Реализация гражданских прав и свобод, национальное развитие, местное самоуправление - эти сферы неизбежно оказываются в эпицентре интересов населения практически любого региона. В то же время именно высокий уровень развития факторов, связанных с "человеческим капиталом" (уровень развития гражданского общества, информатизации, образования и др.), не раз становился визитной карточкой Карелии на федеральном уровне.
Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Карелия определяет повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в Республике Карелия, их взаимодействия с общественностью, развитие институтов гражданского общества.
Институты гражданского общества занимают особое место в механизме обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций призвана способствовать социальной стабильности, экономическому росту, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, культурного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных и общественных интересов населения, защите прав и свобод человека и гражданина, экологической безопасности. На 1 января 2013 года в Республике Карелия зарегистрировано 1 335 некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации - 539, общественно-государственные объединения - 4, общественные движения - 15, общественные фонды - 15, национально-культурные автономии и национальные общественные объединения - 67, религиозные организации - 203, профессиональные союзы - 90, региональные отделения политических партий - 20, иные некоммерческие организации - 382.
Формирование гражданского общества зависит не только от количества социально ориентированных некоммерческих организаций и их активности, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с социально ориентированными некоммерческими организациями в решении социально-экономических проблем.
Важность отрасли средств массовой информации для развития Республики Карелия определяется тем влиянием, которое они оказывают на формирование общественного сознания и общественного мнения, ролью средств массовой информации в установлении полноценного диалога между властью и обществом, определяющим влиянием средств массовой информации на сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала республики. Решение этих задач напрямую зависит от количества и качества средств массовой информации, от наличия кадров и необходимой материально-технической базы средств массовой информации, определяющей практические возможности выпуска газет, телевизионных и радиопрограмм. В Республике Карелия функционируют средства массовой информации, соучредителями которых выступают органы государственной власти и местного самоуправления. В течение года выходят 1 235 газетных номеров средним разовым тиражом 83 000, в количестве более 100 миллионов экземпляров. Оперативность и повышение качества информации, правдивая позиция редакций, увеличение объема и периодичности издания городских и районных газет, многие из которых являются официальными публикаторами нормативных правовых актов, издаваемых на территории Республики Карелия, способствуют усилению интереса и повышению доверия читателей к распространяемым материалам, в конечном итоге приводят к расширению информационных возможностей средств массовой информации.
Республика Карелия является многонациональным и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители боле 130 национальностей при численном доминировании представителей русского народа. Основная часть верующих, проживающих в республике, относит себя к православным. Этническое, религиозное и культурное многообразие является ресурсом развития Республики Карелия, а систематическая работа по поддержанию баланса интересов различных этнокультурных и религиозных сообществ дает результат, проявляющийся в сохранении межнационального и межконфессионального мира в обществе. В то же время тенденциями в мировом сообществе являются обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий, рост нетерпимости и экстремизма, в том числе и в странах, обладающих высоким качеством жизни. Эти противоречия возникают на фоне социального расслоения в обществе, нарастания трудовой миграции, столкновений религиозной и светской парадигм, отсутствия оптимальной модели гармоничного сочетания прав большинства и меньшинства.
В ходе реформы местного самоуправления на территории Республики Карелия образовано 127 муниципальных образований. Общая численность выборных должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих в Республике Карелия по состоянию на 1 сентября 2013 года составляет 1 384 человека. Большая часть должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих не имеет соответствующего профессионального образования, а также опыта работы. Местные администрации чаще всего не воспринимают население как реальный ресурс для развития, не могут организовать привлечение населения к решению вопросов социально-экономического развития своих территорий. В результате местное самоуправление подменяется муниципальным управлением, что сужает до минимума возможности активных граждан принимать непосредственное участие в решении вопросов местного значения. В результате при становлении местного самоуправления в республике накопилось множество проблем, затрудняющих и ограничивающих его развитие, что отрицательно влияет на развитие Карелии в целом, а также на качество жизни проживающего на территории республики населения. По данным социологического опроса, проведенного в 2013 году, только 35% населения республики удовлетворены или скорее удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления.
Мировые судьи являются наиболее приближенным к населению уровнем судебной власти, призванным являться ключевым звеном в защите прав и свобод граждан. В Республике Карелия существует ряд проблем, связанных с обеспечением деятельности мировых судей Республики Карелия, влияющих на качество осуществления правосудия, открытость и доступность правосудия, авторитет судебной власти и престиж государственной гражданской службы в аппаратах мировых судей Республики Карелия. В целях обеспечения независимости судебной власти и создания условий для реализации правосудия необходимо внедрение технических средств и систем обеспечения безопасности зданий, занимаемых судебными участками мировых судей Республики Карелия. Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Республики Карелия от 1 ноября 2002 года N 627-ЗРК "О мировых судьях Республики Карелия" указанные расходы финансируются из бюджета Республики Карелия и предусматриваются в нем отдельной строкой.
С 2009 года в целях удовлетворения потребности в управленческих кадрах в приоритетных сферах экономики, органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в Республике Карелия формируется резерв управленческих кадров.
По состоянию на 1 апреля 2013 года в резерв управленческих кадров Республики Карелия включены 544 человека (в том числе резерв управленческих кадров муниципальных образований - 218), из них только 78 человек являются государственными гражданскими служащими. В то же время с учетом рекомендаций Администрации Президента Российской Федерации в Республике Карелия формирование резерва управленческих кадров будет осуществляться с разбивкой на следующие группы резерва: руководящие должности в органах исполнительной власти Республики Карелия, выборные должности в законодательном (представительном) органе власти Республики Карелия, должностные лица органов местного самоуправления - руководители муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов), должности руководителей государственных предприятий и учреждений, организаций с долей собственности Республики Карелия 25 и более процентов.
На решение задач и достижение цели государственной программы Республики Карелия "Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина" на 2014-2020 годы (далее - государственная программа) могут оказать влияние внутренние и внешние риски.
Внутренние риски реализации государственной программы:
1. Неэффективность организации и управления процессом реализации программных положений.
2. Низкая эффективность использования бюджетных средств.
3. Необоснованное перераспределение средств, предусмотренных государственной программой, в ходе ее исполнения.
4. Недостаточный уровень исполнительской дисциплины руководителей организационных структур.
5. Недостаточный уровень межведомственной координации в ходе реализации государственной программы.
Внешние риски реализации государственной программы:
1. Несовершенство нормативного правового регулирования деятельности в сфере реализации государственной программы на федеральном и региональном уровнях. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность государственной программы.
2. Финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования государственной программы, вызванные возникновением бюджетного дефицита.
Наибольшее влияние на перспективы, объем и полноту реализации мероприятий государственной программы оказывают внешние риски. В рамках реализации государственной программы в целом и отдельных ее подпрограмм могут и должны быть внесены соответствующие изменения, касающиеся объемов и сроков реализации отдельных мероприятий государственной программы.