Действующий

О проекте новой редакции Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года

IV. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


В соответствии с Концепцией "Возрождение Карелии" на период до 2012 года  основная концептуальная идея социально-экономического развития республики сформулирована  следующим образом:

Республика Карелия - приграничный российский регион, развивающийся на принципах открытой социально-ориентированной рыночной экономики, использующий свое геоэкономическое положение, человеческий капитал и природные ресурсы в целях создания условий для развития эффективной экономики и роста качества жизни населения.

Актуальность данного подхода  сохраняется и на более долгосрочную перспективу.

Вместе с тем, в  соответствии с Доктриной развития Северо-Запада России  Карелия классифицируется как сырьевая провинция Северо-Запада. Сохранение за республикой  в долгосрочной перспективе такого статуса становится препятствием для концентрации на территории ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, культурных ценностей и т.д. Нерешенность этой проблемы не позволит республике стать эффективным элементом каркаса пространственной организации России.

На период  до 2020 года необходимо определить экономическую  стратегию ответов на вызовы в условиях  усиления процессов глобализации,  возрастающей  конкуренции за ресурсы и факторы производства,  в преддверии вступления России в ВТО. Последнее обстоятельство имеет существенное значение для интенсивного сбалансированного развития республики как приграничного региона и закрепления его на глобальном рынке в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых и других обменов.

Если Республика Карелия не находит адекватного ответа на вызовы, то ее развитие происходит в соответствии с планами внешних субъектов. Республика, являясь приграничным регионом и располагая определенными природными ресурсами, представляет собой объект заинтересованности со стороны субъектов международного и российского уровня. При встраивании республики в чужую идеологию и подчинении сторонним интересам можно ожидать постепенный перенос центров управления развитием территории за ее пределы. Этот процесс будет сопровождаться мотивом встраивания в систему международного разделения труда под надзором и опекой со стороны более развитых соседей. При отсутствии активных действий со стороны Российской Федерации и Республики Карелия экономические, социальные и внешнеполитические интересы фактически будут навязываться внешними субъектами. Данное обстоятельство предопределяет дальнейшую последовательность действий и событий, в результате которых республика сохраняет статус сырьевой провинции,  территориальный каркас формируется как ресурсно-ориентированный (рис. 19):


1. Приграничное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Республики Карелия будут ориентироваться, преимущественно, на добычу и поставки сырья.


2. Инфраструктурный комплекс будет ориентироваться  на развитие инфраструктуры сырьевых территорий и развитие транзита ресурсов.


3. Развитие получат лишь территории,  связанные  с добычей ресурсов и  их первичной переработкой (или предпродажной подготовкой). На аутсорсинг местным предприятиям будут передаваться только технологические операции, создающие незначительную добавленную стоимость.


4. Размещение производительных сил будет происходить в направлении сворачивания перерабатывающих производств. Инвестиции будут вкладываться в развитие сырьевых производств и приобретение мобильных ресурсодобывающих комплексов (лесозаготовительной, карьерной техники). В долгосрочной перспективе освоение территории примет вахтовый характер.


5. Для обеспечения модели экономики (не ориентированной на комплексное и рациональное ресурсопользование) будут сформированы кадастры ресурсного потенциала территории. При этом капитализация добываемых ресурсов будет осуществляться за пределами республики - добавленная стоимость будет оставаться в центрах их переработки, доходы от торговли продукцией - в торговых центрах.


6. В конечном итоге на территории остается минимум трудовых ресурсов и населения, необходимого для выполнения технологических операций по добыче и первичной переработке, предпродажной подготовке ресурсов, по обслуживанию добывающих производств и содержанию необходимых инфраструктурных объектов. В перспективе следует ожидать значительного увеличения оттока населения и, прежде всего, молодежи.

Обеспечить повышение качества жизни населения республики возможно только за счет максимального использования потенциала территории и сбалансированного развития экономики республики как эффективного и перспективного региона России (в контексте ее стратегической цели - достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан).

Стратегической целью социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года является повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов.

Для обеспечения достижения российской и региональной стратегических целей и целевых ориентиров ставятся следующие задачи:


1. Усиление роли Республики Карелия как приграничного региона на Северо-Западе России в экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии России со странами Севера Европы и Европейского Союза.


2. Модернизация социальной сферы и развитие человеческого капитала, обеспечение высоких стандартов благосостояния человека.


3. Развитие гражданского общества и частно-государственного партнерства, обеспечение конституционных прав граждан, социального благополучия и согласия в обществе.