ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2012 года N 204-П
О долгосрочной целевой программе "Повышение
безопасности дорожного движения в Республике Карелия"
на 2012 - 2015 годы
В соответствии с Федеральным "О безопасности дорожного движения", Правительства Республики Карелия от 29 августа 2011 года N 502р-П "Об одобрении концепции долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012 - 2015 годы (Собрание законодательства Республики Карелия, 2011, N 8, ст. 1333) Правительство Республики Карелия
п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012 - 2015 годы.
Глава
Республики Карелия
А.П. Худилайнен
Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 30 июня 2012 года N 204-П
Долгосрочная целевая программа
"Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012 - 2015 годы
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
Наименование | - долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) |
Решение о разработке проекта Программы | - распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 августа 2011 года N 502р-П |
Решение об утверждении Программы (наименование, | |
Государственные заказчики Программы | - Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, Министерство образования Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
Государственный | - Министерство строительства Республики Карелия |
Цель Программы | - создание в Республике Карелия условий для снижения количества погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) |
Задачи Программы | - совершенствование организации движения транспорта и пешеходов, повышение эффективности деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма |
Ожидаемые конечные | к концу 2015 года в сравнении с 2011 годом: |
Сроки реализации Программы | - 2012 - 2015 годы |
Перечень подпрограмм | - нет |
Источники | - бюджет Республики Карелия, бюджеты муниципальных образований |
Система организации | - Министерство строительства Республики Карелия на основании представленных сведений от государственных заказчиков Программы осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации Программы, составляет ежеквартальный отчет о результатах реализации мероприятий Программы, ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы, подготавливает доклад о выполнении Программы |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Развернутая постановка проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, анализ причин ее возникновения, обоснование связи с национальными и региональными приоритетами социально-экономического развития
В Республике Карелия на государственном уровне принимаются меры, направленные на обеспечение безопасных условий дорожного движения. В Республике Карелия реализована региональная целевая "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" на 2006 - 2011 годы. В 11 муниципальных образованиях (муниципальных районах и городских округах) приняты и реализуются муниципальные программы повышения безопасности дорожного движения.
Между Правительством Республики Карелия и Министерством внутренних дел Российской Федерации заключено Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) по реализации федеральной целевой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
За период 2006 - 2011 годов в Республике Карелия значительно улучшены показатели аварийности на сети автомобильных дорог.
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Республике Карелия по итогам 2011 года снизилось на 22 процента к уровню 2005 года.
В 2011 году относительные показатели аварийности в Республике Карелия имеют более благоприятные значения, чем в целом по Российской Федерации. В Республике Карелия количество ДТП на 10 тыс. единиц транспортных средств составило 32,6, в Российской Федерации - 46,1. Число погибших на 100 тыс. жителей составило в Республике Карелия 15,49, в Российской Федерации - 18,6.
Вместе с тем, проблема аварийности на дорогах республики сохраняет свою актуальность и остроту, достигнутые показатели не являются стабильными. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом число погибших возросло на 35,4 процента, в 2011 году количество ДТП и число раненых выросло на 8 и 12 процентов соответственно. На высоком уровне сохраняется тяжесть последствий ДТП. В Республике Карелия по итогам 2011 года данный показатель составил 9,9 погибших на 100 пострадавших, что выше, чем в целом по России (9,5 процента).
Всего за последние 5 лет в результате ДТП в Республике Карелия погибли свыше 500 человек, что превышает численность населения в таких сельских поселениях, как Крошнозерское, Поповпорожское, Вешкельское, Чебинское и ряде других.
В 2011 году на территории Республики Карелия в зарегистрированном 851 учетном ДТП погибли 103 человека и 1080 получили ранения.
Основными видами ДТП на дорогах Карелии явились столкновение, наезд на пешехода и опрокидывание.
Большинство зарегистрированных происшествий (88 процентов) произошло по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. По причине превышения установленной скорости движения и несоответствия скорости дорожным условиям происходит каждое третье происшествие. В каждом десятом происшествии виноват водитель, управлявший транспортным средством в состоянии опьянения. По причине нарушения правил дорожного движения пешеходами происходит около 10 процентов ДТП.
Факторы неудовлетворительного состояния дорог зарегистрированы при 32,2 процента от общего количества происшествий. В ДТП, при совершении которых сопутствующим фактором стали неудовлетворительные дорожные условия, погибли 34 и получили ранения 362 человека.
Выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии более чем на трети из 575 пешеходных переходов, имеющихся в республике. Наибольшее количество пешеходных переходов, не соответствующих требованиям безопасности, находятся на региональных автомобильных дорогах и улично-дорожной сети населенных пунктов.
В значительной части случаев гибель людей, попавших в ДТП, наступает из-за несовершенной системы оказания первой помощи. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП, является одной из основных причин высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
В 2009 году для ликвидации последствий ДТП требовалось привлечение спасательных формирований со специальной техникой и аварийно-спасательным инструментом 127 раз, был спасен 81 человек. В 2010 году указанные подразделения привлекались 527 раз, было спасено 162 человека.
В настоящее время только 6 из 53 подразделений противопожарной службы Республики Карелия обеспечены аварийно-спасательным инструментом для оказания помощи пострадавшим в ДТП. В пожарных частях республиканского подчинения, расположенных в семи районах (Беломорский, Калевальский, Лахденпохский, Лоухский, Муезерский, Пудожский, Суоярвский), аварийно-спасательный инструмент полностью отсутствует.
Негативное влияние на тяжесть последствий ДТП оказывает также отсутствие в автомобилях скорой медицинской помощи (класс B) оборудования, необходимого для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП, в том числе вакуумных матрацев, набора вакуумных шин, мягких носилок, универсальных иммобилизационных воротников для шеи. По данным на 2011 год в Республике Карелия из 27 автомобилей скорой медицинской помощи класса B только 4 (14,8 процента) в ГУЗ "Территориальный центр медицины катастроф" имеют полный комплект оборудования для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Все муниципальные учреждения здравоохранения имели автомобили скорой медицинской помощи (класс B) и нуждались в дооснащении вышеуказанным оборудованием. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших вследствие ДТП.
В 2011 году на территории Республики Карелия с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет зарегистрировано 91 ДТП, 6 детей погибли и 97 получили ранения. В сравнении с 2010 годом число ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет увеличилось на 12,3 процента, число погибших и пострадавших в них детей увеличилось на 100 и 15,5 процента соответственно.
Основными причинами ДТП с участием детей и несовершеннолетних являются переход дороги в неустановленном месте, нарушение Правил дорожного движения.
Основные проблемы, оказывающие негативное влияние на состояние аварийности:
- несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении;
- недостаточная эффективность деятельности специальных служб при оказании первой помощи пострадавшим в ДТП;
- низкая дисциплина участников дорожного движения.
Недостаточна эффективность взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, а также общественными организациями автомобилистов в решении вопросов в области повышения безопасности дорожного движения.
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года снижение смертности и травматизма в результате ДТП определено одним из приоритетных направлений государственной демографической политики. Обеспечение безопасности дорожного движения как одно из условий повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения является целью государственной политики в сфере развития транспорта.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере развития человеческого капитала, определенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, является снижение смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего от управляемых причин, включая снижение травматизма.
На необходимость продолжения работы в области повышения безопасности дорожного движения с использованием программно-целевого метода указано и в социально-экономического развития Республики Карелия до 2015 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 февраля 2011 года N 1995-IV ЗС.
Программа входит в число подпрограмм Программы социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года N 1532-ЗРК "О Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года".
К 2015 году при условии реализации мероприятий Программы на территории Республики Карелия предполагается сократить число погибших в результате ДТП на 8 процентов к уровню 2011 года, сократить число несовершеннолетних, пострадавших в результате ДТП по причине нарушения ими правил дорожного движения, обеспечить совершенствование организации движения транспорта и пешеходов, повысить эффективность деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
2. Соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным согласно действующему законодательству к ведению Республики Карелия
Цели и задачи Программы соответствуют полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, определенным Федеральным от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статьи 6, 10, 23).
3. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы повышения безопасности дорожного движения программно-целевым методом, анализ различных вариантов этого решения, описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы
Решение поставленной проблемы программно-целевым методом позволит обеспечить комплексный подход к проблеме, учесть все факторы, влияющие на ситуацию, а также определить приоритетность финансирования мероприятий. Кроме того, реализация Программы позволит эффективно координировать действия органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию ситуации. Предпринимаемые отдельными органами государственной власти в рамках текущей деятельности, другими заинтересованными организациями разрозненные меры не позволят обеспечить эффективную работу по достижению положительных результатов. Возрастет количество ДТП, число пострадавших в них, тяжесть последствий, ущерб для государства и общества.
Анализ развития сложившейся проблемной ситуации в инерционном варианте (то есть без Программы) в сравнении с программным вариантом (то есть с учетом реализации мероприятий Программы) с указанием соответствующих значений показателей на среднесрочную перспективу представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ развития сложившейся проблемной ситуации
в двух вариантах
Показатели | Варианты | 2011 год | Планируемые | 2015 год | |||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||
Количество | инерционный | 103 | 103 | 103 | 103 | 103 | 100 |
программный | 103 | 102 | 98 | 95 | 92 |
Существуют два возможных варианта решения проблемы:
первый вариант - программно-целевой с обеспечением финансирования программных мероприятий в заявленных объемах, позволяющий достичь цели и выполнить задачи Программы. При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, снижением доходов бюджета Республики Карелия. Также в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности;
второй вариант - реализация Программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с заявленным. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях. При этом варианте сохраняются риски, указанные в первом варианте. Кроме того, без полного финансирования не представляется возможным в полной мере достичь целей и решить задачи Программы. Целевые показатели и индикаторы не будут выполнены в прогнозируемом объеме.
Наиболее оптимальным представляется первый вариант решения проблемы.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системный подход к решению вопроса обеспечения безопасности дорожного движения в рамках полномочий органов исполнительной власти Республики Карелия на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
повышения эффективности государственного управления в сферах, оказывающих влияние на обеспечение безопасности дорожного движения;