей решения задач ТСРМ Челябинской области.
6. Базовыми подсистемами ТСРМ являются территориальные ведомственные подсистемы радиационного мониторинга и локальные системы радиационного мониторинга радиационно - опасных объектов и системы радиационного контроля других объектов, обеспечивающие на территории Челябинской области основные виды радиационного мониторинга (мониторинг источников радиационного загрязнения, окружающей природной среды, радиационного воздействия на человека) (согласно приложению к Положению).
6.1. Мониторинг источников радиоактивного загрязнения на территории Челябинской области осуществляется:
- системой контроля радиационной обстановки Минатома России, состоящей из локальных (объектовых) систем контроля радиационно - опасных объектов (ПО "Маяк", РФЯЦ-ВНИИТФ, ПСЗ);
- системой контроля источников радиационного загрязнения Государственного комитета по охране окружающей среды Челябинской области.
6.2. Мониторинг окружающей природной среды осуществляется территориальной подсистемой Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
6.3. Мониторинг радиационного воздействия на человека осуществляется территориальной ведомственной подсистемой органов Госсанэпиднадзора России на базе областного центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
7. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования базовых подсистем определяются соответствующими документами ведомственных служб.
8. Режимы функционирования ТСРМ:
8.1. Режим повседневной деятельности:
- осуществление базовыми подсистемами 3 основных видов радиационного контроля:
контроль источников радиоактивного загрязнения,
контроль окружающей природной среды,
контроль радиационного воздействия на человека;
- оценка данных радиационного мониторинга силами базовых подсистем, прогноз изменений радиационной обстановки;
- планирование и осуществление целевых и научно - технических программ и мер по функционированию и развитию базовых подсистем, по повышению уровня их готовности к выдаче рекомендаций для органов исполнительной власти по конкретным вопросам, связанным с обеспечением радиационной безопасности.
8.2. Аварийный режим:
- сбор информации о состоянии и динамике радиационной обстановки при аварийных ситуациях на территории Челябинской области в соответствии с регламентом деятельности территориальной подсистемы РСЧС;
- информационное обеспечение областной комиссии по чрезвычайным ситуациям.
9. Координирующим органом ТСРМ является комиссия по вопросам функционирования и развития территориальной системы радиационного мониторинга Челябинской области (далее - комиссия). Состав комиссии утверждается Губернатором Челябинской области.
10. Органами повседневного управления ТСРМ являются органы управления базовых подсистем и Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области.
Органами управления ТСРМ в аварийных ситуациях являются областная комиссия по чрезвычайным ситуациям и органы управления базовых подсистем.
В ред. Постановления Губернатора Челябинской области от 31.08.2004 N 472; НГР: ru74000200400200
11. Финансирование ТСРМ Челябинской области проводится за счет:
- средств федерального бюджета, в части функционирования и развития базовых подсистем по задачам, определенным федеральными органами управления;
- средств областного бюджета, в части функционирования и развития ТСРМ в интересах Челябинской области, за счет средств, предусмотренных "Программой природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997 - 2000 годы", утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20.03.97 г. N 67, в пределах бюджетных назначений на текущий финансовый год.
Предложения по обеспечению функционирования и развития ТСРМ в интересах Челябинской области готовятся органами повседневного управления ТСРМ и утверждаются комиссией.
Заместитель
Губернатора
Челябинской области
Г.Н.ПОДТЕСОВ
СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СОСТАВ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Подсистема мониторинга радиационного воздействия на человека
Функции:
- оценка дозовых нагрузок на население, проживающее на территории области;
- оценка риска здоровью населения по радиационному фактору;
- выдача рекомендаций и выработка регламентов для обеспечения радиационной безопасности на территории области;
- оценка дозовых нагрузок на население, проживающее на территории области, в аварийных ситуациях.
Состав:
а. Силы и средства Уральского научно - практического центра радиационной медицины:
1. Радиохимическая и спектральная лаборатория
2. Счетчик измерения гамма-бета излучения тела человека (СИЧ)
3. Аналитическая система расчета доз внешнего и внутреннего облучения
б. Силы и средства Областного центра Госсанэпиднадзора в Челябинской области
1. Уральский региональный радиологический центр;
2. Восемь центров Госсанэпиднадзора в зоне влияния ПО "Маяк" в населенных пунктах: Кыштым, Карабаш, Верхний Уфалей, Миасское, Долгодеревенское, Аргаяш, Касли, Кунашак.
2. Подсистема мониторинга источников радиоактивного загрязнения
Функции:
- оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационным загрязнением местности;
- обеспечение безопасного функционирования источников.
Состав:
а. Силы и средства Государственного комитета по охране окружающей среды Челябинской области:
1. Специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа (СИГЭКА);
2. Сеть контроля {*}, в составе 3 автоматических постов контроля источников ПО "Маяк": {"Карачай", "з-д N 235", "з-д N 235-мет"}.
б. Силы и средства объектовых систем контроля ПОО:
ПО "Маяк"
1. Лаборатория охраны окружающей среды ЦЗЛ;
2. Автоматизированная сеть контроля в составе: