Снижение инфляции является ключевым вопросом экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации. При этом существенное влияние на динамику цен оказывают федеральные факторы.
Вместе с тем, со своей стороны Правительство Республики Карелия будет принимать меры по сдерживанию роста потребительских цен.
Так, помимо поддержки производителей, исходя из принципа сбалансированного ценообразования, предусматривающего баланс интересов как производителей и поставщиков, так и предпринимателей и населения, одним из основных направлений деятельности Правительства республики является развитие конкуренции.
В целях обеспечения условий для устойчивого социально-экономического развития региона Правительство Республики Карелия в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством, продолжит регулирование тарифов и осуществление контроля за обоснованным формированием цен (тарифов).
Учитывая значительный вклад тарифов на электроэнергию и услуги жилищно-коммунального хозяйства в общее повышение цен, предусматривается проведение взвешенной тарифной политики. В этом направлении основное внимание будет уделяться утверждению экономически обоснованных цен и тарифов на основе экспертизы предложений регулируемых организаций с учетом критериев доступности для потребителей товаров и услуг этих организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении в некоторые законодательные акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" запланировано принятие ряда мер по сдерживанию федеральных и региональных факторов роста цен на электрическую энергию.
На федеральном уровне с 1 апреля 2011 года изменены условия формирования цен на электрическую энергию и мощность для покупателей-субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, а также снижена плата за услуги, оказываемые ОАО "ФСК ЕЭС".
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области государственного регулирования тарифов, предписано пересмотреть с 1 мая 2011 года установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, исходя из их увеличения не более чем на 15 %.
В ходе регулирования тарифов совместно с ресурсоснабжающими организациями планируется проведение работы по оптимизации операционных расходов, а также реализация мероприятий по повышению эффективности деятельности, предусмотренных производственными программами.
В целях реализации законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ресурсоснабжающими организациями предусматривается принятие мер, направленных на снижение потерь коммунальных ресурсов и удельного расхода энергетических ресурсов по регулируемым видам деятельности, контроль за выполнением которых будет осуществляться Правительством Республики Карелия.
Кроме этого, с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, сохранится установление по муниципальным образованиям индексов максимально возможного изменения тарифов теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса, а также предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги.
В рамках определенных полномочий будут проводиться контрольные мероприятия:
- по применению цен и тарифов;
- за соблюдением индексов максимально возможного изменения тарифов теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса;
- за соблюдением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги;
- за исполнением органами местного самоуправления переданных им в соответствии с законодательством Республики Карелия государственных полномочий по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг.
В соответствии с поэтапной ликвидацией всех видов перекрестного субсидирования с 1 января 2012 года планируется отмена перекрестного субсидирования между группами потребителей услуг водоснабжения и водоотведения на территории Костомукшского городского округа. Это позволит снизить удельный вес затрат на водоснабжение и водоотведение в себестоимости производимых товаров и услуг.
В рамках единой тарифной политики будут устанавливаться экономически обоснованные и социально ориентированные тарифы на услуги по перевозке пассажиров и провозу багажа общественным автомобильным, внутренним водным, воздушным, железнодорожным транспортом по маршрутам пригородного сообщения, а также утверждаться тарифы на социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания. Определенное влияние на сдерживание роста тарифов будет оказываться через государственную поддержку транспортных организаций.
Для сдерживания роста цен на лекарственные препараты сохранится контроль за соблюдением установленных размеров надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Предусматривается проведение анализа фактических размеров оптовых и розничных надбавок, действующих на территории республики, и их влияния на результаты финансово-экономической деятельности оптовых организаций и аптечных учреждений, реализующих лекарственные препараты на территории Республики Карелия.
В целях своевременного принятия мер, направленных на стабилизацию продовольственного рынка, в том числе цен на товары первой необходимости, продолжится проведение мониторинга потребительских цен на основные продовольственные товары и оптово-отпускных цен на продукцию местных товаропроизводителей.
Предусматривается принятие определенных мер по сдерживанию роста потребительских цен и в муниципальных образованиях республики. Сохранится практика применения минимально возможных цен и торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары. Планируется проведение сельскохозяйственных ярмарок и ярмарок выходного дня по продаже карельской сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров по ценам товаропроизводителей.
Таблица 25
Динамика потребительских цен
Показатели | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2015 год к 2010 году, | |||
Индекс потребительских цен, % к предыдущему году | 107,3 | 109,0 | 107,5 | 106,5 | 105,5 | 105,0 | 138,2 | |||
в том числе: | ||||||||||
на товары | 106,4 | 108,5 | 107,0 | 106,0 | 105,0 | 104,5 | 135,0 | |||
на платные услуги населению | 109,9 | 110,5 | 109,0 | 109,0 | 107,0 | 106,6 | 149,7 | |||
Инфляция (индекс потребительских цен) за период, прирост цен в декабре текущего года к декабрю предыдущего года, % | 9,9 | 9,0 | 7,0-7,5 | 6,0-6,5 | 5,5-6,0 | 5,0-5,5 | 138,2 |
В результате политики, проводимой Правительством Российской Федерации, а также принимаемых Правительством Республики Карелия мер, прогнозируется снижение уровня годовой инфляции до 5 - 5,5 %.