Действующий

О Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года


VII. Оценка социально-экономической эффективности

 

Одним из условий устойчивого экономического роста является повышение эффективности системы государственного управления, качество которого обеспечивается за счет проведения Правительством Республики Карелия политики, направленной на достижение конкретных целей, реализации мероприятий, нацеленных на результат.

В целях управления социально-экономическим развитием региона используется программно-целевой подход, позволяющий сбалансировать интересы всех заинтересованных сторон и сосредоточить ресурсы на решении региональных проблем. Координация процессов планирования, управления и принятия решений, а также реализация проектов в сферах жилищного строительства, образования и здравоохранения, лесопромышленного, горнопромышленного, агропромышленного и туристского комплексов, инфраструктуры предполагают сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала республики.

Создание условий для формирования модели экономического роста, предусматривающее сдерживание инфляции, снятие инфраструктурных ограничений развития, повышение инвестиционной привлекательности, развитие инновационного потенциала экономики и малого предпринимательства позволят увеличить объемы производства товаров, работ и услуг в реальном секторе экономики, что, в свою очередь, повлияет на бюджетную обеспеченность региона и доходы населения.

На реализацию Программы предусматривается направить более 215 млрд. рублей, в том числе 74,6 млрд. рублей бюджетных средств, из которых 45,4 млрд. рублей - средства федерального бюджета и 29,2 млрд. рублей - средства консолидированного бюджета Республики Карелия. На инвестиционные коммерческие проекты планируется привлечь порядка 140,7 млрд. рублей внебюджетных средств.

За счет реализации Программы экономика Республики Карелия за пять лет (2015 год к 2010 году) может вырасти в сопоставимой оценке на 26,4 % при среднегодовом темпе прироста 4,8 %. (таблица 53).

Таблица 53

Основные экономические показатели реализации Программы

Показатели

2010
год

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2015 год к 2010 году,
%

Валовой региональный продукт в текущих основных ценах, млрд. рублей

130

146

164,5

183,5

204,7

230

176,9

Валовой региональный продукт в сопоставимых ценах, (индекс физического объема), % к предыдущему году

108,5

103,0

104,5

104,5

105,5

106,5

126,4

Промышленное производство

объем отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах,

млрд. рублей

100,2

109,8

121,6

134,8

149,5

166,0

165,6

индекс производства,

% к предыдущему году

110,6

103,0

104,5

104,5

105,5

106,0

125,8

в том числе:

добыча полезных ископаемых

объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. рублей

35,1

38,3

41,8

45,9

50,6

55,9

159,4

индекс производства,

% к предыдущему году

114,5

105,0

104,5

105,3

106,0

106,5

130,4

обрабатывающие производства

объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. рублей

48,9

52,0

57,5

63,3

69,2

75,5

154,4

индекс производства,

% к предыдущему году

111,5

102,0

105,0

105,0

105,0

105,5

124,6

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. рублей

16,3

19,5

22,3

25,6

29,7

34,6

212,5

индекс производства,

% к предыдущему году

95,7

98,0

102,0

102,5

103,5

104,0

110,3

Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млн. рублей

3997,0

4197,0

4406,0

4669,0

5043,0

5450,0

136,4

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году

98,6

98,4

101,7

101,6

103,0

103,5

108,4

Объем работ и услуг, выпол-ненных по виду деятельности "строительство",

млрд. рублей

10,3

10,6

12,1

14,2

17,9

24,5

238,7

Объем работ и услуг, выполненных по виду деятельности "строитель-ство" (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году

142,1

98,0

108,0

110,5

120,0

130,0

182,4

Ввод жилья, тыс. кв. м

142,6

182,0

190,0

215,0

264,0

350,0

245,0

в том числе индивидуальное жилищное строительство, тыс. кв. м

44,1

63,7

66,5

77,4

100,3

140,0

317,0

Перевезено грузов предприятиями транспорта, тыс. тонн

22309,5

23560

248100

26060

27300

28560

128,0

Внешнеторговый оборот, млн. долларов США

1822,6

1900,0

1970,0

2050,0

2140,0

2220,0

121,8

Объем инвестиций в основной капитал,

млрд. рублей

22,3

25,6

29,5

34,0

39,1

45,2

203,0

Индекс объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах),

% к предыдущему году

114,8

108,0

108,0

109,0

109,0

110,0

152,4

Индекс потребительских цен,

% к предыдущему году

107,3

109,0

107,5

106,5

105,5

105,0

138,2

Оборот розничной торговли, млрд. рублей.

59,8

66,9

73,7

80,5

87,5

90,0

150,5

Оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах),

% к предыдущему году

105,3

105,0

105,5

106,0

106,0

106,5

132,6

Налогооблагаемая прибыль(3), млрд. рублей

22,1

25,0

26,2

27,5

29,0

30,5

138,0

Отношение дефицита бюджета Республики Карелия к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

5

10

8



7

6

5

100

          

Наращивание темпов роста валового регионального продукта в 2014-2015 годах до 105,5-106,5 % предполагается за счет завершения ряда инвестиционных проектов, выпуска новой конкурентной продукции, повышения спроса на производимую продукцию, роста производительности труда.

При этом предусматривается, что валовой региональный продукт в действующих ценах увеличится со 130 млрд. рублей в 2010 году до 230 млрд. рублей в 2015 году или на 100 млрд. рублей (177 %). Накопленный прирост добавленной стоимости за пять лет оценивается в сумме 278,7 млрд. рублей.

Прирост добавленной стоимости прогнозируется во всех секторах экономики, при этом основной вклад внесет промышленное производство. В то же время предусмотренные более высокие темпы роста транспортных перевозок и строительства позволят повысить удельный вес данных видов экономической деятельности в структуре ВРП.

Увеличение физических объемов промышленного производства в 2015 году на 25,8 % к уровню 2010 года планируется в результате опережающих темпов роста в добыче полезных ископаемых по сравнению с обрабатывающими производствами. Прогнозируется, что объем отгруженной продукции в действующих ценах в данном виде экономической деятельности вырастет со 100 млрд. рублей в 2010 году до 166 млрд. рублей в 2015 году и за пять лет может составить более 681 млрд. рублей.

При этом, несмотря на рост экономики, с учетом проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, ожидается более низкая динамика производства и потребления энергоресурсов, что приведет к снижению энергоемкости ВРП. В свою очередь развитие промышленности и транспортной инфраструктуры будет способствовать увеличению грузовых перевозок с 22,3 тыс. тонн в 2010 году до 28,6 тыс. тонн в 2015 году.

За счет освоения значительных объемов капитальных вложений, расширения строительства жилья прогнозируются достаточно высокие темпы роста объема работ и услуг по виду деятельности "строительство". По Программе ожидается увеличение объема строительных работ в сопоставимых ценах на 82,4 % (2015 год к 2010 году). За пять лет планируется ввести более 1,2 млн. кв. м жилья.

Учитывая сложное состояние, сохраняющееся в сельском хозяйстве, динамика объемов производства сельскохозяйственной продукции ожидается более низкой, чем в других отраслях реального сектора экономики.

Модернизация производства, создание современных рабочих мест, внедрение новых технологий позволяют ожидать дальнейший рост реальных доходов населения. Основным источником формирования доходов населения является заработная плата. Предусматривается, что фонд заработной платы увеличится с 54,8 млрд. рублей в 2010 году до 81 млрд. рублей в 2015 году и за пять лет может составить почти 350 млрд. рублей.

В свою очередь рост доходов населения благоприятно скажется на потребительском рынке, в том числе на показателях торговли и объеме оказанных платных услуг населению. Оборот розничной торговли в 2015 году может превысить 90 млрд. рублей при фактическом значении данного показателя в 2010 году 59,8 млрд.рублей. С учетом снижения инфляции физическая масса проданных товаров за 2011-2015 годы вырастет на 32,6 %.

В результате выявления схем ухода от налогообложения, комплексного администрирования организаций, заявляющих убытки для целей налогообложения, повышения эффективности контроля по налогу на прибыль, ожидается сокращение числа убыточных организаций. Прогнозируемое увеличение налогооблагаемой прибыли с 22,1 млрд. рублей в 2010 году до 30,5 млрд. рублей в 2015 году предполагается не столько за счет организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, на долю которых приходится порядка 80 %, сколько за счет прибыльной работы предприятий других видов экономической деятельности, а также организаций, реализующих инвестиционные проекты, которым предоставлялся режим наибольшего благоприятствования.

Создание новых производств, проведение Правительством Республики Карелия взвешенной бюджетно-налоговой политики приведут к расширению налогооблагаемой базы и позволят увеличить бюджетные поступления.

С учетом реализации программных мероприятий прирост поступлений в консолидированный бюджет Республики Карелия в реальном выражении предусматривается не менее 5-10 % ежегодно.

Принятие мер по сбалансированности бюджета позволит удержать дефицит бюджета на уровне 5 % (в 2015 году).

В то же время следует иметь в виду, что показатели прогнозировались при благоприятных условиях развития экономической ситуации и могут изменяться в зависимости от факторов, влияющих на их формирование, в том числе от внешнеэкономической конъюнктуры. Учитывая, что Правительство Республики Карелия активно предпринимает меры по привлечению инвестиций, целевые показатели, предусмотренные в Программе, могут быть перевыполнены за счет реализации новых проектов.

В ходе реализации Программы будет создано 8233 новых рабочих мест на модернизируемых и вновь вводимых объектах и сохранено 19750 рабочих мест (таблица 54). Полученный в результате этого социальный эффект оценивается в сумме 29,4 млрд. рублей, в том числе за счет создания новых рабочих мест - 2,5 млрд. рублей, сохранения рабочих мест - 26,9 млрд. рублей.

Таблица 54

Социальные результаты реализации программных мероприятий