ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
от 21 ноября 2011 года N 1537-ЗРК
(с изменениями на 26 октября 2023 года)
Принят Законодательным Собранием 29 сентября 2011 года
_______________________________________
Закон с изменениями и дополнениями, внесенными
Законом Республики Карелия от 09.01.2013 г. N 1672-ЗРК, введенным в действие с 27 января 2013 года
Законом Республики Карелия от 3 марта 2015 года N 1874-ЗРК, введенным в действие с 4 марта 2015 года
Законом Республики Карелия от 23 июля 2020 года N 2497-ЗРК
Законом Республики Карелия от 24 сентября 2021 года N 2614-ЗРК, введенным в действие с 01.01.2022 года
Законом Республики Карелия от 6 февраля 2023 года N 2811-ЗРК
Законом Республики Карелия от 26 октября 2023 года N 2890-ЗРК
_______________________________________
1. Отношения, связанные с реализацией государственных полномочий Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия, регулируются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Карелия.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, связанные с выплатой средств на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в семьях патронатных воспитателей, а также с выплатой вознаграждения приемным родителям, патронатным воспитателям, опекунам (попечителям). Правовое регулирование указанных правоотношений осуществляется Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также иными нормативными правовыми актами Республики Карелия, принятыми в соответствии с указанным Законом.
3. Финансовое обеспечение организации и осуществления деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия является расходным обязательством Республики Карелия.
1. Деятельность органов опеки и попечительства в Республике Карелия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется в отношении:
1) несовершеннолетних граждан;
2) совершеннолетних граждан:
а) признанных судом недееспособными;
б) ограниченных судом в дееспособности;
в) дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
г) дееспособных граждан, в отношении которых ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
д) граждан, признанных безвестно отсутствующими в судебном порядке, и отсутствующих граждан до истечения года со дня получения сведений о месте их пребывания, имущество которых при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
2. Формы деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия в отношении категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами и иными нормативными правовыми актами Республики Карелия.
(статья в редакции Закона Республики Карелия от 6 февраля 2023 года N 2811-ЗРК, - см. предыдущую редакцию)
1. В сфере деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия Законодательное Собрание Республики Карелия в пределах своей компетенции:
1) принимает законы Республики Карелия;
2) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия.
2. В сфере деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия Правительство Республики Карелия в пределах своей компетенции:
1) определяет исполнительный орган Республики Карелия, уполномоченный в сфере деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия;
2) утверждает государственные программы Республики Карелия;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия.
3. Исполнительный орган Республики Карелия, уполномоченный в сфере деятельности органов опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), в пределах своей компетенции в указанной сфере:
1) принимает нормативные правовые акты;
2) разрабатывает, утверждает и реализует ведомственные целевые программы Республики Карелия;
2(1)) устанавливает порядок принятия органом опеки и попечительства акта о временном пребывании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со дня выявления таких детей и до принятия органом опеки и попечительства акта о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия.
(статья в редакции Закона Республики Карелия от 26 октября 2023 года N 2890-ЗРК, - см. предыдущую редакцию)
1. Наделить органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Карелия (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности, предусмотренной частью 1 статьи 2 настоящего Закона, за исключением деятельности по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
2. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов из бюджета Республики Карелия (далее - субвенции).
3. Общий объем субвенций для осуществления переданных органам местного самоуправления государственных полномочий и расчет нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов (далее - расходные обязательства муниципальных образований) определяются в следующем порядке:
1) уполномоченный орган прогнозирует численность специалистов, осуществляющих реализацию государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в муниципальных образованиях в Республике Карелия в отношении несовершеннолетних граждан и совершеннолетних граждан, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, количество автоматизированных рабочих мест, предназначенных для ведения реестра граждан, находящихся под опекой и попечительством;
2) уполномоченный орган планирует и утверждает по согласованию с финансовым органом Республики Карелия норматив формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в расчете на одного специалиста, осуществляющего реализацию государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в муниципальных образованиях в Республике Карелия в отношении несовершеннолетних граждан и совершеннолетних граждан, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, норматив формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в расчете на одно автоматизированное рабочее место, предназначенное для ведения реестра граждан, находящихся под опекой и попечительством, и поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия, влияющие на объем бюджетных ассигнований, методом индексации;
3) финансовый орган Республики Карелия определяет общий объем субвенций сложением произведений, полученных способом умножения прогнозируемой численности специалистов, осуществляющих реализацию государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в муниципальных образованиях в Республике Карелия в отношении несовершеннолетних граждан и совершеннолетних граждан, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, на соответствующий норматив формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и на поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия, влияющие на объем бюджетных ассигнований, и прогнозируемого количества автоматизированных рабочих мест, предназначенных для ведения реестра граждан, находящихся под опекой и попечительством, на соответствующий норматив формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований.
3(1). Показателями (критериями) распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций является численность специалистов, осуществляющих реализацию государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в муниципальных образованиях в Республике Карелия, количество автоматизированных рабочих мест, предназначенных для ведения реестра граждан, находящихся под опекой и попечительством.
4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета Республики Карелия порядке на единые счета бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов.
При осуществлении государственных полномочий органами местного самоуправления:
1) Правительство Республики Карелия:
а) утверждает перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, на основании предложения исполнительного органа Республики Карелия, уполномоченного в сфере управления государственным имуществом Республики Карелия;
б) определяет порядок установления и исполнения осуществляемых за счет субвенций расходных обязательств муниципальных образований;
в) представляет в Законодательное Собрание Республики Карелия расчеты общего объема и распределения субвенций одновременно с проектом закона Республики Карелия о бюджете Республики Карелия;
2) уполномоченный орган:
а) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
б) устанавливает порядок ведения и форму реестра граждан, находящихся под опекой и попечительством;
в) устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления (далее - целевые прогнозные показатели);
г) устанавливает задания по осуществлению государственных полномочий;
д) контролирует полноту и качество осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления и использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов;
е) оказывает органам местного самоуправления консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления государственных полномочий;
ж) готовит и вносит предложения для принятия в установленном порядке решения о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;
3) финансовый орган Республики Карелия совместно с уполномоченным органом:
а) устанавливает формы, сроки и требования к содержанию отчетности органов местного самоуправления об осуществлении государственных полномочий и о расходовании переданных на эти цели субвенций;
б) контролирует в пределах своей компетенции использование предоставленных на осуществление государственных полномочий финансовых средств.
5. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления:
1) организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, а также принятыми ими муниципальными правовыми актами;
2) ведут реестры граждан, находящихся под опекой и попечительством;
3) представляют финансовому органу Республики Карелия и уполномоченному органу:
а) отчеты о расходовании предоставленных в соответствии с настоящим Законом субвенций, об исполнении заданий по осуществлению государственных полномочий, о выполнении целевых прогнозных показателей;
б) иную необходимую информацию и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий, на основании письменных запросов и в указанные в них сроки (далее - запросы);
4) осуществляют обособленный учет материальных ресурсов, приобретаемых в муниципальную собственность за счет субвенций и передаваемых в оперативное управление;
5) принимают муниципальные правовые акты по вопросам установления и исполнения расходных обязательств, связанных с осуществлением государственных полномочий;