Ответственный исполнитель подпрограммы | Министерство юстиции Республики Карелия |
Соисполнители подпрограммы | отсутствуют |
Цели подпрограммы | повышение качества осуществления правосудия мировыми судьями Республики Карелия; |
Задачи подпрограммы | 1. Обеспечение открытости и доступности правосудия. |
Показатели результатов подпрограммы | доля судебных участков мировых судей Республики Карелия, соответствующих необходимым требованиям (оборудованных техническими средствами и системами обеспечения безопасности помещений (зданий), в том числе охранно-пожарной сигнализацией, обеспеченных компьютерной и оргтехникой); |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | сроки реализации подпрограммы: 2014-2020 годы. |
Финансовое обеспечение подпрограммы | общий объем финансирования за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 0,00 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | 1. Рост доли судебных участков мировых судей Республики Карелия, соответствующих необходимым требованиям (оборудованных техническими средствами и системами обеспечения безопасности помещений (зданий), в том числе охранно-пожарной сигнализацией, обеспеченных компьютерной и оргтехникой), до 100%. |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В соответствии с федеральными законами от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", законами Республики Карелия от 1 ноября 2002 года N 627-ЗРК "О мировых судьях Республики Карелия", от 9 октября 2008 года N 1231-ЗРК "О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Карелия" в республике введен институт мировых судей и учреждены должности мировых судей Республики Карелия.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26 июня 2012 года N 198-П организационное обеспечение деятельности мировых судей Республики Карелия и их аппаратов относится к полномочиям Министерства юстиции Республики Карелия.
Министерством юстиции Республики Карелия решаются вопросы обеспечения мировых судей служебными помещениями для размещения судебных участков, вопросы материально-технического обеспечения их деятельности, вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей и другие вопросы.
В то же время в Республике Карелия существует ряд проблем, связанных с обеспечением деятельности мировых судей Республики Карелия, влияющих на качество осуществления правосудия, открытость и доступность правосудия, авторитет судебной власти и престиж государственной гражданской службы в аппаратах мировых судей Республики Карелия.
Практически половина судебных участков (18 из 38) располагаются в арендуемых помещениях (зданиях). Общая сумма арендной платы за 2012 год составила 12 797,00 тыс. рублей. Однако помимо расходов на аренду использование для размещения судебных участков арендуемых помещений накладывает ограничения на возможность осуществления капитальных вложений в целях приведения судебных участков в соответствие с предъявляемыми требованиями.
Ряд помещений, используемых для размещения судебных участков, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не соответствуют требованиям энергоэффективности, пожарной безопасности, не имеют конвойных помещений, оборудованных в соответствии с требованиями законодательства.
Оргтехника, необходимая для ведения судебного процесса, в основном используется на судебных участках с 2006 года и требует поэтапной замены. Требуется приобретение, обновление и поддержка в актуальном состоянии используемого мировой юстицией программного обеспечения.
В целях обеспечения независимости судебной власти и создания условий для реализации правосудия необходимо внедрение технических средств и систем обеспечения безопасности зданий, занимаемых судебными участками мировых судей Республики Карелия, в том числе установка турникетов, рамочных металлоискателей, охранно-пожарной и тревожной сигнализации.
Требование о доступности правосудия также накладывает обязательства по обеспечению зданий и помещений, занимаемых судебными участками, условиями беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями.
Стремительное развитие информационных технологий оказывает значительное влияние на социально-экономические отношения в современном российском обществе, что в свою очередь обусловливает качественно новые требования к системе судопроизводства. В целях развития информационно-коммуникационных технологий требуется проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид, а также создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, что также позволит создать условия для получения копий документов и ознакомления с материалами дела.
Помимо этого, для размещения в сети Интернет информации о деятельности мировых судей и в целях повышения открытости и доступности указанной информации требуется развитие и наполнение сайта мировой юстиции Республики Карелия, а также интеграция сайтов мировых судей Республики Карелия в государственную автоматизированную систему "Правосудие".
Качество осуществления правосудия также невозможно повысить без решения проблем организационного обеспечения мировых судей.
Анализ кадровой работы свидетельствует о том, что в течение 2012 года более половины государственных гражданских служащих Республики Карелия аппаратов мировых судей (55 человек) расторгли служебные контракты, в том числе 47 человек - по собственной инициативе. Из них 27 человек перешли на службу в систему федеральных судов общей юрисдикции. Одной из причин прекращения служебных отношений является не соответствующий нагрузке уровень денежного содержания. Проведенный анализ показал, что при сравнимой с секретарями Петрозаводского городского суда служебной нагрузке уровень денежного содержания секретарей судебного заседания (секретарей мирового судьи) аппаратов мировых судей г. Петрозаводска составляет в среднем 15 066,00 рублей (15 968,00 рублей), что ниже денежного содержания секретарей Петрозаводского городского суда в среднем на 30 процентов.
В целях реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" на сайте Министерства юстиции Республики Карелия осуществляется размещение сведений о находящихся у мировых судей делах и текстов судебных актов, вынесенных мировыми судьями. Вместе с тем высокая нагрузка на судебных участках не позволяет в полной мере осуществлять опубликование судебных актов, а техническая по своей сути работа по деперсонификации судебных решений выполняется в основном помощниками мировых судей, что также влияет на качество отправления правосудия.
Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем мировой юстиции Республики Карелия, программными методами.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Подпрограмма "Развитие системы мировой юстиции в Республике Карелия" на 2014-2020 годы (далее - подпрограмма) направлена на дальнейшее развитие самостоятельной и независимой судебной власти в лице мировых судей как одной из ветвей государственной власти Республики Карелия, организационных основ мировой юстиции, совершенствование ее кадрового и материально-технического обеспечения, что в конечном итоге должно создать надлежащие условия для осуществления правосудия мировыми судьями.
Целями подпрограммы являются:
1) повышение качества осуществления правосудия мировыми судьями Республики Карелия;
2) совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Задачами подпрограммы являются:
1) обеспечение открытости и доступности правосудия;