ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 января 2013 года N 36р-П
______________________________________________________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Республики Карелия от 20 января 2015 года N 7-П
______________________________________________________________________
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в соответствии с перечнем государственных программ Республики Карелия, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 года N 574р-П:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия принять участие в реализации мероприятий государственной программы в пределах полномочий.
Глава Республики Карелия
А.П. Худилайнен
Государственная программа республики карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы"
Паспорт государственной программы Республики Карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа)
Ответственный исполнитель | Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия |
Соисполнители государствен-ной программы | Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия, Министерство строительства Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике |
Подпрограммы государственной программы | "Развитие подотрасли животноводства"; |
Цели государственной программы | сохранение и развитие конкурентоспособного агропромышленного производства; |
Задачи государственной программы | стимулирование сохранения и роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов; |
Конечные результаты государственной программы | увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 16,2 процента, пищевых продуктов - на 11,5 про-цента, по рыболовству - на 5,9 процента; |
Целевые индикаторы государственной программы | индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); |
Показатели результатов и эффективности государственной программы | индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах); |
Этапы и сроки реализации государственной программы | сроки реализации: 2013-2020 годы. |
Финансовое обеспечение государственной программы с указанием источников | объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 4043283,00 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: |
I. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия, основные проблемы и анализ рисков реализации государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы"
Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа) разработана с учетом положений Государственной развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Росрыболовства от 30 марта 2009 года N 246, Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года N 1532-ЗРК.
Приоритетами государственной программы являются сохранение и развитие эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, повышение благосостояния, уровня жизни сельского населения, рациональное использование природных ресурсов.
Агропромышленный комплекс и охотничье хозяйство в экономике республики имеют многоцелевое значение, оказывают влияние на агропродовольственный рынок республики, формируют экономический, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Объемы собственного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия позволяют удовлетворить потребности региона по молоку на 42 процента, по мясу - на 18 процентов, по овощам - на 42 процента, по картофелю - на 83 процента.
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Система целей государственной программы соответствует приоритетам государственной политики, направлена на решение важнейших проблем отраслей агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства, взаимосвязана со стратегическими целями и задачами социально-экономического развития республики по повышению качества жизни населения.
1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства
Современное состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Карелия во многом определены теми преобразованиями, которые произошли в ходе рыночных реформ. За годы рыночных преобразований аграрному сектору республики по многим параметрам развития так и не удалось превзойти дореформенный уровень и преодолеть воспроизводственный кризис. После резкого спада производства экономические показатели развития агропромышленного комплекса оставались неустойчивыми вследствие опережающего увеличения издержек над доходами, продолжающегося разрушения производственного потенциала, диспропорций в спросе и предложении продукции.
Мировой финансово-экономический кризис 2008 года углубил негативные последствия экономических реформ в аграрном секторе.
За период реализации региональной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Республики Карелия на период до 2012 года" динамику производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов можно охарактеризовать как нестабильную.
За последнее десятилетие объем сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке по всем категориям хозяйств республики снизился на 15,6 процента, в том числе продукции животноводства - на 23,3 процента, продукции растениеводства - на 6,1 процента. Значительный спад производства произошел в сельскохозяйственных организациях (в целом на 20,2 процента в сопоставимых ценах), что связано с рыночными преобразованиями и сокращением доли высокотоварного производства сельскохозяйственных организаций до 40-42 процентов при одновременном расширении доли мелкотоварного сектора домашних хозяйств.
Объем сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в 2011 году уменьшился в сопоставимых ценах по сравнению с 2006 годом на 2 процента. За период 2007-2011 годов положительная динамика показателя отмечалась в 2008 году и в 2011 году, когда темпы прироста к предыдущему году составили 4,9 и 0,3 процента соответственно. В целом невысокий темп снижения производства сельскохозяйственной продукции за 2007-2011 годы обусловлен ростом производства продукции растениеводства (на 11,7 процента в сопоставимых ценах). В то же время производство продукции животноводства к 2011 году снизилось по отношению к 2006 году на 13,8 процента в сопоставимых ценах.
В настоящее время в процессе производства сельскохозяйственной продукции на территории республики наибольший удельный вес занимают хозяйства населения (54 процента) и сельскохозяйственные организации (42 процента). Доля участия крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 3,6 процента от общего объема продукции сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные организации остаются основными производителями молока и мяса всех видов. Хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства - главные производители картофеля и овощей.
Несмотря на общие неблагоприятные условия функционирования аграрного сектора, к 2011 году улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, повысилась их финансовая устойчивость. Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2011 году составил 84 процента, тогда как в 2006 году он составлял 68 процентов.
В последние годы темп роста среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства практически соответствует темпу ее роста в целом по республике, в то же время прямой доход работающих на сельскохозяйственных предприятиях в виде заработной платы значительно ниже других отраслей экономики. За 2007-2011 годы произошло увеличение заработной платы на сельскохозяйственных предприятиях в 2,3 раза, тем не менее она в полтора-два раза ниже, чем оплата труда в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве республики, к среднереспубликанскому показателю на протяжении 2007-2011 годов не превысило 66,1 процента.
Основными направлениями рыбохозяйственной деятельности в Республике Карелия являются рыболовство в морских и океанических районах промысла, товарное рыбоводство, рыболовство на внутренних пресноводных водоемах и Белом море.
В последние годы происходит рост объемов вылова добывающими предприятиями республики в экономической зоне России, в зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Северо-Восточной Атлантики.
За период 2007-2011 годов отмечен ежегодный рост объема производства по основным показателям рыбохозяйственного комплекса. Так, вылов рыбы и морепродуктов к 2011 году увеличился в 1,9 раза по отношению к 2006 году и составил 78 тыс. тонн, объем товарного рыбоводства - в 1,6 раза и составил 13,2 тыс. тонн; объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных - на 16 процентов и составил 56,4 тыс. тонн.
В настоящее время в республике начал формироваться рыбохозяйственный комплекс путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и индустриального развития рыбоводства практически со всеми присущими элементами, куда входят рыбоводные хозяйства, выращивающие как посадочный материал, так и товарную продукцию, а также организации, перерабатывающие и реализующие готовую продукцию.
Республика Карелия располагает многоотраслевой пищевой промышленностью, которая обладает достаточным производственным потенциалом для обеспечения населения республики основными продуктами питания. В настоящее время внутренний рынок продовольственных товаров в республике характеризуется насыщенностью, отсутствием дефицита, высокой конкуренцией на рынке продукции пищевой промышленности, которая проявляется как между местными товаропроизводителями, так и товаропроизводителями из других регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является той сферой экономики республики, которая формирует агропродовольственный рынок и защищает продовольственную и экономическую безопасность как Республики Карелия, так и России.
Технический и технологический потенциал отраслей, вырабатывающих социально значимые пищевые продукты (молочная, мясная, рыбная, хлебопекарная, мукомольно-крупяная), за время становления рыночной экономики формировался под воздействием различных факторов, связанных с развитием внутренних рынков продукции указанных отраслей, поиском каналов для реализации продукции на внешних рынках. Адаптация работы организаций к условиям рыночной экономики, выстраивание современных форм организации производства и маркетинговой политики в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности носили неоднозначный характер.
Объем отгруженных товаров, работ, услуг организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за 2011 год составил 4544,4 млн. рублей, что составляет 127 процентов в действующих ценах к уровню 2006 года. В сопоставимой оценке объем производства пищевых продуктов за 2007-2011 годы снизился на 11,9 процента.
В 2011 году по сравнению с 2006 годом отмечался рост производства цельномолочной продукции на 11 процентов, мясных полуфабрикатов на 64 процента. Сохранилось на уровне 2006 года производство животного масла. Изменение конъюнктуры рынка и снижение покупательского спроса повлияло на сокращение производства хлеба и хлебобулочных изделий на 26,2 процента в 2011 году в сравнении с 2006 годом, колбасных изделий - на 58 процентов.
Высокая конкуренция, изменение экономической ситуации, недостаточно эффективный менеджмент и слабая маркетинговая стратегия явились основными причинами прекращения производственной деятельности основного производителя муки и комбикормов в республике - ОАО "Кондопожский комбинат хлебопродуктов", вследствие чего объем производства муки к 2011 году сократился в 7,2 раза по сравнению с 2006 годом, производство комбикормов - на 41 процент.
В существующих условиях большинству организаций пищевой и перерабатывающей промышленности республики требуется масштабное техническое перевооружение на основе инновационных технологий и современного оборудования, диверсификация производства, эффективное управление качеством, издержками и маркетингом для выработки конкурентоспособной продукции и продвижения ее на внутреннем и внешнем рынках.
Таким образом, на современном этапе эффективность функционирования агропромышленного комплекса республики во многом определяется развитием всех его отраслей, состоянием агропродовольственного рынка, сложившейся системой экономических взаимоотношений его участников в цепочке "производство - потребление", влиянием внутренних и внешних факторов на стабильность и сбалансированность этой системы.
В последнее время в республике активизировалась работа по улучшению жилищных условий граждан и молодых семей, проживающих в сельской местности, что позволило в период 2003-2011 годов 554 семьям получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья.
Несмотря на имеющиеся позитивные перемены в развитии агропромышленного комплекса республики, остались системные проблемы его развития, в числе которых следует выделить:
спад агропромышленного производства на фоне сокращения поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, посевных площадей, снижения продуктивных качеств природных ресурсов;
низкая инвестиционная привлекательность отрасли сельского хозяйства в совокупности с высокой кредиторской задолженностью и отсутствием ликвидного залога;
технико-технологическое отставание агропромышленного комплекса республики из-за недостаточного уровня доходности производителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
ограниченный доступ местных товаропроизводителей к рынку вследствие несовершенства его инфраструктуры, монополизации торговых сетей;
снижение потребительского спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;
медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, сокращение сельской поселенческой сети;
ухудшение качественного состава кадров агропромышленного комплекса, острая нехватка специалистов, способных эффективно работать в рыночных условиях;
невысокий уровень заработной платы в отрасли сельского хозяйства, низкие темпы роста личных доходов сельского населения;
снижение запасов водных биоресурсов в российской экономической зоне, в зонах иностранных государств и конвенционных районах.
Все эти технологические и экономические проблемы в агропромышленном комплексе усугубляются еще и дополнительно возникающими проблемами, связанными с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Доступность стран - участников ВТО на внутренний рынок России, выравнивание цен на материально-технические ресурсы до уровня мировых, демпинговая политика западных стран - все это усилит конкуренцию на российском продовольственном рынке, а возможно и приведет к еще большему сокращению спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Присоединение России к ВТО стимулирует к выведению агропромышленного комплекса на новый этап развития и прежде всего обозначает необходимость реальной модернизации экономики, без которой невозможно обеспечить рост производительности труда, снижение ресурсоемкости производства и в результате - повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли.
Анализ развития охотничьего хозяйства показывает, что все процессы, произошедшие в экономике и охотничьем хозяйстве страны за последние годы, самым непосредственным образом отразились на состоянии охотничьего хозяйства Карелии. В республике до настоящего времени не было принято программ по развитию охотничьего хозяйства. Вся деятельность в этом направлении носила разобщенный характер.
За последние 15 лет охотничье хозяйство как отрасль народного хозяйства существенно снизило свою роль в экономике республики, в том числе и вследствие разрушения центральной структуры ее управления и ведомственной принадлежности, нацеленной на стимулирование роста производства охотхозяйственной и другой сопутствующей продукции. Прекратили свое существование все имевшиеся в республике охотничье-производственные участки.
На площади почти 18 млн. гектаров на сегодняшний день деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляют 44 юридических лица и 2 индивидуальных предпринимателя. За ними закреплено 6,9 млн. гектаров угодий (или 39 процентов от общего объема угодий), остальная территория относится к общедоступным охотничьим угодьям.
В республике насчитывается 27 видов млекопитающих и 58 видов птиц, относящихся к охотничьим ресурсам. Зарегистрировано 16 тыс. охотников.
На данном этапе работа, проводимая в рамках развития охотничьего хозяйства, не всегда дает ожидаемый эффект, что в свою очередь связано с наличием ряда проблем:
низкая активность охотпользователей в проведении мероприятий, направленных на воспроизводство охотничьих ресурсов;