Действующий

О финансовом обеспечении модернизации региональной системы общего образования в 2013 году (с изменениями на 13 мая 2014 года)

1. Анализ реализации Комплекса мер за 2011 - 2012 годы


В 2011 - 2012 годах реализация Комплекса мер была направлена на внедрение новой модели образования на уровне общего образования. Приоритетами данной модели стали обеспечение доступности образовательных услуг и обновление содержания образования.

Реализация проводилась через выполнение основных функций управления и обеспечение функционирования республиканской системы образования, включая реализацию региональных программ и проектов.

В рамках первого приоритета осуществлялись меры по:

улучшению качества условий организации образовательного процесса;

повышению доступности обучающихся к современному оборудованию;

внедрению дистанционного обучения как средства для расширения доступа к качественному образованию;

установлению финансовых механизмов доступности образования - пересмотр нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

поддержке детей, нуждающихся в особом образовании (одаренных, детей с ограниченными возможностями, мигрантов).

Результатом достижения данного приоритета является повышение качества образовательных услуг и условий организации образовательного процесса.

В целях комплексности решения проблем и эффективности использования финансовых средств мероприятия были направлены на устранение нарушений по требованиям надзорных органов, необходимость создания условий для повсеместного введения и реализации ФГОС, внедрения технологии дистанционного обучения. Это позволило значительно повысить качество условий организации образовательного процесса, укрепить материально-техническую и учебную базу образовательных учреждений.

Так, по данным федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" (http://www.kpmo.ru), в республике наблюдается положительная динамика по доле обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования). В 2010 году доля образовательных учреждений, которыми предоставлены все основные виды современных условий обучения, составила 85,1%, в 2011 году - 86,6%, в 2012 году - 90,1%. Положительная динамика с начала реализации проекта составила 5 процентных пунктов.

В рамках второго приоритета осуществлялись меры по:

реализации ФГОС в плановом и экспериментальном режиме;

обеспечению профессионального роста учителей и руководителей - повышение квалификации, в том числе через организацию стажировок;

разработке и внедрению персонифицированной модели повышения квалификации;

реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (развитие сети демонстрационных площадок лучших региональных практик, их обобщение и распространение);

созданию возможностей для реализации гибких образовательных программ;

совершенствованию организационно-финансовых механизмов;

совершенствованию сети базовых школ, сети ресурсных центров образования школьных округов;

совершенствованию новой модели аттестации педагогических работников;

расширению участия населения в деятельности образовательных учреждений;

повышению удовлетворенности качеством образования участников образовательного процесса.

В декабре 2012 года государственным автономным учреждением Республики Карелия "Центр оценки качества образования" проведен опрос руководителей общеобразовательных учреждений и начальников управлений образования в муниципальных образованиях по оценке эффективности использования в образовательном процессе поставляемого оборудования и проведения других мероприятий в рамках Комплекса мер.

В анкетировании приняли участие руководители 200 образовательных учреждений, что составило 90,4% от их общего числа. Удовлетворенность учителей ростом благосостояния отметили 81% руководителей образовательных учреждений. Повышение престижа профессии учителя отмечено 23% респондентов, повышение самооценки учителя - 45%.

Основными институциональными результатами реализации проекта модернизации общего образования в 2011 - 2012 годах стали:

1. Новая система оплаты труда, нормативное подушевое финансирование являются нормативно устойчивыми механизмами. Мероприятия по их совершенствованию осуществляются в плановом режиме. Так, в 2012 году усовершенствована методика определения общего объема и распределения по муниципальным образованиям субвенций на общее образование, установлены региональные  финансового обеспечения образовательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия в сфере общего образования (Закон Республики Карелия от 1 ноября 2012 года N 915-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия", постановление Правительства Республики Карелия от 21 августа 2012 года N 262-П "О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений"). Меры по усовершенствованию межбюджетных отношений, повышению оплаты труда работников образования позволили значительно увеличить общий объем субвенций на общее образование на 2012 год, который согласно Закону Республики Карелия от 26 ноября 2011 года N 1557-ЗРК  "О бюджете Республики Карелия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" составил 3252,7 млн. рублей. Увеличение к предусмотренному общему объему субвенций на 2011 год составляет 377,6 млн. рублей (или 13,1%), основная часть указанных средств направлена на повышение оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений.  

2. В 2012 году в Республике Карелия разработан проект положения о кредитно-модульной (накопительной) персонифицированной системе повышения квалификации руководящих и педагогических работников. Данная модель предусматривает непрерывный характер повышения квалификации. Персонификация заключается в построении педагогом самостоятельно или с помощью тьютора индивидуальной образовательной программы, состоящей из учебных модулей. Освоение учебных модулей может происходить в разных формах, в том числе в форме стажировки, и на базе различных образовательных учреждений, имеющих соответствующую лицензию. Положение прошло общественную экспертизу, подготовлена "дорожная карта" внедрения на 2012 - 2013 годы. Запланирована апробация моделей центров компетенций и квалификаций.

3. По данным федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" за IV квартал 2012 года, в 94,7% образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, создан и действует орган государственно-общественного управления в различных формах. Внедрена система публичной отчетности учреждений. Работа ведется в тесном контакте с профсоюзной организацией, общественными некоммерческими организациями, профессиональными сообществами. Наблюдается расширение круга общественно активных школ.