ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 апреля 2010 года N 142р-П
В связи с принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N Пр-2268:
1. Одобрить:
а) прилагаемый проект новой редакции Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года и представить его в установленном порядке для утверждения в Законодательное Собрание Республики Карелия;
б) прилагаемый проект Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.
2. Министерству экономического развития Республики Карелия в месячный срок со дня принятия постановления Законодательного Собрания Республики Карелия об утверждении новой редакции Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года доработать совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Карелия и организациями проект Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Карелия для его утверждения.
3. Контроль за выполнением пункта 2 настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия Колесова А.С.
Исполняющий обязанности
Главы Республики Карелия
П.В. Чернов
Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 16 апреля 2010 года N 142р-П
СТРАТЕГИЯ
социально-экономического
развития Республики Карелия
до 2020 года
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия "Возрождение Карелии" Правительству Республики Карелия в целом удалось обеспечить общественно-политическую, социально-экономическую стабильность в республике, создать и закрепить новые условия для экономического роста и формирования гражданского общества. Предложенный в Концепции сценарий развития республики проходит в заданных временных интервалах: от мобилизационного этапа, через стабилизационный - к инновационному этапу.
В то же время, поскольку Карелия является неотъемлемой частью единого геоэкономического пространства, нестабильного и динамичного, то региональная экономика и общество оказались перед вызовами, носящими долговременный системный характер. Глобальный кризис 2008-2009 годов обострил внутрирегиональные проблемы и потребовал акцентирования экономической политики на реструктуризации и модернизации региональной экономики и ускорения перехода на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности карельской продукции. На это нацеливают российские стратегические документы, в частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В соответствии с новыми реалиями в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обозначены вызовы и стратегическая цель и целевые ориентиры России. Необходимо в новых условиях обеспечить воспроизводство человеческих ресурсов и высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, безопасность граждан и общества, поддержать и развить инфраструктуру и сбалансированное пространственное развитие, сформировать предпосылки для создания экономики лидерства и инноваций и усилить конкурентные преимущества региона на основании определения своего места в системе международного и межрегионального разделения труда, а также широкого использования новых технологий, в том числе информационно - коммуникационных, в государственном управлении, бизнесе, сфере социального обслуживания.
В новой модели управления экономикой акцент переносится на стратегическое управление и его информационно-технологическое обеспечение, нацеленные на формирование и удержание уникальной позиции территории в системе международных и межрегиональных взаимодействий. Поэтому новые условия, по причине требования повышения скорости и качества принимаемых решений, объективно требуют большего применения процесса научной экспертизы. В целом возрастает роль науки, а научно-образовательный и инновационный комплекс в целом становится фундаментом успешного развития региона.
Стратегия или путь преодоления кризисов лежит через инновационное обновление капитала. При этом региональный капитал и капитализация, конкурентные преимущества региона рассматриваются как целевые функции и как важнейшие факторы при определении его стратегии в условиях внутренних ограничений и действия глобальных форматов экономического пространства.
Территория в экономическом смысле - это связные капиталы, осознавшие свою потребность в стратегической идее. Поэтому задача системы планирования заключается в том, чтобы создать на базе понятной идеологии целостную конструкцию из многочисленных капиталов на базе определенного каркаса развития территории (экономического зонирования с учетом экологической нагрузки). Поэтому стратегическое мышление требует от субъекта управления (региона) самостоятельного позиционирования в экономическом пространстве и выбора специализации региона в межрегиональной и международной торговле.
Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года разрабатывалась с учетом всего вышесказанного и является одним из элементов системы государственного планирования Республики Карелия, представляющей собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста ВРП, капитализацию активов территории и управление общественными потребностями.
Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года как управленческий документ содержит научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития республики и, в дальнейшем, - на обеспечение устойчивого инновационного развития. В ней представлены возможности выбора путей достижения целей из существующих альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизмов реализации принимаемых решений.
Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики республики, анализ нынешнего состояния экономики республики и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит характеристику экономических зон, перечень соответствующих программ и проектов. Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.
Стратегия предлагает систему принципов, которые отвечают целевым ориентирам, поставленным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также целям, определенным в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия. Стратегия предусматривает также реализацию приоритетных национальных проектов и посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Таким образом, на основании Стратегии формируются предпосылки для преодоления кризисных и иных негативных тенденций развития экономики, социальной сферы, демографической ситуации на всей территории и создается программа действий, которая учитывает значение Карелии как приграничного региона Российской Федерации.
Реализация Стратегии позволит обеспечить динамику процессов развития Республики Карелия как зоны эффективной интеграции приграничных территорий, а также в условиях сближения России и ЕС придать Карелии статус "визитной карточки" России.
Потенциал позитивных тенденций, проявившихся в посткризисный период 1999-2007 годов (1999-2001 годы - мобилизационный этап, 2002-2007 годы - стабилизационный этап), социально-экономическая стабильность и реализация мер экономической политики Правительства Республики Карелия позволили в последние годы сохранить положительную динамику большинства важнейших экономических показателей. Несмотря на новый кризис 2008-2009 годов, в соответствии с Концепцией "Возрождение Карелии" перед республикой поставлена задача: перейти к инновационному пути развития, ориентированному на модернизацию региональной экономики. К сожалению, не хватило времени и ресурсов, чтобы до кризиса 2008-2009 годов ответить на обозначенные вызовы, поэтому его последствия оказались весьма болезненными.
На протяжении 2002-2008 годов в Республике Карелия отмечался устойчивый рост производства в большинстве отраслей экономики, рост экспорта. Ежегодно увеличивались объемы розничного товарооборота, предоставляемых населению платных услуг, коммерческого грузооборота предприятий транспорта, возрастали прибыль предприятий, реальная заработная плата и пенсии. Среди 27 регионов Севера России по макроэкономическим показателям Карелия стабильно входит в первую десятку.
Валовой региональный продукт (ВРП), являющийся важнейшим показателем экономического развития региона, начиная с 1999 года, увеличивался как в действующих, так и в сопоставимых ценах (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика изменения валового регионального продукта
Основу экономики республики составляет промышленность, которая в период 2000-2001 годов формировала более 40% валового регионального продукта Карелии. Замедление темпов роста физических объемов промышленного производства, рост доли промежуточного потребления в этой отрасли, а также развитие других секторов экономики привело сначала к сокращению удельного веса промышленности в структуре добавленной стоимости, а затем фактически к восстановлению исходного состояния. Благодаря модернизации производства, благоприятной конъюнктуре, складывающейся в последние годы на основные виды выпускаемой продукции, постепенно восстанавливаются утраченные позиции. При этом в 2005 и 2007 годах достигнут самый высокий за последние девять лет рост промышленного производства - 118,7% и 116,8 к предыдущему году. В то же время среднегодовые темпы прироста физического объема ВРП ниже общероссийского среднего значения.
В структуре промышленного производства в Республике Карелия 53,2% составляют обрабатывающие производства, 32,4% - добыча полезных ископаемых и 14,4% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В составе обрабатывающих производств значительный удельный вес занимают: целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева (рисунок 2)
.
Рисунок 2. Структура объема отгруженных товаров, себестоимости продукции, выполненных работ и услуг по Республике Карелия за 2008 г., %.
В 2008 году в структуре оборота организаций по видам экономической деятельности республики определяющую роль играют обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь (рисунок 3)
.
Рисунок 3. Структура оборота организаций Республики Карелия
по видам экономической деятельности за 2008 г.,%
За 2008 год сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям составил 8,3 млрд. руб. прибыли, что в 4,7 раза превышает уровень 2004 года. Прибыль предприятий составила по итогам 2008 года 15,2 млрд. руб. Свыше 13 млрд. руб. прибыли получено по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых", что связано с успешной работой ОАО "Карельский окатыш". Благоприятная конъюнктура, сложившаяся на черные металлы на международных и российском рынках, позволила предприятию в 2008 году в 6,5 раз увеличить прибыль к уровню 2004 года.
Валовой региональный продукт по итогам 2008 года оценивается на уровне 101% к 2007 году. Объемы производства промышленной продукции сохранены на уровне предыдущего года (100,01%). Инвестиции в основной капитал выросли на 6,7%, превысив 22,7 млрд. рублей. Рост внешнеторгового оборота составил 11,3%. Оборот розничной торговли составил 50,3 млрд. рублей, и увеличился в сопоставимых ценах на 8,3%. Снижены темпы инфляции по сравнению с предыдущим годом.
Важнейшим результатом активной экономической политики, проводимой Правительством Республики Карелия, стал рост инвестиций. Сравнивая этапы: 1998-2001 годы, 2002-2005 годы и 2006-2008 годы, необходимо отметить, что объем инвестиций в экономику республики динамично увеличивался (рисунок 4). В 2008 году объем инвестиций в основной капитал составил 22,75 млрд. руб. (в 2007 г. - 19,2 млрд. руб.), индекс физического объема инвестиций - 106,7 % (в 2007 г. - 93%).
Проводимая бюджетная политика позволила сохранить хорошие бюджетные показатели, и по результатам анализа международное рейтинговое агентство "Fitch Ratings" присвоило в 2008 году Республике Карелия высокий кредитный рейтинг "A+(rus)", изменив прогноз по долгосрочным рейтингам Республики Карелия со "Стабильного" на "Позитивный". Это дает республике дополнительные возможности для привлечения финансовых ресурсов и увеличения ликвидности рублевых долговых обязательств.
Рисунок 4. Динамика инвестиций в основной капитал, млрд. руб.
Карелия после 1998 года успешно восстановила производственные связи в рамках российской экономики и постепенно интегрируется и в мировую экономику. Внешнеторговый оборот в 2008 году достиг 1894 млн. долларов США, в том числе экспорт - 1481 млн. долларов.
По результатам рейтинга IRPEХ "Оценка конкурентоспособности регионов России", проведенного АНО "Институт региональной политики" в 2008 году и представленного в Министерстве регионального развития Российской Федерации, Республика Карелия занимает 38 место и находится в группе регионов, имеющих средний уровень конкурентоспособности.
Доля республиканских товаров в структуре национальной промышленности отражена на рисунке 5. Региональные предприятия являются бесспорными лидерами в России по производству бумажных мешков и газетной бумаги.
Рисунок 5. Доля республики в структуре национальной
промышленности за 2008 год, %
Доля важнейших видов продукции Республики Карелия в экспорте Российской Федерации в 2008 г. составляет (%): газетной бумаги 46,9, необработанных лесоматериалов - 5,9, пиломатериалов - 4,8, целлюлозы товарной - 4,5, железорудных окатышей - 35%. На северо-западе России вырубается более 55 млн. куб.м древесины в год, в Карелии - около 7 млн.куб.м.
Иллюстрацией результатов экономического роста является ежегодный прирост доходов в консолидированный бюджет республики. Если в 2000-2003 годах доходы увеличивались на 9-12 процентов, то в последующие годы - уже на 23-30 процентов. Объем доходов в 2008 году составил 28800 млн. руб. (в 2007 г. - 22308 млн. руб.).
По сравнению с 2001 годом объем расходов консолидированного бюджета Республики Карелия вырос с 6,3 до 29,1 млрд. руб. в 2008 году, или в 4,6 раза. В 2005 году консолидированный бюджет и бюджет Республики Карелия были исполнены с профицитом.
Рисунок 6. Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Карелия, млн. руб.
Возросла социальная направленность бюджетных расходов (рисунок 6). Так, если в 2001 году расходы на финансирование учреждений социальной сферы и социальную политику составляли 48% общего объема расходов консолидированного бюджета, то с 2005 года более 60%. Расходы на социальные нужды за 8 лет возросли на 15,7 млрд. рублей, или в 6,3 раза. Расходы на социально-культурную сферу в 2008 году составили 18,7 млрд. руб. (в 2007 году - 15,7 млрд. руб.).
В течение 2002-2008 годов осуществлялась реализация программ, направленных на улучшение положения семьи, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов, малоимущих граждан. В республике последовательно осуществляется реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
В 2008 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего в экономике республики составила 16714 рублей (в 2007 г. - 13342 руб.). Темпы роста средней заработной платы (ежегодно, примерно, на 25%) превышали темпы роста величины прожиточного минимума и потребительских цен. В результате реальные располагаемые денежные доходы населения ежегодно увеличивались от 2 до 12% .
Рисунок 7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума населения Республики Карелия
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 23,0% в 2001 г. до 17,1% в 2008 г. Реальные располагаемые доходы населения за 2002-2008 гг. возросли на 195%, реальная заработная плата - более чем в 2 раза, чему способствовало постепенное снижение инфляции в республике: с 18,3% в 2001 г. - до 10-13% в последующие годы (рисунок 7). В 2008 году реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему году составили 102,2 (в 2007 году - 102,4%), прожиточный минимум - 5381 руб. (в 2007 году - 4625 руб.), соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума - 2,22 (в 2007 году - 2,18).
Количество денежных средств, которые могут направить домохозяйства на потребительский рынок, пока незначительно. Усиливается дифференциация населения по основным социально - экономическим характеристикам. Среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченных жителей республики превышают доходы 10% наименее обеспеченных более чем в 10 раз.
Изменение уровня жизни в республике, определяемого по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), широко используемого ООН в качестве ориентира развития территории, на протяжении последних лет имело позитивную направленность (рисунок 8). На увеличение ИРЧП оказали влияние индексы дохода и образования.
Рисунок 8. Динамика ИРЧП Республики Карелия