Государственная программа республики карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы"
Паспорт государственной программы Республики Карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа)
Ответственный исполнитель | Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия |
Соисполнители государствен-ной программы | Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия, Министерство строительства Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике |
Подпрограммы государственной программы | "Развитие подотрасли животноводства"; |
Цели государственной программы | сохранение и развитие конкурентоспособного агропромышленного производства; |
Задачи государственной программы | стимулирование сохранения и роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов; |
Конечные результаты государственной программы | увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 16,2 процента, пищевых продуктов - на 11,5 про-цента, по рыболовству - на 5,9 процента; |
Целевые индикаторы государственной программы | индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); |
Показатели результатов и эффективности государственной программы | индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах); |
Этапы и сроки реализации государственной программы | сроки реализации: 2013-2020 годы. |
Финансовое обеспечение государственной программы с указанием источников | объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 4043283,00 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: |
I. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия, основные проблемы и анализ рисков реализации государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы"
Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа) разработана с учетом положений Государственной развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Росрыболовства от 30 марта 2009 года N 246, Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года N 1532-ЗРК.
Приоритетами государственной программы являются сохранение и развитие эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, повышение благосостояния, уровня жизни сельского населения, рациональное использование природных ресурсов.
Агропромышленный комплекс и охотничье хозяйство в экономике республики имеют многоцелевое значение, оказывают влияние на агропродовольственный рынок республики, формируют экономический, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Объемы собственного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия позволяют удовлетворить потребности региона по молоку на 42 процента, по мясу - на 18 процентов, по овощам - на 42 процента, по картофелю - на 83 процента.
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Система целей государственной программы соответствует приоритетам государственной политики, направлена на решение важнейших проблем отраслей агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства, взаимосвязана со стратегическими целями и задачами социально-экономического развития республики по повышению качества жизни населения.
1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства
Современное состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Карелия во многом определены теми преобразованиями, которые произошли в ходе рыночных реформ. За годы рыночных преобразований аграрному сектору республики по многим параметрам развития так и не удалось превзойти дореформенный уровень и преодолеть воспроизводственный кризис. После резкого спада производства экономические показатели развития агропромышленного комплекса оставались неустойчивыми вследствие опережающего увеличения издержек над доходами, продолжающегося разрушения производственного потенциала, диспропорций в спросе и предложении продукции.
Мировой финансово-экономический кризис 2008 года углубил негативные последствия экономических реформ в аграрном секторе.
За период реализации региональной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Республики Карелия на период до 2012 года" динамику производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов можно охарактеризовать как нестабильную.
За последнее десятилетие объем сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке по всем категориям хозяйств республики снизился на 15,6 процента, в том числе продукции животноводства - на 23,3 процента, продукции растениеводства - на 6,1 процента. Значительный спад производства произошел в сельскохозяйственных организациях (в целом на 20,2 процента в сопоставимых ценах), что связано с рыночными преобразованиями и сокращением доли высокотоварного производства сельскохозяйственных организаций до 40-42 процентов при одновременном расширении доли мелкотоварного сектора домашних хозяйств.
Объем сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в 2011 году уменьшился в сопоставимых ценах по сравнению с 2006 годом на 2 процента. За период 2007-2011 годов положительная динамика показателя отмечалась в 2008 году и в 2011 году, когда темпы прироста к предыдущему году составили 4,9 и 0,3 процента соответственно. В целом невысокий темп снижения производства сельскохозяйственной продукции за 2007-2011 годы обусловлен ростом производства продукции растениеводства (на 11,7 процента в сопоставимых ценах). В то же время производство продукции животноводства к 2011 году снизилось по отношению к 2006 году на 13,8 процента в сопоставимых ценах.
В настоящее время в процессе производства сельскохозяйственной продукции на территории республики наибольший удельный вес занимают хозяйства населения (54 процента) и сельскохозяйственные организации (42 процента). Доля участия крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 3,6 процента от общего объема продукции сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные организации остаются основными производителями молока и мяса всех видов. Хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства - главные производители картофеля и овощей.
Несмотря на общие неблагоприятные условия функционирования аграрного сектора, к 2011 году улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, повысилась их финансовая устойчивость. Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2011 году составил 84 процента, тогда как в 2006 году он составлял 68 процентов.
В последние годы темп роста среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства практически соответствует темпу ее роста в целом по республике, в то же время прямой доход работающих на сельскохозяйственных предприятиях в виде заработной платы значительно ниже других отраслей экономики. За 2007-2011 годы произошло увеличение заработной платы на сельскохозяйственных предприятиях в 2,3 раза, тем не менее она в полтора-два раза ниже, чем оплата труда в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве республики, к среднереспубликанскому показателю на протяжении 2007-2011 годов не превысило 66,1 процента.
Основными направлениями рыбохозяйственной деятельности в Республике Карелия являются рыболовство в морских и океанических районах промысла, товарное рыбоводство, рыболовство на внутренних пресноводных водоемах и Белом море.
В последние годы происходит рост объемов вылова добывающими предприятиями республики в экономической зоне России, в зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Северо-Восточной Атлантики.
За период 2007-2011 годов отмечен ежегодный рост объема производства по основным показателям рыбохозяйственного комплекса. Так, вылов рыбы и морепродуктов к 2011 году увеличился в 1,9 раза по отношению к 2006 году и составил 78 тыс. тонн, объем товарного рыбоводства - в 1,6 раза и составил 13,2 тыс. тонн; объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных - на 16 процентов и составил 56,4 тыс. тонн.
В настоящее время в республике начал формироваться рыбохозяйственный комплекс путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и индустриального развития рыбоводства практически со всеми присущими элементами, куда входят рыбоводные хозяйства, выращивающие как посадочный материал, так и товарную продукцию, а также организации, перерабатывающие и реализующие готовую продукцию.
Республика Карелия располагает многоотраслевой пищевой промышленностью, которая обладает достаточным производственным потенциалом для обеспечения населения республики основными продуктами питания. В настоящее время внутренний рынок продовольственных товаров в республике характеризуется насыщенностью, отсутствием дефицита, высокой конкуренцией на рынке продукции пищевой промышленности, которая проявляется как между местными товаропроизводителями, так и товаропроизводителями из других регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является той сферой экономики республики, которая формирует агропродовольственный рынок и защищает продовольственную и экономическую безопасность как Республики Карелия, так и России.
Технический и технологический потенциал отраслей, вырабатывающих социально значимые пищевые продукты (молочная, мясная, рыбная, хлебопекарная, мукомольно-крупяная), за время становления рыночной экономики формировался под воздействием различных факторов, связанных с развитием внутренних рынков продукции указанных отраслей, поиском каналов для реализации продукции на внешних рынках. Адаптация работы организаций к условиям рыночной экономики, выстраивание современных форм организации производства и маркетинговой политики в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности носили неоднозначный характер.
Объем отгруженных товаров, работ, услуг организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за 2011 год составил 4544,4 млн. рублей, что составляет 127 процентов в действующих ценах к уровню 2006 года. В сопоставимой оценке объем производства пищевых продуктов за 2007-2011 годы снизился на 11,9 процента.