Политика Правительства Республики Карелия в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами направлена на обеспечение эффективного управления имуществом, находящимся в собственности Республики Карелия; выполнение плана бюджетных неналоговых доходов; формирование структуры республиканских активов, соответствующей государственным функциям и задачам как в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, так и в рамках действующего законодательства о приватизации.
По состоянию на 1 января 2011 года в реестре государственного имущества Республики Карелия учтено имущество:
- закрепленное за 36 государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения общей остаточной стоимостью 241 млн. рублей (590 объектов недвижимости);
- закрепленное за 227 государственными учреждениями на праве оперативного управления остаточной стоимостью 9 735 млн. рублей (1655 объектов недвижимости);
- незакрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (казна Республики Карелия) остаточной стоимостью 367 млн. рублей (280 объектов недвижимости);
- акции (доли в уставных капиталах) 37 хозяйственных обществ номинальной стоимостью 1 168 млн. рублей.
В единый банк данных реестра государственного имущества Республики Карелия внесена информация о 2 579 объектах недвижимости остаточной стоимостью 10 366 млн. рублей.
В целях оптимизации состава и структуры государственного имущества Республики Карелия предусмотрено продолжение работы по реализации федерального законодательства в части безвозмездной передачи имущества в рамках разграничения полномочий между федеральными, республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также по разграничению муниципального имущества между муниципальными районами и городскими (сельскими) поселениями.
В отношении объектов недвижимого имущества будет проводиться учет и ведение реестра государственного имущества Республики Карелия, а также контроль за использованием имущества по назначению.
Для проведения страхования государственного имущества, находящегося у государственных учреждений на праве оперативного управления, предполагается формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих страхованию. При составлении сметы расходов на содержание подведомственных учреждений планируется включать в бюджетные заявки учреждений на очередной год расходы на страхование недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
Будет продолжена приватизация имущества, незадействованного в реализации государственных функций и задач в соответствии с программой приватизации государственного имущества Республики Карелия, с учетом основных задач социально-экономического развития республики.
При этом ожидается сокращение участия республики в управлении имуществом путем использования максимально прозрачных и эффективных процедур, основанных на принципах рыночной оценки и равного доступа к реализуемому имуществу. Для этого предусматривается использование торгов в электронной форме и совершенствование способов приватизации, в том числе процедур проведения аукциона и конкурса (соответствующие изменения внесены в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Кроме этого, потенциальным инвесторам будет обеспечен максимальный доступ к информации о приватизируемых активах, в том числе путём размещения в сети Интернет сведений в отношении планируемых к приватизации объектов.
Выполнение программы приватизации государственного имущества на соответствующий год позволит привлечь внебюджетные инвестиции в развитие акционерных обществ, улучшить корпоративное управление, стимулировать развитие фондового рынка. В течение 2011 - 2015 годов планируется приватизировать целый ряд значимых государственных унитарных предприятий и пакетов акций открытых акционерных обществ.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2010 года N 658р-П утверждена программа приватизации государственного имущества Республики Карелия на 2011 год, в которую планируется включить ГУП РК "Медтехника", ГУП РК "Олонецавтодор", ГУП РК "Мост", ГУП РК "Кольское ДРСУ", ГУП РК "Кондопожское ДРСУ", ГУП РК "Костомукшское ДРСУ", ГУП РК "Лоухское ДРСУ", ГУП РК "Радиоком", ГУП РК "Карелавтотранс", ГУП "Карелавтотранс-Сервис".
В результате в ближайшие два - три года в республиканской собственности останутся только те государственные унитарные предприятия, которые будут определены как необходимые для решения государственных задач. При этом каждое государственное унитарное предприятие Республики Карелия будет рассмотрено на предмет соответствия критериям, установленным Законом Республики Карелия от 6 июня 2000 года N 414-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия", на основании чего предусмотрено принятие решения:
- о сохранении государственного унитарного предприятия;
- об его акционировании, если коммерческая деятельность предприятия востребована и способна приносить доход;
- о ликвидации убыточных предприятий.
Органы исполнительной власти Республики Карелия в отношении государственных унитарных предприятий будут осуществлять:
- планирование деятельности и системный мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий;
- анализ деятельности предприятий, подготовку предложений и реализацию решений по оптимизации количества предприятий путем ликвидации, реорганизации, приватизации убыточных государственных предприятий;
- контроль за соответствием законодательству текущей деятельности предприятий, в частности, по совершению сделок с недвижимым имуществом.
В отношении государственных учреждений Республики Карелия проводится работа по совершенствованию их правового положения (в части определения состава и объема имущества, необходимого для реализации деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений) в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Это позволит повысить эффективность предоставления государственных услуг при условии сохранения (либо снижения) темпов роста бюджетных расходов на их предоставление.
В рамках проводимой реформы бюджетных учреждений до 2012 года все государственные учреждения республики должны быть разделены на три типа, различающиеся в основном, по системе финансирования: бюджетные, казенные и автономные. Так, в бюджетных учреждениях прекратится сметное финансирование. Они получат субсидии из бюджета на выполнение государственного задания. Автономные учреждения смогут получать бюджетные субсидии только на реализацию мероприятий, направленных на развитие этого учреждения. Перечень мероприятий будет определяться руководством учреждения. Основной доход автономное учреждение сможет получать от оказания платных услуг. В казенных учреждениях останется сметное финансирование.
Создание государственного учреждения предусматривается только при необходимости выполнения республикой государственных функций. Органы исполнительной власти республики будут рассматривать содержание государственных функций, реализуемых на базе каждого из учреждений, а также принимать решение о наделении учреждения правом осуществлять предпринимательскую деятельность. Таким образом, в отношении государственных учреждений Республики Карелия планируется:
- провести работу по совершенствованию их правового положения путем изменения типа учреждения;
- обеспечить контроль за использованием имущества, изъять лишнее (неиспользуемое) или используемое не по назначению имущество;
- определить основные требования к трудовому договору и порядку его заключения с руководителями государственных учреждений.