Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 января 2013 года N 36р-П



[Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы"]

______________________________________________________________________
Утратило силу на основании

Постановления Правительства Республики Карелия от 20 января 2015 года N 7-П
______________________________________________________________________



В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в соответствии с перечнем государственных программ Республики Карелия, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 года N 574р-П:      

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа).      

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия принять участие в реализации мероприятий государственной программы в пределах полномочий.  

Глава Республики Карелия
                                                                А.П. Худилайнен


     Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
 от 18 января 2013 года N 36р-П

Государственная программа республики карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы"


Паспорт государственной программы Республики Карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель
государственной программы

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия

Соисполнители государствен-ной программы

Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия, Министерство строительства Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике

Подпрограммы государственной программы

"Развитие подотрасли животноводства";
"Развитие подотрасли растениеводства";
"Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, развитие мелиоративных систем общего и индивидуального  пользования";
"Поддержка малых форм хозяйствования";
"Развитие рыбного хозяйства";
"Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности";
"Техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса";
"Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса";
"Устойчивое развитие сельских территорий";
"Развитие охотничьего хозяйства"

Цели государственной программы

сохранение и развитие конкурентоспособного  агропромышленного производства;
развитие сельских территорий, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
повышение эффективности использования земельных, водных биологических и охотничьих  ресурсов

Задачи государственной программы

стимулирование сохранения и роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
развитие малых форм хозяйствования;
повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве;
стимулирование технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса;
обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере агропромышленного  комплекса, поддержки развития села, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов;
формирование профессионального,  высококвалифицированного кадрового потенциала агропромышленного комплекса;
удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в доступном жилье;
повышение уровня социально-инженерного  обустройства села;
создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиоративных систем;
сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов;
сохранение охотничьих ресурсов и обеспечение неистощительного их использования

Конечные результаты государственной программы

увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 16,2 процента, пищевых продуктов - на 11,5 про-цента, по рыболовству - на 5,9 процента;
увеличение урожайности кормовых культур в 2020 году по отношению к 2012 году на 10 процентов;
достижение 100-процентного уровня освоения общих допустимых уловов и квот;
увеличение доли закрепленных охотничьих угодий до 55 процентов;
повышение уровня самообеспечения Республики Карелия основными видами сельскохозяйственной продукции к 2020 году: молоко и молокопродукты - 44,5 процента, мясо и мясопродукты - 29,1 процента;
повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее чем до 5,5-8,5 процента (с учетом субсидий);
увеличение производительности труда в сельском хозяйстве к 2020 году в 1,6 раза относительно уровня 2012 года;
обеспечение прироста объема инвестиций в основной капитал в 2020 году по отношению к 2012 году (в сопоставимых ценах):
сельского хозяйства - на 7,1 процента,
по виду деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки" - на 5,2 процента;
рост среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве в 1,8 раза в 2020 году по отношению к  2012 году и доведение ее уровня до 70 процентов от средней по экономике республики;
рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности в 2,1 раза в 2020 году по отноше-нию к 2012 году;
увеличение числа получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на 32,7 процента в 2020 году по отношению к 2012 году;
создание к 2020 году 717 новых рабочих мест в отраслях агропромышленного комплекса республики

Целевые индикаторы государственной программы

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);
индекс производства по виду деятельности "Рыболовство";
рост урожайности кормовых культур в процентах к 2012 году;
освоение общих допустимых уловов, квот в территориальном море, на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации;
доля закрепленных охотничьих угодий

Показатели результатов и эффективности государственной программы

индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
уровень самообеспеченности молоком и молокопродуктами (в пересчете на молоко);
уровень самообеспеченности мясом и мясопродуктами (в пересчете на мясо);
рентабельность сельскохозяйственных организаций;
индекс производительности труда в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям);
индекс производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей;
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения;
прирост числа получателей социальной выплаты на строительство (приобретение жилья) в сельской местности;
удельный вес площади, удобренной минеральными удобрениями (по сельскохозяйственным организациям);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал:
сельского хозяйства,
по виду деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки",
по виду деятельности "Рыболовство, рыбоводство";
рост среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве  (по сельскохозяйственным организациям);
рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности;
количество получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности;
создание новых рабочих мест

Этапы и сроки реализации государственной программы

сроки реализации: 2013-2020 годы.
Этапы реализации не выделяются

Финансовое обеспечение государственной программы с указанием источников

объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 4043283,00 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:
2013 г.  - 396739,00 тыс. рублей
2014 г. - 477572,00 тыс. рублей
2015 г.  - 431179,00 тыс. рублей
2016 г.  - 491487,00 тыс. рублей
2017 г.  - 507897,00 тыс. рублей
2018 г.  - 543195,00 тыс. рублей
2019 г.  - 578875,00 тыс. рублей
2020 г.  - 616339,00 тыс. рублей,
из них на реализацию:
подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" - 2650929,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г.  - 302814,00 тыс. рублей
2014 г.  - 298678,00 тыс. рублей
2015 г. - 296010,00 тыс. рублей
2016 г.  - 320955,00 тыс. рублей
2017 г.  - 328801,00 тыс. рублей
2018 г.  - 346269,00 тыс. рублей
2019 г.  - 368659,00 тыс. рублей
2020 г.  - 388743,00 тыс. рублей;
подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства" - 79394,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г.  - 5830,00 тыс. рублей
2014 г. - 5832,00 тыс. рублей
2015 г.  - 5832,00 тыс. рублей
2016 г.  - 8370,00 тыс. рублей
2017 г.  - 9600,00 тыс. рублей
2018 г.  - 12230,00 тыс. рублей
2019 г.  - 12760,00 тыс. рублей
2020 г.  - 18940,00 тыс. рублей;
подпрограммы "Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, развитие мелиоративных систем общего и индивидуального  пользования" - 182000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г.  - 17000,00 тыс. рублей
2014 г.  - 17000,00 тыс. рублей
2015 г.  - 17000,00 тыс. рублей
2016 г.  - 17000,00 тыс. рублей
2017 г.  - 17000,00 тыс. рублей
2018 г.  - 27000,00 тыс. рублей
2019 г.  - 35000,00 тыс. рублей
2020 г.  - 35000,00 тыс. рублей;
подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" - 115576,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г.  - 12969,00 тыс. рублей
2014 г.  - 12384,00 тыс. рублей
2015 г.  - 12999,00  тыс. рублей
2016 г.  - 14040,00 тыс. рублей
2017 г.  - 14296,00 тыс. рублей
2018 г.  - 15296,00 тыс. рублей
2019 г.  - 15296,00 тыс. рублей
2020 г.  - 18296,00 тыс. рублей;
подпрограммы "Развитие рыбного хозяйства" - 131030,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г.  - 11810,00 тыс. рублей
2014 г. - 11810,00 тыс. рублей
2015 г.  - 11810,00 тыс. рублей
2016 г.  - 13600,00 тыс. рублей
2017 г.  - 14000,00 тыс. рублей
2018 г. - 19000,00 тыс. рублей
2019 г.  - 23000,00 тыс. рублей
2020 г.  - 26000,00 тыс. рублей;
подпрограммы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности" - 39163,00 тыс. рублей,          в том числе по годам:
2013 г.  - 4135,00 тыс. рублей
2014 г.  - 4188,00 тыс. рублей
2015 г. - 4188,00 тыс. рублей
2016 г. - 4252,00 тыс. рублей
2017 г.  - 4400,00 тыс. рублей
2018 г.  - 5000,00 тыс. рублей
2019 г. - 6000,00 тыс. рублей
2020 г. - 7000,00 тыс. рублей;
подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса" -  126000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г. - 10000,00 тыс. рублей
2014 г. - 8000,00 тыс. рублей
2015 г. - 8000,00 тыс. рублей
2016 г. - 10000,00 тыс. рублей
2017 г. - 25000,00 тыс. рублей
2018 г.  - 20000,00 тыс. рублей
2019 г. - 20000,00 тыс. рублей
2020 г. - 25000,00 тыс. рублей;
подпрограммы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса" - 23581,00 тыс. рублей,                  в том числе по годам:
2013 г.  - 1181,00 тыс. рублей
2014 г. - 1200,00 тыс. рублей
2015 г. - 1200,00 тыс. рублей
2016 г. - 2400,00 тыс. рублей
2017 г.- 4400,00 тыс. рублей
2018 г.  - 4400,00 тыс. рублей
2019 г. - 4400,00 тыс. рублей
2020 г. - 4400,00 тыс. рублей;
подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" - 674390,00 тыс. рублей, в том числе           по годам:
2013 г.  - 26500,00 тыс. рублей
2014 г. - 108180,00 тыс. рублей
2015 г. - 73740,00 тыс. рублей
2016 г. - 98250,00 тыс. рублей
2017 г. - 89700,00 тыс. рублей
2018 г.  - 93100,00 тыс. рублей
2019 г. - 92860,00 тыс. рублей
2020 г. - 92060,00 тыс. рублей;
подпрограммы "Развитие охотничьего хозяйства" - 21220,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г.  - 4500,00 тыс. рублей
2014 г. - 10300,00 тыс. рублей
2015 г. - 400,00 тыс. рублей
2016 г. - 2620,00 тыс. рублей
2017 г. - 700,00 тыс. рублей
2018 г.  - 900,00 тыс. рублей
2019 г. - 900,00 тыс. рублей
2020 г. - 900,00 тыс. рублей.
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета составляет  2041868,10 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г.  - 172640,40 тыс. рублей
2014 г. - 256323,10 тыс. рублей
2015 г. - 223990,60 тыс. рублей
2016 г. - 259474,00 тыс. рублей
2017 г. - 250151,00 тыс. рублей
2018 г.  - 277245,00 тыс. рублей
2019 г. - 293253,00 тыс. рублей
2020 г. - 308791,00 тыс. рублей.
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из бюджетов муниципальных образований в Республике Карелия составляет 61764,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 г. - 7868,00 тыс. рублей
2015 г. - 4124,00 тыс. рублей
2016 г. - 9420,00 тыс. рублей
2017 г. - 9400,00 тыс. рублей
2018 г.  - 9560,00 тыс. рублей
2019 г. - 9336,00 тыс. рублей
2020 г. - 12056,00 тыс. рублей


I. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия, основные проблемы и анализ рисков реализации государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы"      

Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа) разработана с учетом положений Государственной развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Росрыболовства от 30 марта 2009 года N 246, Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года N 1532-ЗРК.     

Приоритетами государственной программы являются сохранение и развитие эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, повышение благосостояния, уровня жизни сельского населения, рациональное использование природных ресурсов.     

Агропромышленный комплекс и охотничье хозяйство в экономике республики имеют многоцелевое значение, оказывают влияние на агропродовольственный рынок республики, формируют экономический, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Объемы собственного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия позволяют удовлетворить потребности региона по молоку на 42 процента, по мясу - на 18 процентов, по овощам - на 42 процента, по картофелю - на 83 процента.     

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.     

Система целей государственной программы соответствует приоритетам государственной политики, направлена на решение важнейших проблем отраслей агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства, взаимосвязана со стратегическими целями и задачами социально-экономического развития республики по повышению качества жизни населения.        

1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства     

Современное состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Карелия во многом определены теми преобразованиями, которые произошли в ходе рыночных реформ. За годы рыночных преобразований аграрному сектору республики по многим параметрам развития так и не удалось превзойти дореформенный уровень и преодолеть воспроизводственный кризис. После резкого спада производства экономические показатели развития агропромышленного комплекса оставались неустойчивыми вследствие опережающего увеличения издержек над доходами, продолжающегося разрушения производственного потенциала, диспропорций в спросе и предложении продукции.     

Мировой финансово-экономический кризис 2008 года углубил негативные последствия экономических реформ в аграрном секторе.     

За период реализации региональной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Республики Карелия на период до 2012 года" динамику производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов можно охарактеризовать как нестабильную.     

За последнее десятилетие объем сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке по всем категориям хозяйств республики снизился на 15,6 процента, в том числе продукции животноводства - на 23,3 процента, продукции растениеводства - на 6,1 процента. Значительный спад производства произошел в сельскохозяйственных организациях (в целом на 20,2 процента в сопоставимых ценах), что связано с рыночными преобразованиями и сокращением доли высокотоварного производства сельскохозяйственных организаций до 40-42 процентов при одновременном расширении доли мелкотоварного сектора домашних хозяйств.     

Объем сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в 2011 году уменьшился в сопоставимых ценах по сравнению с 2006 годом на 2 процента. За период 2007-2011 годов положительная динамика показателя отмечалась в 2008 году и в 2011 году, когда темпы прироста к предыдущему году составили 4,9 и 0,3 процента соответственно. В целом невысокий темп снижения производства сельскохозяйственной продукции за 2007-2011 годы обусловлен ростом производства продукции растениеводства (на 11,7 процента в сопоставимых ценах). В то же время производство продукции животноводства к 2011 году снизилось по отношению к 2006 году на 13,8 процента в сопоставимых ценах.     

В настоящее время в процессе производства сельскохозяйственной продукции на территории республики наибольший удельный вес занимают хозяйства населения (54 процента) и сельскохозяйственные организации (42 процента). Доля участия крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 3,6 процента от общего объема продукции сельского хозяйства.     

Сельскохозяйственные организации остаются основными производителями молока и мяса всех видов. Хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства - главные производители картофеля и овощей.     

Несмотря на общие неблагоприятные условия функционирования аграрного сектора, к 2011 году улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, повысилась их финансовая устойчивость. Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2011 году составил 84 процента, тогда как в 2006 году он составлял 68 процентов.     

В последние годы темп роста среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства практически соответствует темпу ее роста в целом по республике, в то же время прямой доход работающих на сельскохозяйственных предприятиях в виде заработной платы значительно ниже других отраслей экономики. За 2007-2011 годы произошло увеличение заработной платы на сельскохозяйственных предприятиях в 2,3 раза, тем не менее она в полтора-два раза ниже, чем оплата труда в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве республики, к среднереспубликанскому показателю на протяжении 2007-2011 годов не превысило 66,1 процента.

Основными направлениями рыбохозяйственной деятельности в Республике Карелия являются рыболовство в морских и океанических районах промысла, товарное рыбоводство, рыболовство на внутренних пресноводных водоемах и Белом море.

В последние годы происходит рост объемов вылова добывающими предприятиями республики в экономической зоне России, в зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Северо-Восточной Атлантики.

За период 2007-2011 годов отмечен ежегодный рост объема производства по основным показателям рыбохозяйственного комплекса. Так, вылов рыбы и морепродуктов к 2011 году увеличился в 1,9 раза по отношению к 2006 году и составил 78 тыс. тонн, объем товарного рыбоводства - в 1,6 раза и составил 13,2 тыс. тонн; объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных - на 16 процентов и составил 56,4 тыс. тонн.

В настоящее время в республике начал формироваться рыбохозяйственный комплекс путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и индустриального развития рыбоводства практически со всеми присущими элементами, куда входят рыбоводные хозяйства, выращивающие как посадочный материал, так и товарную продукцию, а также организации, перерабатывающие и реализующие готовую продукцию.

Республика Карелия располагает многоотраслевой пищевой промышленностью, которая обладает достаточным производственным потенциалом для обеспечения населения республики основными продуктами питания. В настоящее время внутренний рынок продовольственных товаров в республике характеризуется насыщенностью, отсутствием дефицита, высокой конкуренцией на рынке продукции пищевой промышленности, которая проявляется как между местными товаропроизводителями, так и товаропроизводителями из других регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Пищевая и перерабатывающая промышленность является той сферой экономики республики, которая формирует агропродовольственный рынок и защищает продовольственную и экономическую безопасность как Республики Карелия, так и России.

Технический и технологический потенциал отраслей, вырабатывающих социально значимые пищевые продукты (молочная, мясная, рыбная, хлебопекарная, мукомольно-крупяная), за время становления рыночной экономики формировался под воздействием различных факторов, связанных с развитием внутренних рынков продукции указанных отраслей, поиском каналов для реализации продукции на внешних рынках. Адаптация работы организаций к условиям рыночной экономики, выстраивание современных форм организации производства и маркетинговой политики в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности носили неоднозначный характер.

Объем отгруженных товаров, работ, услуг организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за 2011 год составил 4544,4 млн. рублей, что составляет 127 процентов в действующих ценах к уровню 2006 года. В сопоставимой оценке объем производства пищевых продуктов за 2007-2011 годы снизился на 11,9 процента.

В 2011 году по сравнению с 2006 годом отмечался рост производства цельномолочной продукции на 11 процентов, мясных полуфабрикатов на 64 процента. Сохранилось на уровне 2006 года производство животного масла. Изменение конъюнктуры рынка и снижение покупательского спроса повлияло на сокращение производства хлеба и хлебобулочных изделий на 26,2 процента в 2011 году в сравнении с 2006 годом, колбасных изделий - на 58 процентов.

Высокая конкуренция, изменение экономической ситуации, недостаточно эффективный менеджмент и слабая маркетинговая стратегия явились основными причинами прекращения производственной деятельности основного производителя муки и комбикормов в республике - ОАО "Кондопожский комбинат хлебопродуктов", вследствие чего объем производства муки к 2011 году сократился в 7,2 раза по сравнению с 2006 годом, производство комбикормов - на 41 процент.

В существующих условиях большинству организаций пищевой и перерабатывающей промышленности республики требуется масштабное техническое перевооружение на основе инновационных технологий и современного оборудования, диверсификация производства, эффективное управление качеством, издержками и маркетингом для выработки конкурентоспособной продукции и продвижения ее на внутреннем и внешнем рынках.

Таким образом, на современном этапе эффективность функционирования агропромышленного комплекса республики во многом определяется развитием всех его отраслей, состоянием агропродовольственного рынка, сложившейся системой экономических взаимоотношений его участников в цепочке "производство - потребление", влиянием внутренних и внешних факторов на стабильность и сбалансированность этой системы.

В последнее время в республике активизировалась работа по улучшению жилищных условий граждан и молодых семей, проживающих в сельской местности, что позволило в период 2003-2011 годов 554 семьям получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья.

Несмотря на имеющиеся позитивные перемены в развитии агропромышленного комплекса республики, остались системные проблемы его развития, в числе которых следует выделить:

спад агропромышленного производства на фоне сокращения поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, посевных площадей, снижения продуктивных качеств природных ресурсов;

низкая инвестиционная привлекательность отрасли сельского хозяйства в совокупности с высокой кредиторской задолженностью и отсутствием ликвидного залога;

технико-технологическое отставание агропромышленного комплекса республики из-за недостаточного уровня доходности производителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;

ограниченный доступ местных товаропроизводителей к рынку вследствие несовершенства его инфраструктуры, монополизации торговых сетей;

снижение потребительского спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;

медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, сокращение сельской поселенческой сети;

ухудшение качественного состава кадров агропромышленного комплекса, острая нехватка специалистов, способных эффективно работать в рыночных условиях;

невысокий уровень заработной платы в отрасли сельского хозяйства, низкие темпы роста личных доходов сельского населения;

снижение запасов водных биоресурсов в российской экономической зоне, в зонах иностранных государств и конвенционных районах.

Все эти технологические и экономические проблемы в агропромышленном комплексе усугубляются еще и дополнительно возникающими проблемами, связанными с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Доступность стран - участников ВТО на внутренний рынок России, выравнивание цен на материально-технические ресурсы до уровня мировых, демпинговая политика западных стран - все это усилит конкуренцию на российском продовольственном рынке, а возможно и приведет к еще большему сокращению спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Присоединение России к ВТО стимулирует к выведению агропромышленного комплекса на новый этап развития и прежде всего обозначает необходимость реальной модернизации экономики, без которой невозможно обеспечить рост производительности труда, снижение ресурсоемкости производства и в результате - повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли.

Анализ развития охотничьего хозяйства показывает, что все процессы, произошедшие в экономике и охотничьем хозяйстве страны за последние годы, самым непосредственным образом отразились на состоянии охотничьего хозяйства Карелии. В республике до настоящего времени не было принято программ по развитию охотничьего хозяйства. Вся деятельность в этом направлении носила разобщенный характер.

За последние 15 лет охотничье хозяйство как отрасль народного хозяйства существенно снизило свою роль в экономике республики, в том числе и вследствие разрушения центральной структуры ее управления и ведомственной принадлежности, нацеленной на стимулирование роста производства охотхозяйственной и другой сопутствующей продукции. Прекратили свое существование все имевшиеся в республике охотничье-производственные участки.

На площади почти 18 млн. гектаров на сегодняшний день деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляют 44 юридических лица и 2 индивидуальных предпринимателя. За ними закреплено 6,9 млн. гектаров угодий (или 39 процентов от общего объема угодий), остальная территория относится к общедоступным охотничьим угодьям.

В республике насчитывается 27 видов млекопитающих и 58 видов птиц, относящихся к охотничьим ресурсам. Зарегистрировано 16 тыс. охотников.

На данном этапе работа, проводимая в рамках развития охотничьего хозяйства, не всегда дает ожидаемый эффект, что в свою очередь связано с наличием ряда проблем:

низкая активность охотпользователей в проведении мероприятий, направленных на воспроизводство охотничьих ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»