Действующий

О проекте новой редакции Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года


IX. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ


Решение таких масштабных задач, как обеспечение экономического роста, конкурентоспособности, создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни граждан невозможно без значительного повышения результативности деятельности органов исполнительной власти, эффективности использования ресурсов, которыми управляет государство, в том числе - финансовых.

Реформирование системы государственного управления в Республике Карелия является одним из важных условий социально-экономического развития региона и одним из основных направлений реализации стратегии.

В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основным препятствием на пути экономических реформ называется недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти, отсутствие увязки бюджетных расходов с приоритетами социально-экономической политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

По существу, сфера государственного управления превращается в ограничивающий фактор для социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности регионов. Только эффективное государственное управление, активное государственно-управленческое стимулирование экономического роста способны обеспечить поступательное экономическое развитие и успешное решение поставленных задач.

Повышение эффективности государственного управления достигается путем реализации мероприятий по проведению административной реформы в Республике Карелия. Административная реформа направлена на повышение эффективности использования бюджетных ресурсов органами исполнительной власти и местного самоуправления, обеспечение доступности и  качества государственных услуг населению, создание механизмов ответственности власти перед людьми.

Повышение эффективности функционирования органов власти Республики Карелия, обеспечение ориентации их деятельности на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития будет осуществляться в первую очередь путем внедрения методов управления по результатам.

В республике заметны успехи корпоративного сектора экономики в рациональной организации производства, росте доходности, особенно в связи с применением систем "планирование - программирование- бюджетирование". Высокая эффективность этих методов в корпоративном секторе привела к необходимости использования их в сфере управления общественными финансами.

Результаты деятельности государственного сектора на данном этапе реформирования менее эффективны: существуют отдельные вопросы оценки эффективности бюджетных расходов, определения результатов финансирования, их измерения и сопоставления с суммой затрат. Вследствие этого внедрение системы планирования и проектного управления в равной мере важно и для успешного реформирования государственного управления, и для решения других задач, связанных с реализацией полномочий органами власти.

Разработка такой системы должна осуществляться одновременно с внедрением новых комплексных механизмов целеполагания и бюджетирования, ориентированных на результат, и к окончанию инновационного этапа развития экономики должна стать действенным и самодостаточным механизмом развития.

В перспективе в рамках внедрения механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Республики Карелия планируется:

1) продолжить внедрение результативных принципов управления, разработать систему измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия и подведомственных учреждений по основным направлениям деятельности в соответствии со стратегическими целями и задачами;

2) законодательно встроить механизм управления по результатам в бюджетный процесс Республики Карелия;

3) обеспечить массовое внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат (БОР), на уровне подведомственных учреждений;

4) начать внедрение принципов БОРа на уровне местного самоуправления Республики  Карелия;

5) создать и внедрить методики мониторинга и контроля достижения результатов деятельности главных распорядителей средств бюджета Республики Карелия и подведомственных учреждений;

6) разработать и внедрить систему стимулирования государственных гражданских служащих, базирующуюся на показателях результативности, должностных регламентах, а также срочных служебных контактах.

Мероприятия по внедрению системы управления, ориентированного на результат, интегрируясь с мероприятиями Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и федеральной целевой программы "Электронная Россия", позволят достичь значительных результатов в сфере реформирования государственного управления:


­ повышение общественного эффекта от реализации среднесрочных программ;


­ формирование единой системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ;


­ внедрение системы внутреннего аудита эффективности расходов бюджета;


­ создание системы планирования и оценки результативности служебной деятельности, базирующейся на должностных регламентах. С результатами служебной деятельности предполагается увязывать оплату труда государственных служащих.

Таким образом, создание механизмов конкурентного распределения ресурсов в органах власти (подведомственных им государственных учреждениях) позволит значительно повысить эффективность работы органов власти, послужит стимулом для придания им инновационного проектного характера управления имеющимися ресурсами. А это, в свою очередь, послужит дополнительным стимулом социально-экономического развития региона.

Стандартизация и регламентация. В Республике Карелия, как и в Российской Федерации в целом, назрела острая необходимость пересмотра отношений государства и общества. Важнейшая цель административной реформы - оказание доступных качественных услуг населению (не обществу - в абстрактном его понимании, а конкретным гражданам, организациям). Это требует пересмотра и создания новых эффективных механизмов оказания государственных услуг, ориентированных на интересы граждан и учитывающих их потребности.

Результатом работы в данном направлении станет внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и внедрение новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов власти и их должностных лиц.