Анализ итогов социально-экономического развития Республики Карелия за период 2006-2010 годов позволил выявить проблемы, сдерживающие развитие республики, как общего для субъектов Российской Федерации характера, связанного в основном с влиянием последствий мирового финансово-экономического кризиса, так и специфические для республики проблемы, в том числе носящие системный характер.
В условиях кризиса обострилась конкуренция на мировом и внутреннем рынках. Возникли проблемы со сбытом произведенной продукции, привлечением инвестиций, заменой устаревших технологий и изношенного оборудования, кредитованием реального сектора экономики республики и населения. Увеличилась задолженность по выплате заработной платы перед работниками в отраслях реального сектора экономики, выросла безработица. Рост цен и тарифов на услуги естественных монополий увеличил затраты предприятий и снизил их конкурентоспособность.
К основным специфическим проблемам республики следует отнести:
- зависимость доходов бюджета от ограниченного круга крупнейших плательщиков, высокий уровень убыточных организаций;
- высокую экспортную направленность производства крупнейших предприятий и их зависимость от мировой конъюнктуры цен на производимую продукцию;
- дефицитность энергетического баланса в республике;
- высокую зависимость от завозных видов топлива и цен на них;
- повышенные затраты предприятий, в том числе на электроэнергию, рост себестоимости продукции и потребительских цен, обусловленные сложными природно-климатическими условиями;
- удорожание содержания объектов социальной сферы в связи с низкой плотностью населения республики;
- монопрофильность структуры экономики, основанной на добывающей промышленности.
Кроме того, существуют проблемы в отдельных отраслях экономики и социальной сферы республики.
В лесопромышленном комплексе (далее - ЛПК) Республики Карелия основными проблемами, сдерживающими его развитие, являются:
- недостаточное обеспечение сырьем лесоперерабатывающих предприятий республики;
- отсутствие крупных мощностей по переработке лиственной и низкосортной древесины;
- низкая степень обеспеченности транспортной инфраструктурой.
В настоящее время объем потребления древесного сырья целлюлозно-бумажными предприятиями республики составляет 3,6 млн. куб. м в год, практически вся заготовленная в Карелии хвойная балансовая древесина перерабатывается в республике. Деревообрабатывающие предприятия перерабатывают 90 % заготовленного хвойного пиловочника. Недостающие объемы хвойной древесины восполняются за счет поставок из других регионов, в основном, субъектов Северо-Западного федерального округа.
В связи с реализацией на территории соседних регионов СЗФО (Архангельская, Вологодская области) инвестиционных проектов, возможности поставок древесного сырья из-за пределов Республики Карелия будут постепенно ограничиваться.
Вместе с тем с принятием Правительством Российской Федерации решения о постепенном повышении вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину, объемы поставок лесоматериалов необработанных из Республики Карелия на экспорт сократились в 3 раза и по итогам 2010 года составили 1,4 млн. куб. м. Продолжается тенденция сокращения на экспорт поставок хвойного баланса - в 2006 году на экспорт поставлялось 35,1 % от общего объема заготовленного хвойного баланса, в 2010 году этот показатель составил 15,8 %.
В дальнейшем в связи с реализацией инвестиционных проектов по увеличению производственных мощностей, спрос на древесное сырье предприятиями ЛПК Карелии будет увеличиваться.
Одной из существенных проблем в лесопромышленном комплексе республики остается сбыт лиственной древесины. Ресурсы лиственной древесины (береза, осина) в Карелии составляют порядка 30 % от расчетной лесосеки - примерно 3,0 млн. куб. м, в том числе березы - около 2,6 млн. куб. м. Объем заготовки лиственной древесины в 2010 году составил 1,0 млн. куб. м.
На территории республики и ближайших регионов СЗФО отсутствуют крупные мощности по переработке лиственной древесины, единственным покупателем лиственных балансов на внутреннем рынке для карельских лесозаготовительных предприятий является Светогорский ЦБК (Ленинградская область), но объемы поставок сырья на комбинат ограничены.
Одним из основных условий более полного освоения эксплуатационных лесов и снижения экономической доступности древесных лесных ресурсов является развитая дорожно-транспортная инфраструктура. Средняя густота дорожной сети в Карелии составляет примерно 0,25 - 0,26 км на 100 га лесной площади, что в 4 раза меньше экономически доступной производственной потребности и не соответствует грузообороту (объемам) перевозимых лесных грузов.
Внутри республики дорожная сеть развита неравномерно. Так, если юг и центральная часть Карелии освоены лесовозной дорожной сетью, то север, северо-запад и Пудожский район недостаточно интенсивно осваиваются. Из общей протяженности лесовозных дорог Республики Карелия (около 17000 км) в летний период используется и содержится за счет арендаторов участков лесного фонда примерно 7200 км, а в зимний период - примерно 5200 км.
Потребность в строительстве новых дорог круглогодового действия с учетом перехода преимущественно на сортиментную технологию заготовок составляет примерно 540 км (из расчета 1 км в расчете на 12 тыс. куб. м вывозки).
40 процентов лесосечного фонда на территории республики можно заготовить и вывезти только в зимний период ("зимний лесфонд"). Эксплуатация современных автомобилей-сортиментовозов на вывозке лесоматериалов выдвигает повышенные требования к качеству строящихся и состоянию имеющихся лесовозных дорог.
В настоящее время большинство лесозаготовительных предприятий не имеют достаточных собственных финансовых средств для строительства в необходимых объемах лесовозных дорог. Ведение дорожного строительства предполагает также затраты на приобретение дорогостоящей дорожно-строительной техники, содержание штата специалистов и рабочих (водителей и операторов дорожных машин).
При положительной динамике итоговых показателей работы горнопромышленного комплекса (далее - ГПК) республики следует отметить, что в 2010 году в Карелии была приостановлена реализация 58 инвестиционных проектов по строительству новых горных предприятий, на 6 действующих предприятиях было остановлено производство щебня. Причинами этого и основными проблемами, сдерживающими развитие горнопромышленного комплекса республики, являются:
- ориентированность на российский рынок сбыта при чрезмерно малой емкости рынка строительных материалов внутри Карелии. Зависимость от колебаний рынка строительных материалов не только конъюнктурных, но и политических (при переделах собственности и сфер влияния крупными компаниями и собственниками). В 2010 году предприятия ГПК Республики Карелия работали в среднем на 40 % от производственной мощности отрасли;