Недействующий



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2012 года N 74-П


О долгосрочной целевой программе
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации,
проживающих на территории Республики Карелия" на 2012-2015 годы

______________________________________________________________________

Утратило силу на основании

Постановления Правительства Республики Карелия от 17 июля 2014 года N 228-П
______________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия" в целях реализации государственной политики в области патриотического воспитания граждан в Республике Карелия Правительство Республики Карелия

Постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия" на 2012-2015 годы.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Республики Карелия - Министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия Улич В.В.


     Глава Республики Карелия
     А.В. Нелидов


Утверждена постановлением
      Правительства Республики Карели
     я от 14 марта 2012 года N 74-П


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия" на 2012-2015 годы


Паспорт
долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия"
на 2012-2015 годы

Наименование Программы

- долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия" на 2012-2015 годы (далее - Программа)

Решение о разработке проекта Программы и одобрении концепции Программы

- распоряжение Правительства Республики Карелия от 21 декабря 2011 года N 777р-П

Решение об утверждении Программы

- постановление Правительства Республики Карелия от 14 марта 2012 года N
74-П

Государственные заказчики Программы

- Министерство образования Республики Карелия; Министерство культуры Республики Карелия; Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия;

Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями

Государственный
заказчик-координатор
Программы

- Министерство Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму

Цель Программы

- совершенствование системы патриотического воспитания и допризывной подготовки граждан Республики Карелия, основанной на эффективном взаимодействии органов государственной Республики Карелия, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, общественных объединений и граждан Республики Карелия, направленной на духовно-нравственное воспитание личности

Задачи Программы

1) создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания личности;
2) создание условий для скоординированной деятельности органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления муниципальных

объединений и граждан в сфере патриотического
воспитания граждан Республики Карелия;
3) совершенствование допризывной подготовки молодежи

Ожидаемые конечные результаты Программы и показатели эффективности

- к концу 2015 года по сравнению с 2011 годом ожидается:
1) доля граждан, участвующих в мероприятиях по
патриотическому воспитанию, по отношению к общему
количеству граждан, проживающих на территории
Республики Карелия, увеличится с 12 до 20 процентов
(увеличение на 8 процентных пунктов);
2) количество исследовательских и научно-методических
работ по проблемам патриотического воспитания возрастет
с 2 до 4 (увеличение в 2 раза);
3) количество действующих музеев, в том числе ведущих
деятельность по патриотическому воспитанию граждан,
принявших участие в республиканских конкурсах и акциях,
увеличится с 10 до 16 (увеличение на 60 процентов);
4) количество телевизионных и радиопередач, публикаций в
средствах массовой информации и в сети Интернет по
тематике патриотического воспитания увеличится с 25 до 48
(увеличение на 92 процента);
5) количество подготовленных организаторов и
специалистов патриотического воспитания возрастет с 25 до
50 человек (увеличение в 2 раза);
6) количество общественных объединений, принимающих
участие в реализации Программы, возрастет с 10 до 100
(увеличение в 10 раз);
7) количество действующих объединений, клубов, центров,
в том числе детских и молодежных, ведущих работу по
патриотическому воспитанию населения, увеличится с 42 до
52 (увеличение на 23,8 процента);
8) количество граждан, подготовленных по военно-учетным
специальностям в общественных объединениях и
государственных образовательных учреждениях, увеличится
с 390 до 600 человек (увеличение на 53,8 процента)

Сроки реализации Программы

-2012-2015 годы

Источники
финансирования
Программы

- реализация мероприятий Программы осуществляется:
за счет средств бюджета Республики Карелия - 61940
тысяч рублей;
за счет внебюджетных средств - 290 тысяч рублей

Система организации контроля за реализацией Программы

- государственный заказчик-координатор Программы на основании представленных сведений от государственных заказчиков Программы осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации Программы, составляет сводный квартальный отчет о результатах реализации мероприятий Программы, ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы, готовит сводный доклад о выполнении Программы


I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан является важнейшим фактором развития и консолидации современного российского общества и государства.

Программа разработана с учетом положений Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795, Программы социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года N 1532-ЗРК, а также с учетом опыта реализации региональной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия» на 2008-2011 годы, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 февраля 2008 года N 93р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 17 апреля 2008 года N 856-ГУ ЗС.

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия за 2010 год, количество жителей Республики Карелия в возрасте от рождения до 30 лет насчитывает 279504 человека, что составляет 40,85 процента от общей численности населения.

Особенностью современного процесса социализации молодежи в Республике Карелия является его прохождение в условиях социально-экономической нестабильности, способствующей формированию в молодежной среде «ценностной неопределенности». Как показали опросы учащейся молодежи Республики Карелия (по данным 2003-2005 годов, 20072009 годов, 2010 года), наибольшее негативное влияние на чувство патриотизма оказывает неудовлетворительное материальное положение и неуверенность в завтрашнем дне. Почти каждый десятый респондент ощущает социально-правовую незащищенность или невозможность реализовать свой личный потенциал.

Как следствие, произошла активизация процессов миграции молодежи и взрослого населения. На основании данных Председателя Счетной палаты России Сергея Степашина (журнал "Новое время" 2011, N 17), за последние три года из России эмигрировало около 1 млн. 250 тыс. человек, главным образом это бизнесмены и представители среднего класса, среди которых 40 процентов имеют высшее образование (в России его имеет около 15 процентов населения), 50 процентов россиян мечтают работать за границей, 45 процентов выпускников российских вузов готовы эмигрировать.

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия за 2010 год, число выехавших за рубеж и в другие регионы России (9484 человека) превышает число приехавших (8453 человека), что в процентном отношении соответствует российским показателям. Среди прибывших граждан по заявкам работодателей, в основном - иностранные граждане из стран ближнего зарубежья, входящие в группу укрупненных профессий «неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики». По данным Независимого института социального развития за 2011 год, в сфере высоких и информационных технологий в России созданы целые команды инженеров, программистов, ученых, годами работающих на западных заказчиков, не выезжающих из страны, но при этом практически ничем, кроме физического пребывания, с ней не связанных.

Агрессивное вторжение в менталитет молодежи и взрослого населения ценностей западной культуры способствует размыванию чувства патриотизма и традиционных духовных ценностей. В сознании детей и молодежи, особенно в молодежной субкультуре, имеет место апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, что является факторами, способствующими проявлениям экстремизма и радикализма.

Реализацию возможного заменяют симуляция, имитация желаемого возможного, уводящие молодежь в виртуальный мир Интернета, игр-симуляторов реальной жизни. Практически отсутствует прогнозирование позитивных процессов и подготовка опережающих контрмер на негативные процессы в детской и молодежной среде.

Имеет место тенденциозное освещение российской истории и проблем патриотического воспитания в средствах массовой информации. В них по-прежнему встречаются материалы, фальсифицирующие нашу историю, исторические события. Слабо используется Интернет для формирования патриотического сознания граждан. Более того, значительная часть информации, находящейся в открытом доступе в Интернете, наносит явный вред патриотическому воспитанию детей и юношества.

В определении приоритетов в патриотическом воспитании важное место отводится изучению проблем идентичности (гражданской, национальной, конфессиональной), а также самоидентификации как социально-экономической, так и самоидентификации, связанной с включенностью молодежи в различные социальные группы. Чувство социальной идентичности приобретает все большую значимость в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Социальные чувства формируются и проявляются в стремлении к бескорыстной помощи, милосердии, через выработку чувства долга, то есть в совокупности обязанностей человека перед другими людьми, своей Родиной, самим собой.

В настоящее время в Республике Карелия невысока численность детских и молодежных досуговых учреждений, целенаправленно создающих в своей деятельности условия для проявления социальной идентичности. В 2001 году практически во всех районах республики действовали клубы, общественные объединения гражданско-патриотической направленности. В 2011 году из более ста детских и молодежных общественных организаций Республики Карелия только десять занимаются патриотической проблематикой, из них семь - поисковые организации. Такое положение дополняется недостатком аккумуляции передового опыта и результатов реализации инновационных проектов по патриотическому воспитанию.

Детские и молодежные общественные организации патриотической направленности в первую очередь нуждаются в государственной и общественной поддержке.

Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации проведено социологическое исследование среди молодежи допризывного возраста, которое наглядно продемонстрировало остроту проблемы военной безопасности, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и здоровья молодежи.

В молодежной среде отсутствует четкое понимание существующих угроз национальной безопасности и территориальной целостности России. По данным опроса российской молодежи Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, лишь 39 процентов опрошенных молодых людей заявили о сохраняющейся опасности вооруженной агрессии против России. Каждый пятый опрошенный считает, что такой угрозы не существует, остальные (41 процент) однозначно на этот вопрос ответить не смогли. Только 32 процента молодых людей заявили о своей готовности и желании пойти служить в армию. Каждый третий из опрошенных призывников выразил явное нежелание проходить военную службу. Уклонение от военной службы осуждают только 6 процентов опрошенных, а примерно каждый второй не видит в этом ничего предосудительного или противозаконного.

В Республике Карелия в период проведения призывной кампании в 2010 году в связи с невозможностью вручения повесток на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в розыске находилось 690 человек.

В ходе весеннего и осеннего призывов 2010 года граждан на военную службу призывными комиссиями районов и городов Республики Карелия было освидетельствовано 8955 человек, из них годными по состоянию здоровья к военной службе признано 68,8 процента призывников.

Проблемным остается вопрос повышения престижа семьи как важного социального института и субъекта патриотической деятельности. Результаты исследования "Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи", проведенного в рамках проектов Программы развития ООН, показали, что в настоящее время состоящих в браке меньше, чем 10 лет назад. Главные причины связаны с жилищными проблемами (68 процентов) и низким уровнем доходов (57 процентов). Как показали итоги этого опроса, для современной молодежи вопросы создания семьи находятся на втором плане. Отмечается тенденция к снижению понимания родителями традиционной воспитательной социальной роли семьи. Результаты многочисленных опросов показывают, что различные респонденты (руководители учреждений, учителя, студенты и др.) отводят ведущую роль в патриотическом воспитании семье, при этом сами родители так не считают. 70 процентов родителей относят патриотическое, гражданское, общественно-политическое воспитание на счет школы, педагогов, общественных организаций, но не семьи, 89 процентов родителей не обсуждают в семьях темы социальной активности детей и подростков в школе. Этот факт можно интерпретировать так, что родители ждут активных действий по патриотическому воспитанию своих детей от государства в лице образовательных учреждений и других социальных институтов.

В патриотическом воспитании принимаются недостаточные меры по формированию у подрастающего поколения чувства общегражданской целостности российского общества, основанного на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии, на воспитании толерантности граждан России. Воспитательный потенциал знаний о религии в государственной светской школе пока недостаточно служит приобщению учащихся к общей культуре, обогащению их новыми ценностями и смыслами, формированию гуманистического мировоззрения школьников. На этом фоне идет прогрессирующая утрата использования разнообразных форм и методов в туристско-краеведческой, поисковой, героико-патриотической, трудовой деятельности.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 апреля 2010 года N 142р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV 3C, патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан отмечено в качестве важнейшего фактора развития и консолидации современного общества.

В Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года N 1532-ЗРК, формирование чувства патриотизма и духовного единства на основе общности исторических судеб народов вошло в перечень приоритетных направлений развития Республики Карелия.

В рамках реализации Программы социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года разработан приоритетный для Республики Карелия проект «Духовное преображение Русского Севера», основой которого является сохранение и использование богатейшего духовного и культурного наследия Республики Карелия и Русского Севера с целью духовно-нравственного воспитания человека, развития человеческого капитала как ключевого фактора модернизации и инновационного развития республики. Карелия находится в окружении трех великих храмов Преображения Господня, в центре уникального духовного и культурного пространства Русского Севера, выступающего в качестве духовной опоры и одного из источников современного единства и обновления России. На этой основе задачи проекта по использованию духовного, культурного и природного наследия республики гармонично сочетаются с задачами патриотического и духовного воспитания граждан Республики Карелия.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесены:

осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина;

разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан определено в качестве важнейшего фактора развития и консолидации современного российского общества и государства.

Проблема носит межведомственный характер, в связи с чем к реализации Программы будут привлечены Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями. Мероприятия по реализации Программы охватывают все возрастные и социальные категории населения Республики Карелия.

С целью осуществления эффективного взаимодействия участников программы на республиканском и муниципальном уровнях формируется система координационных советов.

В состав координационных советов войдут представители органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, общественных объединений и предприятий Республики Карелия. Практическая деятельность по реализации программных мероприятий позволит сформировать многоуровневую государственно-общественную систему патриотического воспитания граждан Республики Карелия.

Значительное число участников Программы, широкий круг задач и направлений диктуют необходимость использования программно-целевого подхода.

Важнейшим фактором достижения положительных результатов реализации Программы является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о цели, задачах и ходе реализации Программы.

Отказ от использования программно-целевого метода повлечет разрозненность действий органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, несистемное решение поставленных задач.

При программно-целевом подходе возможно развитие двух вариантов решения задач, поставленных в Программе:

реализация Программы с запланированным объемом и сроками финансирования;

реализация Программы с сокращенным объемом и нарушенными сроками финансирования.

Первый вариант - реализация Программы при условии ее полного финансирования - позволит решить все поставленные задачи и достичь заявленной цели Программы.

При данном варианте реализация Программы сопряжена с рисками, связанными с недостатками в управлении Программой, с неверно выбранными приоритетами развития системы патриотического воспитания.

Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут повлечь за собой недостаточную координацию действий участников Программы. В целях минимизации возможных отрицательных последствий, связанных с недостатками управления Программой, предусмотрено создание Республиканского центра патриотического воспитания граждан и допризывной подготовки молодежи Республики Карелия, основной целью которого будет планирование, координация и реализация мероприятий Программы.

Использование неверно выбранных приоритетов развития системы патриотического воспитания может привести к ошибкам в планировании программных мероприятий и определении объема их финансирования, что снизит эффективность использования бюджетных средств. Избежать негативных последствий данного риска поможет организация социологических исследований состояния патриотического воспитания различных категорий населения и мониторинга хода реализации Программы.

Второй вариант - реализация Программы с сокращенным объемом и нарушенными сроками финансирования по сравнению с заявленными. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных мероприятиях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»