В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выделены целевые ориентиры и соответствующие направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, которые являются приоритетными для Республики Карелия и которые полностью реализуются в ходе выполнения оптимального сценария республики. В то же время при их реализации необходимо учитывать как специфику республики, так и особенности поставленных задач в контексте региональной политики России.
Особенность ситуации состоит в комплексности и системности задач, объективно определенная необходимостью выхода из системного кризиса. Так (как определено в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации) переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития, обеспечивая опережающее развитие тех секторов экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Особенностью региона и одновременно стратегическим фактором для России является приграничное положение Республики Карелия на северо-западе России. Через Карелию и при участии Финляндии происходит интенсивный процесс сближения России с северо-европейским сообществом.
Республика Карелия активно осуществляет международное сотрудничество с Финляндией, Швецией и Норвегией на уровне двусторонних связей республики с губерниями и союзами коммун, на уровне муниципалитетов, организаций и граждан. Также развивается сотрудничество на договорной основе со штатом Вермонт (США) и с префектурой Илиа (Греция). Этому способствует значительное количество пунктов пропуска (международный воздушный пункт пропуска "Петрозаводск", три международных автомобильных пункта пропуска, два международных железнодорожных пункта пропуска, 8 пунктов упрощенного пропуска). Карельский участок (798 км) является самым протяженным на российско-финляндской границе. Развитая приграничная и таможенная инфраструктура, а также проекты, осуществляемые в рамках "Еврорегиона Карелия", демонстрируют положительный опыт приграничного взаимодействия соседних территорий. Карелия является давним и активным участником программ Совета Министров Северных стран и Баренцева сотрудничества, осуществляла в 2005-2007 годах функции председателя Регионального Совета Баренцева Евро-Арктического региона. В 2003 г. Республика Карелия признана Европейским регионом года.
Таким образом, в силу культурной, исторической и этнической самобытности, а также благодаря своему геополитическому положению территория республики играет роль своеобразной зоны взаимовлияния и взаимообогащения двух культур - российской и западной.
Поэтому региональная идентичность Карелии может быть выражена идеей:
В контексте европейского выбора России Карелия - территория эффективной интеграции лучшего российского и мирового опыта в области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды на основе взаимовыгодного партнерства; территория взаимодействия культур (деловой, трудовой, технологической, национальной и т.д.) России и Северной Европы на основе равных возможностей.
В документах Евросоюза основными условиями конкурентоспособности территорий названы человеческий капитал, инфраструктура и инновации (имеющие значение в смысле "экономики знаний"). Поэтому в силу необходимости интеграции в европейское пространство, объективно обусловленной приграничным положением, формирование этих условий для республики является приоритетным.
Для того чтобы сконцентрировать средства и ресурсы на решающих направлениях, определенных в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации в качестве направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, обозначим приоритеты развития республики с учетом ее особенностей и роли (раздел 5), а также предложим связывающие (объединяющие) территорию проекты и соответствующие виды экономической деятельности, направленные на выпуск конкурентоспособных региональных продуктов и институциональной среды (раздел 6), кроме того, выделим в отдельный раздел необходимые институциональные преобразования, направленные на совершенствование государственного управления и создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику (раздел 7).
Данный комплекс взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований в итоге должен обеспечить реализацию оптимального (инвестиционно-инновационного) сценария развития Республики Карелия как эффективного и перспективного региона России.
1. Развитие человеческого потенциала
В эпоху глобализации развитие человеческого потенциала, создание высоконкурентной институциональной среды, а также культурные и ментальные отличия являются основой конкурентных преимуществ и ценности территории. Республика Карелия сможет быть конкурентоспособной только в том случае, если сумеет сохранить и развить свои уникальные активы, в том числе территориально- и национально-культурную систему ценностей, а также обеспечить высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие, согласие в обществе и безопасность граждан и общества, развитие институтов рынка и демократического общества. Наличие таких активов является определяющим при принятии компаниями и инвесторами решений о размещении бизнеса на территории Карелии. Именно эти активы обеспечивают большую ценность для ключевых карельских групп интересов (власти, бизнеса и населения), либо равную ценность по сравнению с соседними регионами и странами при меньших издержках.
Для обеспечения конкурентоспособности территории требуется соответствующая предпринимательская культура, современная образовательная среда и подготовка высококвалифицированных кадров, способных осуществлять посредническую деятельность между участниками международного, национального и местного уровней, развитие финансовой грамотности населения. Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности (Концепция долгосрочного развития Российской Федерации).
Главный ресурс Карелии - не природное богатство, а люди, способные к творческой деятельности и генерации новых идей. Поэтому необходимо поддерживать творческие предпринимательские способности народа, создать такие условия для личности, чтобы можно было жить, работать (зарабатывать) и творить.
Именно развитие человеческого капитала является базой для поиска ответа на сложившиеся вызовы.
Человеческий капитал является основой эволюционного развития сообщества республики, включает в себя социальное воспроизводство населения, в том числе следующие виды воспроизводства:
- демографическое (новых поколений);
- квалификации и компетенции,
- духовно-культурное;
- социальных институтов, в первую очередь образования.
Развитие человеческого капитала будет осуществляться путем реализации активной демографической политики и развития социальных секторов экономики для создания благоприятных условий для развития способностей каждого человека и повышения конкурентоспособности человеческого капитала.
Основной целью государственной политики в сфере развития человеческого капитала является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения Республики Карелия к 2020 году на уровне не ниже 690 тыс. человек и создание условий для ее роста при увеличении продолжительности жизни до 68 лет и повышении качества жизни, а также обеспечения всеобщей доступности гарантированных социальных услуг и качественного социального обслуживания населения.
Приоритетными направлениями данной политики являются следующие:
- преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения; путем:
снижения смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, снижения инвалидности и смертности населения от управляемых причин, прежде всего в трудоспособном возрасте посредством увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни, включая снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации, создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни;