ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 февраля 2012 года N 121р-П
[О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Ремпублики Карелия от 9 ноября 2006 года N 46-IV ЗС]
Внести в Региональную целевую программу "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года", одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 сентября 2006 года N 284р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2006, N 9, ст. 1057) и утвержденную постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 9 ноября 2006 года N 46-IV ЗС (Собрание законодательства Республики Карелия, 2006, N 11, ст. 1206), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению.
Глава Республики Карелия
А.В. Нелидов
Приложение к распоряжению
Правительства Республики Карелия
от 24 февраля 2012 года N 121р-П
Региональная целевая программа "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года"
Паспорт
региональной целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года"
Наименование Программы | - региональная целевая программа "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке проекта Программы | - распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 ноября 2005 года N З48р-П |
Дата принятия решения об утверждении Программы | - постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 9 ноября 2006 года N 46-IV ЗС |
Государственный заказчик-координатор Программы | - Министерство строительства Республики Карелия |
Основные разработчики Программы | - Министерство строительства Республики Карелия; |
Цель Программы | - развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия, обеспечивающей безопасные и бесперебойные перевозки грузов и пассажиров, повышение мобильности населения, создание комфортных условий дорожного движения, снижение транспортных издержек |
Задачи Программы | - сокращение количества искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, находящихся в неудовлетворительном состоянии; |
Исполнители Программы | - казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (далее - КУ "УАДРК"); |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - к 2015 году (по сравнению с 2006 годом) ожидается: |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2007 - 2015 годы: |
Объемы и источники финансирования | - всего на реализацию мероприятий Программы планируется направить средства в размере 17207,3 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - сокращение количества некапитальных мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, до 246 единиц (сокращение на 25 единиц); |
увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, в отношении которых осуществляются основные работы по содержанию (восстановление земляного полотна, устранение деформаций и повреждений покрытия, обочин, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части, устройство кюветов и др.), направленные на приведение автодорог в надлежащее техническое состояние, от общей протяженности автодорог, где такие работы необходимо выполнить, до 90 %; увеличение доли протяженности автодорог местного значения населенных пунктов, в отношении которых произведен ремонт и капитальный ремонт, от общей протяженности автодорог, где такие работы необходимо выполнить согласно межремонтным срокам, до 6,7 %; сокращение доли мостовых сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии и расположенных на автодорогах общего пользования местного значения населенных пунктов, до 50 %; увеличение доли протяженности автодорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, до 20 %; | |
Система организации контроля за исполнением Программы | - государственный заказчик-координатор Программы осуществляет контроль за своевременным и полным проведением мероприятий и реализацией Программы, ежегодную оценку эффективности реализации Программы, обеспечивает подготовку ежеквартального отчета о результатах реализации мероприятий Программы и ежегодного доклада о ее выполнении |
1. Введение
Региональная целевая программа "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года" разработана Министерством строительства Республики Карелия и Институтом экономики Карельского научного центра Российской академии наук.
В Программе обосновываются перспективы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Республики Карелия на период до 2015 года в результате строительства новых, реконструкции и повышения транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Программа является основным документом, определяющим дорожную политику Республики Карелия, направленную на повышение эффективности дорожной отрасли, подъем экономики, повышение деловой активности, уровня и условий жизни населения, эффективности использования трудовых, природных, производственных и инвестиционных ресурсов Республики Карелия.
Основные положения Программы разработаны в соответствии с основными направлениями стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации до 2015 года, Концепцией развития дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 ноября 2005 года N З48р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 9 ноября 2006 года N 46-IV ЗС.
В условиях становления рыночной экономики, интеграции России и Республики Карелия в систему международного разделения труда и активного развития межрегионального сотрудничества, для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения необходимо повышение технического состояния сети автомобильных дорог, формирование новых и развитие традиционных транспортных коридоров, обеспечивающих надежные международные, межрегиональные и внутриреспубликанские транспортные связи.
В Программе, исходя из потребности экономики Республики Карелия и ее населения в качественной автодорожной сети, сформулирована основная стратегическая цель - развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия, обеспечивающей безопасные и бесперебойные перевозки грузов и пассажиров, повышение мобильности населения, создание комфортных условий дорожного движения, снижение транспортных издержек, на основе которой определены и сформулированы задачи, выполнение которых является основанием для формирования перечня мероприятий.
В Программе определены перечни автомобильных дорог и дорожных сооружений, планируемые к строительству, реконструкции и капитальному ремонту на период до 2015 года, объемы работ по ремонту и содержанию дорог и сооружений, потребности в финансовом обеспечении дорожных работ из бюджетов всех уровней.
При подготовке Программы использовались данные Госкомстата Российской Федерации, отчетные материалы, представленные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Республики Карелия, материалы, предоставленные предприятиями дорожного хозяйства Республики Карелия.
Реализация Программы должна содействовать активизации межгосударственного и межрегионального сотрудничества, росту экономической активности в Республике Карелия, повышению эффективности функционирования транспортной системы в Республике Карелия, улучшению условий жизни населения и обеспечению транспортного сообщения между населенными пунктами Республики Карелия.
Программно-целевой метод позволит максимально эффективно модернизировать работу и функционирование дорожного хозяйства Республики Карелия.
Организация деятельности дорожного хозяйства Республики Карелия основывается на выявлении потенциальной потребности в автомобильных дорогах (количественный и качественный аспекты) в зависимости от ожидаемых грузо- и пассажиропотоков на территории Республики Карелия. При этом, кроме внутренних факторов (производство товаров в Карелии, перспективные перемещения пассажиров), учитываются такие внешние факторы, как место транспортной системы Республики Карелии в системе автомобильных дорог Российской Федерации, место и роль Республики Карелии как транзитного региона на основных существующих и проектируемых грузовых маршрутах и коридорах Северной Европы.
Важную роль в определении приоритетов развития сети автомобильных дорог играет социальный фактор, который подразумевает повышение транспортной доступности всех населенных пунктов Республики Карелия.
Мероприятия Программы направлены на повышение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия, а также устранение неудовлетворительных дорожных условий, являющихся причиной снижения средней скорости движения по автомобильным дорогам и возникновения ДТП.
2. Анализ состояния и проблемы развития дорожного хозяйства
2.1. Роль транспорта в социально-экономическом развитии региона
Республика Карелия расположена в непосредственной близости к высокоразвитым регионам России и Западной Европы, имеет выход к берегу Белого моря, обладает огромной озерно-речной системой, а также значительными запасами природных ресурсов.
Стратегия развития Республики Карелия определяет в числе приоритетных направлений социально-экономического развития территории роль транспортной доступности. Это относится как к доступности ресурсов для промышленных предприятий, так и социальной сферы (транспортной доступности населенных пунктов). Исходя из приоритетов, связанных с сохранением территории Республики Карелия как единого связанного пространства, одной из основных задач Программы является сохранность и развитие транспортной сети.
За основу перспектив развития транспортной инфраструктуры Республики Карелия взяты основные узлы модели развития экономики Республики Карелия, разработанной Институтом экономики Карельского научного центра Российской академии наук (рис. 2.1.1).
На рисунке отображены основные узлы модели развития экономики Республики Карелия (Петрозаводск, Кондопога, Кемь, Беломорск, Костомукша), в которых прогнозируется расположение основных производственных мощностей. Эти узлы соединяются между собой транспортными путями, обеспечивающими выход карельских предприятий за пределы Республики Карелии как в другие регионы России, так и за пределы страны.
Такой подход позволяет комплексно решить вопрос транспортного обеспечения.
Рис. 2.1.1. Основные узлы модели развития экономики Республики Карелия
Автомобильный транспорт играет основную роль при обслуживании грузовых отправлений малыми партиями в пределах региона, а также при ввозе или вывозе товаров за пределы Республики Карелия. Также автомобильному транспорту отводится основная роль при обслуживании потоков внутри самих узлов, обеспечении доступности ресурсов, используемых при производстве.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем будет развиваться транзитное значение региона. Основными направлениями транзита станут следующие направления:
Север-Юг (Санкт-Петербург - Мурманская область, автотрасса "Кола");
Запад-Восток (Архангельская и Вологодская области - граница с Финляндией, через Пудож и Петрозаводск).
Кроме того, исходя из планируемого пуска МАШТ "Суоперя" в Лоухском районе, следует ожидать увеличения грузо- и пассажиропотоков, направленных на этот пункт пропуска и проходящих по автотрассе "Кола".
В силу своего географического положения, Карелия играет важную роль в развитии европейской транспортной инфраструктуры и региональной организации перевозок грузов. Через территорию Карелии проходят два общероссийских автомобильных коридора:
N 2 "Мурманск - Петрозаводск - Санкт-Петербург - Новгород - Тверь - Москва - Тула - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск - Сочи", обеспечивающий автотранспортные связи южных и центральных областей России с Республикой Карелия и Мурманской областью;
N 9 "Санкт-Петербург - Каргополь - Котлас - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь с подъездами Пудож - Медвежьегорск", обеспечивающий транспортные связи в направлении запад-восток по кратчайшему расстоянию, а также транзит грузов из восточных областей в Финляндию.
Формирование на территории Республики Карелия этих общероссийских коридоров существенно повышает роль и значение строительства (реконструкции) перспективных автомобильных маршрутов:
Санкт-Петербург - Сортавала - Пряжа - Петрозаводск;
Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница;
Лоухи - Суоперя.
Автомобильная дорога Санкт-Петербург - Сортавала - Петрозаводск обеспечивает связь Республики Карелия с Ленинградской областью, создает кратчайший выход к морским портам Финского залива, а также выход в центральные и южные районы Финляндии через международный автомобильный пункт пропуска "Вяртсиля".
Интенсивность движения автотранспорта и объемы грузоперевозок по данному маршруту с каждым годом возрастают и, согласно разработанному обоснованию инвестиций в развитие данного направления, к 2022 году должны увеличиться в 2 раза.
Автомобильная дорога Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница обеспечивает связь населенных пунктов Муезерского, Сегежского, Калевальского районов и Костомукшского городского округа между собой и с автодорогой М-18 "Кола", а также выход автотранспорта из центральных районов Республики Карелия в северные регионы Финляндии.
Автомобильная дорога Лоухи - Суоперя обеспечивает связь населенных пунктов Лоухского района с пос. Лоухи и федеральной автодорогой "Кола", а также связь северных районов Республики Карелия с Финляндией (через МАПП "Суоперя"). По дороге перевозятся грузы лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий района, в том числе на экспорт, грузы для жизнеобеспечения населения и предприятий района.
Для обеспечения транспортных связей в международном и межрегиональном сообщении, удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса Республики Карелия в автомобильных перевозках с наименьшими затратами и повышения потребительских свойств автомобильных дорог необходимо осуществление ряда мероприятий по совершенствованию и развитию дорожной сети.
2.2. Оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой экономики и социальной сферы Республики Карелии
Промышленность
Существующие грузопотоки в Республике Карелия обеспечены транспортными услугами в достаточной мере. Проведенный специалистами Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук опрос предприятий показал, что основная проблема заключается в некачественном состоянии существующих автомобильных дорог общего пользования, а не в их количестве.
Необходимо отметить недостаточную протяженность лесных (лесовозных и лесохозяйственных) автодорог. Для полного охвата лесонасаждений лесохозяйственными мероприятиями и организации оптимального лесопользования необходимо иметь густоту лесовозной дорожной сети не менее 0,8 км на 100 га лесных площадей. Таким образом, обеспеченность лесного фонда дорожной сетью в Республике Карелия примерно в 4 раза меньше требуемого, а густота и протяженность лесных автомобильных дорог не соответствует объемам перевозимых грузов.
Из общей протяженности лесовозных дорог в летний период используется примерно 7200 км, и в зимний период - примерно 5200 км. Сеть лесных дорог республики развита неравномерно. Юг и центральная часть удовлетворительно освоены лесовозной дорожной сетью, а север, северо-запад и Пудожский район - неудовлетворительно. На севере, северо-западе плотность дорожной сети составляет 0,12 км на 100 га лесных площадей, по Пудожскому району - в среднем 0,15 км, по южным районам - в среднем 0,29 км.
Лесные дороги, как правило, содержатся неудовлетворительно, вследствие чего снижаются их эксплуатационные качества и происходит вывод из эксплуатации. Многие ранее построенные дороги оказались бесхозными.
Нормативная потребность строительства лесовозных дорог в расчете на 1 млн.м вывозки древесины в зависимости от запаса на 1 га общей лесной площади составляет 25 - 30 км. В настоящее время в Республике Карелия фактические объемы строительства лесовозных дорог ниже в 5 - 6 раз. В результате резкого сокращения строительства лесовозных дорог снизилась территориальная доступность перспективных лесных массивов и среднее расстояние вывозки древесины.
Причины снижения объемов строительства лесных дорог:
нарушение сложившихся схем транспортного освоения лесного фонда и практическое прекращение их разработок;
ликвидация лесосырьевых баз, ранее закрепленных в постоянное пользование за леспромхозами;
недостаток финансовых ресурсов у лесозаготовительных предприятий;
экономическая незаинтересованность лесозаготовителей в строительстве лесных дорог при коротких сроках аренды лесных участков;