Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2012 года N 386-П


О долгосрочной целевой программе
"Молодежь Карелии" на 2012 - 2015 годы

(с изменениями на 29 августа 2013 года)
______________________________________________________________________

Утратило силу на основании

Постановления Правительства Республики Карелия от 17 июля 2014 года N 228-П
______________________________________________________________________


_______________________________________

Постановление с изменениями и дополнениями, внесенными

Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.08.2013 г. N 274-П

_______________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия", в целях реализации государственной молодежной политики в Республике Карелия Правительство Республики Карелия
     
     
постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Молодежь Карелии" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа).

2. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия при разработке мероприятий (программ) в сфере реализации государственной молодежной политики на соответствующих территориях учитывать положения Программы.


            Глава Республики Карелия
                                                      А.П. Худилайнен

     Утверждена постановлением
     Правительства Республики Карелия
     от 18 декабря 2012 года N 386-П



ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Молодежь Карелии" на 2012 - 2015 годы


Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Молодежь Карелии" на 2012 - 2015 годы

Наименование Программы

- долгосрочная целевая программа "Молодежь Карелии" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа)

Решение о разработке Программы Правительством Республики Карелия и одобрении концепции Программы

- распоряжение Правительства Республики Карелия от 20 января 2012 года N 22р-П

Государственный заказчик Программы

- Министерство образования Республики Карелия

Государственный заказчик-координатор и основной разработчик Программы

- Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия

Цель Программы

- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Республики Карелия, развитие потенциала молодежи в интересах социально-экономического развития региона

Задачи Программы

- вовлечение молодежи Республики Карелия в деятельность молодежных общественных объединений, органов молодежного самоуправления, стимулирование участия неорганизованной молодежи в молодежных проектах и программах;
содействие самореализации молодежи в сфере досуга и творчества, поддержка молодежных инициатив;
развитие инфраструктуры в сфере молодежной политики путем расширения сети государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью, нормативного, научно-методического и кадрового обеспечения работы с молодежью, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях

Сроки реализации Программы

- 2012 - 2015 годы (включительно)

Источники финансирования Программы

- реализация мероприятий Программы осуществляется:
за счет средств бюджета Республики Карелия - 55 475 тысяч рублей;
за счет внебюджетных средств - 600 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности

- к концу 2015 года по сравнению с 2011 годом ожидается:


1) увеличение доли молодежи, участвующей в деятельности молодежных общественных объединений Республики Карелия, от общей численности молодежи Республики Карелия с 6,5 до 12,5%;

2) увеличение доли молодежи, участвующей в деятельности органов молодежного самоуправления, от общей численности молодежи Республики Карелия с 10 до 15%;


3) увеличение в 1,5 раза количества проектов некоммерческих организаций в сфере молодежной политики, поддержанных на конкурсной основе


4) увеличение в 1,5 раза количества представителей молодежи Республики Карелия, ставших участниками межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий в сфере молодежной политики;

5) увеличение в 1,7 раза количества специалистов органов местного самоуправления, учреждений по работе с молодежью, повысивших квалификацию по направлению "организация работы с молодежью";

6) увеличение в 1,7 раза количества информационных сообщений, размещаемых в региональных средствах массовой информации, по вопросам реализации молодежной политики в Республике Карелия;

7) увеличение числа поддержанных проектов государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия, реализующих программы по работе с молодежью, до 3 единиц.


     Показатели эффективности Программы:

увеличение доли молодежи, участвующей в мероприятиях программы, в общей численности молодежи Республики Карелия с 9 до 13%;

увеличение доли молодежи, охваченной услугами государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью в Республике Карелия, с 18 до 28%

Система организации контроля за реализацией Программы

- государственный заказчик-координатор Программы:

осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации Программы;

составляет ежеквартальный отчет о реализации программных мероприятий;

проводит ежегодную оценку эффективности реализации Программы;
подготавливает ежегодный доклад о выполнении Программы.

Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия и Министерство образования Республики Карелия несут ответственность за реализацию Программы, проведение в установленные сроки мероприятий Программы и целевое использование выделенных на реализацию Программы средств


(Паспорт в редакции Постановления Правительства Республики Карелия от 29.08.2013 г. N 274-П - см. предыдущую редакцию)

I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, государственная молодежная политика рассматривается как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование  необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.

В то же время приоритетные задачи и направления развития государственной молодежной политики являются неотъемлемой частью основных задач и направлений социально-экономического развития страны и субъектов Российской Федерации.

Одной из проблем при разработке и принятии региональных целевых программ в сфере молодежной политики является дублирование основных задач по работе с молодежью другими целевыми программами. Это в полной мере относится к Республике Карелия. Так, важные задачи в сфере молодежной политики дублируют задачи и пути их решения в сферах инновационной деятельности, занятости населения, сохранения единства народов и этнических общностей Карелии, формирования здорового образа жизни, патриотического воспитания, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, профилактики правонарушений, обозначенных в других целевых программах, в которых целевая молодежная категория не выделяется и не рассматривается как самостоятельная социально-демографическая группа.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, представленным по возрастно-половой структуре населения Республики Карелия, по состоянию на 1 января 2010 года численность населения в возрасте от 14 до 30 лет составляет 178353 человека (26,1% от общей численности населения).

По результатам социологического опроса "Интересы, ценности молодежи Республики Карелия и государственная молодежная политика в Республике Карелия", проведенного Фондом поддержки инновационных проектов "Новое измерение" в декабре 2009 года - январе 2010 года по заказу Государственного комитета Республики Карелия по делам молодежи, к группе значимых проблем молодежи Карелии респонденты относят:

распространенность настроений пассивности среди молодежи (21,6% опрошенных);

нехватка культурно-досуговых мероприятий (17,1%);

нехватка информации о существующих возможностях (11,4%);

недостаток возможностей влиять на решение властей (10,4%).  

В числе присущих Республике Карелия негативных сторон в глазах молодежи отмечаются "низкая возможность реализации культурных, досуговых потребностей" (4,4%), "низкая возможность общественной, политической самореализации" (3,9%). При этом 22,6% опрошенных заявляют, что они участвуют в работе общественных организаций (в районах республики - 19,1%). Наиболее популярными общественными организациями среди молодежи Республики Карелия являются творческие (8,7%), молодежные (8,6%), волонтерские (5,9%). По официальным данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, на 1 июля 2011 года в Республике Карелия зарегистрирована 531 общественная организация, из них всего 38 - молодежных. Исходя из данных опроса, участие молодежи Республики Карелия в деятельности общественных организаций может быть увеличено в 1,5 - 2 раза, так как о желании участвовать в деятельности общественных организаций заявили 36,9% респондентов, 19,7% из них хотели бы участвовать в работе молодежных организаций.

Исследование других форм общественного участия молодежи Республики Карелия показало, что в управлении участвует около 10% молодежи: 3,1% - в деятельности молодежных парламентских структур, 2,4% - в школьном самоуправлении, 1,7% - в молодежных советах при органах местного самоуправления муниципальных районов Республики Карелия, 0,9% - в органе общественного самоуправления учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, 0,9% - в "днях дублеров". Данные исследования свидетельствуют о том, что участие в управлении хотели бы принимать 28% опрошенных.

Одним из механизмов государственной поддержки молодежных инициатив является предоставление субсидий на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики. Объем субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Республики Карелия, для реализации мероприятий в сфере государственной молодежной политики в 2011 году составил 1,5 млн. рублей, в 2012 году - 1,5 млн. рублей.

Основным элементом инфраструктуры государственной молодежной политики являются государственные и муниципальные учреждения по работе с молодежью. Постановлением Правительства Республики Карелия от 15 октября 2010 года N 221-П утвержден норматив минимального обеспечения молодежи региональными учреждениями по работе с молодежью в количестве не менее одного учреждения на территории Республики Карелия. В настоящее время в Республике Карелия непосредственно в сфере государственной молодежной политики работают четыре учреждения, расположенные в г. Петрозаводске: один региональный молодежный центр - государственное бюджетное учреждение "Карельский региональный Центр молодежи" и три муниципальных молодежных центра. В других муниципальных образованиях Республики Карелия реализация государственной молодежной политики осуществляется культурно-досуговыми центрами, в штате которых кроме специалистов отраслей культуры и образования есть и специалисты по работе с молодежью.

Модернизация и развертывание отраслевой инфраструктуры учреждений по работе с молодежью в Республике Карелия должны стать одними из основных задач в сфере государственной молодежной политики Республики Карелия. Являясь важнейшим звеном в реализации молодежной политики в регионе, большинство государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью в Республике Карелия в настоящее время требуют модернизации и значительного улучшения инфраструктуры. Город Петрозаводск является центром молодежной политики региона, однако следует отметить, что ни государственное бюджетное учреждение "Карельский региональный Центр молодежи", ни один из центров молодежи в городе Петрозаводске не обладают ресурсами, достаточными для проведения крупномасштабных молодежных мероприятий.  В первую очередь это связано с отсутствием помещений (максимальная площадь помещения, пригодного для проведения мероприятия, в любом из центров молодежи в г. Петрозаводске составляет 30 кв.м). Оборудование, которым оснащены учреждения по работе с молодежью, ограничивает возможности получения молодыми людьми актуальных навыков и затрудняет использование сотрудниками современных технологий работы.

В настоящее время в деятельности по реализации государственной молодежной политики в Республике Карелия участвуют государственные гражданские служащие органов исполнительной власти Республики Карелия, муниципальные служащие органов местного самоуправления, сотрудники организаций, работающих с молодежью, активисты детских и молодежных общественных объединений, работники учреждений негосударственного сектора, оказывающие социальные услуги молодежи.

В рамках проведения мониторинга деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Карелия по реализации государственной молодежной политики в первом полугодии 2012 года необходимо отметить, что ставки специалиста по работе с молодежью в составе администрации муниципального района (городского округа) сохранены только в Петрозаводском городском округе (3 профильных специалиста) и в Питкярантском муниципальном районе (1 профильный специалист). В 10 муниципальных районах республики (Калевальском, Лахденпохском, Сегежском, Кондопожском, Суоярвском, Пудожском, Лоухском, Прионежском, Олонецком, Медвежьегорском) специалисты совмещают курирование вопросов молодежной политики с другими вопросами социальной сферы (развитие физической культуры и спорта, образование, культура). В 6 муниципальных районах Карелии и Костомукшском городском округе вопросы реализации государственной молодежной политики закреплены за сотрудниками государственного и муниципальных учреждений. Средний стаж работы специалиста в сфере государственной молодежной политики не превышает трех лет. Подготовка кадров в сфере молодежной политики в республике носит точечный, а не системный характер. В настоящее время в Республике Карелия отсутствует возможность получения высшего профессионального образования по специальности "организация работы с молодежью".

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 февраля 2011 года N 1995-IV ЗС, и Программой социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года N 1532-ЗРК, разработка и реализация долгосрочной целевой программы по развитию государственной молодежной политики в Республике Карелия на 2012 - 2015 годы определена одним из приоритетных механизмов реализации государственной молодежной политики на территории Республики Карелия на среднесрочную перспективу. В Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года такие направления деятельности, как развитие активности молодежи через участие в деятельности молодежных и общественных объединений, консультативно-совещательных структур, повышение качества работы системы государственного управления и местного самоуправления в сфере государственной молодежной политики, обеспечение условий для социализации молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, поддержка талантливой молодежи и вопросы формирования целостной инфраструктуры государственной молодежной политики, вошли в перечень приоритетных направлений социальной политики в Республике Карелия.

Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 18  января 2010 года N 1359-ЗРК "О государственной молодежной политике в Республике Карелия" к полномочиям Правительства Республики Карелия в сфере молодежной политики относится утверждение долгосрочных целевых программ в сфере молодежной политики.

Принятие Программы позволит проводить единую региональную политику и укрепить взаимодействие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной молодежной политики, скоординировать работу государственных и общественных структур в молодежной сфере и придать этой работе системный характер. Использование программно-целевого метода позволит скоординировать деятельность органов исполнительной  власти Республики Карелия за счет обеспечения возможности совершения комплексных и согласованных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, эффективного использования ресурсов Программы.

При программно-целевом методе возможно развитие двух вариантов решения задач, поставленных в Программе:

реализация Программы с запланированными объемами и сроками финансирования;

реализация Программы с сокращенным объемом и нарушенными сроками финансирования.

Первый вариант - реализация Программы при условии ее полного финансирования - позволит решить поставленные задачи и достичь заявленной цели Программы в полном объеме.

При данном варианте реализация Программы сопряжена с рисками, связанными с неверно выбранными приоритетами в реализации молодежной политики, что может привести к ошибкам в планировании программных мероприятий и определении объема их финансирования, а это в свою очередь снизит эффективность использования бюджетных средств. Избежать негативных последствий данного риска поможет организация социологических исследований проблем молодежи, предусмотренных в рамках реализации Программы, и организация мониторинга хода реализации Программы.

Второй вариант - реализация Программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с заявленным. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях.

При этом варианте сохраняются риски, указанные в первом варианте. Кроме того, без полного финансирования не представляется возможным в полной мере достичь цели и решить задачи Программы. Целевые показатели и индикаторы не будут выполнены в прогнозируемом объеме.

Отказ от использования  программно-целевого метода приведет к разрозненности действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Карелия по реализации государственной молодежной политики, несистемному решению поставленных задач.

При отсутствии Программы прогнозируется снижение количества проектов, программ и мероприятий, реализуемых в сфере государственной молодежной политики, уменьшение доли молодежи, участвующей в данных мероприятиях, а также доли молодежи, охваченной услугами государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью в Республике Карелия, что может привести к снижению уровня активности молодежи Республики Карелия:

снижение к 2015 году доли молодежи, участвующей в мероприятиях в сфере государственной молодежной политики,  от общей численности молодежи Республики Карелия до 5%;

снижение к 2015 году доли молодежи, охваченной услугами государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью в Республике Карелия, до 10%.

II. Цель и задачи Программы,
показатели их достижения

Целью Программы является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Республики Карелия, развитие потенциала молодежи в интересах социально-экономического развития региона.

Достижение цели Программы будет обеспечиваться путем решения трех основных задач.

Задача первая - вовлечение молодежи Республики Карелия в деятельность молодежных общественных объединений, органов молодежного самоуправления, стимулирование участия неорганизованной молодежи в молодежных проектах и программах.

Решить задачу планируется за счет создания условий для более активного участия молодежи Республики Карелия в деятельности общественных объединений, для вовлечения молодежи в процесс выработки управленческих решений, предоставления возможности выступать в качестве полноправных партнеров взрослых коллег и проявлять лидерские качества, нести ответственность за результаты принимаемых решений.

Задача вторая - содействие самореализации молодежи в сфере досуга и творчества, поддержка молодежных инициатив.

Решить задачу планируется за счет увеличения числа досуговых и культурных мероприятий, активного вовлечения молодежи во все этапы планирования и реализации данных мероприятий, увеличения возможности участия молодежных общественных объединений в социально значимых проектах, а также за счет поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодежи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»