Действующий

О Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года


1.4.1. Повышение эффективности использования топливно-сырьевых ресурсов


Правительством Республики Карелия в качестве приоритетного направления развития топливно-энергетического комплекса Республики Карелия определено максимальное снижение зависимости Республики Карелия от привозных видов топлива (каменные угли и нефтепродукты) за счет увеличения доли использования собственных топливно-энергетических ресурсов (древесина, торф).

В целях реализации указанного направления Правительством Республики Карелия в октябре 2009 года одобрена "Региональная стратегия развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов на 2011-2020 годы". В рамках реализации основных направлений указанной Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

- увеличение площадей действующих торфоплощадок и объемов производства топливного торфа на месторождениях "Сури-суо" и "Тайпале" (Сортавальский муниципальный район), "Сосновое" и "Агвен-суо" (Пряжинский муниципальный район);

- реконструкция (ремонт) торфяных полей и организация промышленной добычи торфа на торфяных месторождениях "Папперо" (Суоярвский муниципальный район), "Круглое" (Пудожский муниципальный район), "Сюрьгинское" (Прионежский муниципальный район), "Сурисуо" и "Васкаламенсуо" (Лахденпохский муниципальный район), "Туленсуо" (Питкярантский муниципальный район), "Заречное" (Костомукшский городской округ), "Горелая ламбина" (Сегежский муниципальный район);

- разработка технико-экономических обоснований и реализация инвестиционных проектов по строительству торфобрикетных (пеллетных) заводов производительностью от 15 тыс. тонн до 50 тыс. тонн в Лахденпохском, Олонецком, Сегежском муниципальных районах. Реализация данных инвестиционных проектов позволит полностью отказаться от завоза каменного угля в Лахденпохский, Олонецкий, Медвежьегорский, Сегежский, Беломорский и Кемский муниципальные районы (в суммарном объеме более 70 тыс. тонн или 47 % от общей потребности в угле организаций жилищно-коммунального хозяйства республики) за счет использования торфяных брикетов местного производства с более низкой себестоимостью;

- увеличение объемов производства топливной щепы за счет рационального и эффективного использования передвижных высокопроизводительных щепорубительных комплексов, увеличения их общего количества;

- дальнейшее увеличение объемов потребления на топливном рынке Республики Карелия в качестве котельно-печного топлива улучшенного древесного топлива в виде древесных брикетов (пеллетов) за счет обеспечения проектных производственных мощностей специализированных организаций по производству данного вида топлива, увеличения объемов производства, внедрения современного котельного оборудования и технологий сжигания древесных брикетов (пеллетов).

В настоящее время производство пеллет (топливных гранул) организовано на ООО "Сетлес" (производственная мощность 25 тыс. тонн в год), ООО "Карелия профиль" (0,8 тыс. тонн в год), ООО "Биогран" (21,6 тыс. тонн в год). Производство топливных брикетов осуществляется на ООО "Сведвуд Карелия" (12 тыс. тонн в год).

Планируется реализация проектов по производству топливных гранул ЗАО "Соломенский лесозавод" (проектная производственная мощность 50 тыс. тонн в год), ЗАО "Запкареллес" (50 тыс. тонн в год), ООО "Костомукшская строительная компания" (12,8 тыс. тонн в год), ООО "ЮБор" (25 тыс. тонн в год).

За счет реализации указанных мероприятий в период до 2015 года ожидается увеличение доли использования местных видов топлива в сводном балансе потребления топливно-энергетических ресурсов Республики Карелия до 25 % (в настоящее время - 19,3 %).

В целом за счет реализации мероприятий к 2015 году ожидается обеспечить топливную базу для реконструкции не менее 15 источников теплоснабжения (с переводом их на сжигание местных видов топлива) и обеспечить ежегодно экономический эффект за счет снижения затрат на закупки топлива в сумме 45-70 млн. рублей (для источников теплоснабжения установленной мощностью 2-10 МВт) и от 200 млн. рублей (для ТЭЦ установленной мощностью 50-70 МВт).