ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 июля 2012 года N 452р-П
[Об одобрении Концепции управления
государственным имуществом Республики Карелия
на период до 2016 года]
(с изменениями на 16 мая 2014 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Распоряжением Правительства Республики Карелия N 261р-П от 16 мая 2014 года
____________________________________________________________________
В целях реализации государственной политики в области имущественных и земельных отношений, урегулирования порядка формирования государственной собственности Республики Карелия в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия на период до 2016 года.
Глава
Республики Карелия
А.П. Худилайнен
Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 12 июля 2012 года N 452р-П
КОНЦЕПЦИЯ
управления государственным имуществом Республики Карелия
на период до 2016 года
ВВЕДЕНИЕ
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года (далее - Послание) дано поручение органам власти избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям. Президентом Российской Федерации подписан Указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий. Правительство Российской Федерации приняло масштабный план приватизации. Соответствующие решения, как указано в Послании, должны быть приняты и на региональном уровне. Статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации может находиться имущество, необходимое им для осуществления своих полномочий. Соответственно иные объекты собственности должны быть приватизированы.
В этой связи политика Правительства Республики Карелия направлена на формирование структуры республиканских активов, соответствующей государственным функциям и задачам.
Решение указанной задачи осуществляется как в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления (в связи с чем производится перераспределение имущества между различными уровнями власти), так и в рамках действующего законодательства о приватизации.
До 2012 года в Республике Карелия выполнена следующая работа:
проведена полная инвентаризация реестра государственного имущества Республики Карелия;
по результатам инвентаризации проведена классификация государственного имущества Республики Карелия в зависимости от его назначения и использования;
определено имущество, необходимое и достаточное для выполнения Республикой Карелия государственных функций и задач, путем принятия Закона Республики Карелия от 31 января 2005 года N 850-ЗРК "Об установлении перечня видов имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти Республики Карелия по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов государственной власти Республики Карелия, государственных гражданских служащих Республики Карелия, работников государственных унитарных предприятий Республики Карелия и работников государственных учреждений Республики Карелия";
проведена работа по реализации федеральных законов от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части безвозмездной передачи имущества в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления, а также по разграничению муниципального имущества между муниципальными районами и городскими (сельскими) поселениями.
В настоящее время в Республике Карелия в полном объеме создана законодательная база управления государственным имуществом. Нормативно определен порядок взаимодействия органов исполнительной власти Республики Карелия при осуществлении полномочий собственника в отношении государственных унитарных предприятий Республики Карелия и хозяйственных обществ с долей Республики Карелия в уставном капитале, функций и полномочий учредителя государственных учреждений Республики Карелия, четко разграничены функции по управлению государственным имуществом Республики Карелия между органом исполнительной власти Республики Карелия, на который возложены функции по управлению государственным имуществом, и иными органами исполнительной власти Республики Карелия.
Приведены в соответствие с федеральным законодательством нормативные правовые акты Республики Карелия, регулирующие деятельность государственных унитарных предприятий Республики Карелия, и организована работа в соответствии с их требованиями.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" принят Закон Республики Карелия от 25 декабря 2002 года N 641-ЗРК "О приватизации государственного имущества Республики Карелия".
В отношении государственных учреждений Республики Карелия проводится работа по совершенствованию их правового положения (в части определения состава и объема имущества, необходимого для реализации деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений) в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". На уровне Республики Карелия приняты предусмотренные федеральным законодательством нормативные правовые акты, в силу которых созданы казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений.
В целях реализации Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" разработана нормативная правовая база, проведена оценка возможности перевода бюджетных учреждений Республики Карелия в форму автономных, проводится работа по созданию автономных учреждений Республики Карелия.
Принят ряд нормативных правовых актов Республики Карелия, необходимых для оказания субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки и реализации преимущественного права на приобретение арендуемого ими имущества в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Продолжена практическая работа по реализации Земельного кодекса Российской Федерации путем принятия и реализации законов Республики Карелия, регулирующих оборот земельных участков. Обеспечены организация и проведение работ по разграничению государственной собственности на землю, вовлечению земли в хозяйственный оборот.
I. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕЛ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Управление государственными унитарными предприятиями
Республики Карелия
Структура государственных унитарных предприятий Республики Карелия (далее - государственные унитарные предприятия) в отраслевом разрезе представлена в таблице 1 (по состоянию на 1 января 2012 года).
Таблица 1
Отрасль | Доля государственных унитарных предприятий, % | |||
Строительство | 26 | |||
Транспорт | 6 | |||
Торговля | 10 | |||
Полиграфия и издательское дело | 3 | |||
Проектные организации | 3 | |||
Геологическая разведка недр | 3 | |||
Связь | 3 | |||
Спорт и туризм | 3 | |||
Прочие отрасли | 43 |
Структура государственных унитарных предприятий в территориальном разрезе представлена в таблице 2.
Таблица 2
Муниципальный район (городской округ) | Доля государственных унитарных предприятий, % | |||
Петрозаводский городской округ | 77 | |||
Костомукшский городской округ | 3 | |||
Кондопожский муниципальный район | 3 | |||
Лоухский муниципальный район | 3 | |||
Медвежьегорский муниципальный район | 3 | |||
Олонецкий муниципальный район | 5 | |||
Прионежский муниципальный район | 3 | |||
Сортавальский муниципальный район | 3 |
Структура государственных унитарных предприятий исходя из величины чистых активов представлена в таблице 3.
Таблица 3
Величина чистых активов | Доля государственных унитарных предприятий,% | |||
Менее 1 млн. рублей | 15 | |||
От 1 до 10 млн. рублей | 30 | |||
От 10 до 100 млн. рублей | 44 | |||
Более 100 млн. рублей | 11 |
В течение последних нескольких лет приоритетным направлением деятельности Правительства Республики Карелия является оптимизация количества государственных унитарных предприятий путем приватизации, реорганизации или ликвидации неэффективно работающих государственных унитарных предприятий.
Количество государственных унитарных предприятий, единиц
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |||
62 | 48 | 43 | 36 | 31 |
В отношении государственных унитарных предприятий осуществляются: планирование деятельности и системный мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий;
анализ деятельности государственных унитарных предприятий, подготовка предложений Правительства Республики Карелия и реализация решений по оптимизации количества государственных унитарных предприятий путем ликвидации, реорганизации, приватизации убыточных государственных унитарных предприятий;
аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности крупных государственных унитарных предприятий с привлечением аудиторских организаций;
приведение уставов государственных унитарных предприятий в соответствие с законодательством и заключение трудовых договоров с их руководителями;
контроль за соответствием законодательству текущей деятельности государственных унитарных предприятий, в частности по совершению сделок с недвижимым имуществом.
По итогам работы за 2010 год 19 государственных унитарных предприятий получили чистую прибыль в сумме 29,44 млн. рублей. Часть прибыли государственных унитарных предприятий, перечисленная в бюджет Республики Карелия в 2011 году, составила 2944 тыс. рублей. В итоге годовое плановое задание выполнено на 100 процентов.
Динамика доходов бюджета Республики Карелия от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий в 2007 - 2011 годах представлена на диаграмме 1.
Управление государственными учреждениями Республики Карелия
Отраслевая структура государственных учреждений Республики Карелия (далее - государственные учреждения) приведена в таблице 4.
Таблица 4
Сфера деятельности и отрасль | Количество государственных учреждений | Процент к итогу | |||
Здравоохранение, социальное обеспечение | 51 | 23 | |||
Народное образование | 41 | 18 | |||
Управление | 25 | 11 | |||
Лесное хозяйство | 19 | 8 | |||
Культура и искусство | 21 | 9 | |||
Противопожарная безопасность | 15 | 7 | |||
Сельское хозяйство, ветеринария | 20 | 9 | |||
Занятость населения | 19 | 8 | |||
Спорт, физкультура | 6 | 3 | |||
Прочие | 10 | 4 | |||
Итого | 227 | 100 |