Одним из приоритетных направлений развития в республике, обеспечивающих ее конкурентоспособность, является структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.
Обеспечение инновационной деятельности планируется через реализацию долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка инновационной деятельности в Республике Карелия на период 2011-2015 годов", а также разрабатываемого закона Республики Карелия "Государственная поддержка инновационной деятельности в Республике Карелия".
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение наиболее актуальных и острых экономических проблем за счет:
- консолидации бюджетных и внебюджетных финансовых и иных ресурсов поддержки научной и инновационной деятельности;
- повышения эффективности и результативности государственной поддержки научной и инновационной деятельности;
- привлечения к реализации задач как органов исполнительной власти Республики Карелия, так и инфраструктурных организаций, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации и других заинтересованных лиц и организаций;
- осуществления мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
Содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок будет осуществляться за счет увеличения и расширения форм поддержки научных коллективов, инновационных предприятий, творческих групп (финансовой, правовой, кадровой, организационной, информационной и других видов поддержки).
Для формирования и развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности в Петрозаводском государственном университете, Карельской государственной педагогической академии осуществляются и расширяются учебные планы по подготовке специалистов в инновационной сфере. КарНЦ РАН проводит подготовку специалистов в целевой аспирантуре по современным инновационным направлениям - биотехнологии, химической технологии и другим дисциплинам.
В целях внедрения передовых технологий и инноваций будет оказываться помощь в приобретении высокотехнологичного оборудования, как за счет Гарантийного фонда, так и за счет предоставления субсидий и грантов. Органами государственной власти планируется усиление деятельности по демонстрации передовых отечественных и зарубежных технологий в производственной и социальной сферах. За счет показов на выставочных мероприятиях создаваемых в Республике Карелия технологий планируется привлечение заказчиков и инвесторов для их развития.
Намечается сконцентрировать меры государственной поддержки научной и инновационной деятельности на решении базовых проблем, консолидировать бюджетные и внебюджетные ресурсы для их решения, объединить усилия всех заинтересованных участников научного и инновационного развития региона.
Реализация задач будет осуществляться через следующие механизмы:
1) максимальное развитие технопарковых структур как основных элементов региональной инновационной системы Республики Карелия. В настоящее время успешно функционирует IT-парк Петрозаводского государственного университета, где трудятся более трехсот человек. В перспективе на базе университета сформируется многопрофильный технопарк. Ведется подготовка по созданию научно-технического комплекса КарНЦ РАН в городе Петрозаводске, минералогического и биотехнологического технопарков. Основная функция технопарков - создание льготных финансовых, технологических и других условий для организаций, внедряющих результаты научных исследований и разработок;
2) повышение уровня мотивации участников инновационной деятельности при решении намеченных задач, включая конкурсную поддержку научно-технических и инновационных проектов. Будут расширяться формы поддержки инновационных предприятий в виде грантов и субсидий, проводиться конкурс "Лучший инновационный проект" и другие мероприятия;
3) взаимодействие с фондами развития, в том числе венчурными, посевного финансирования, создание региональных центров коммерциализации;
4) содействие созданию предприятий малых форм в научно-технической сфере;
5) формирование общественных советов, например, совета по поддержке малого инновационного предпринимательства в Республике Карелия, для решения задач, требующих коллегиальных и системных решений.
Содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок будет осуществляться через формирование государственных заказов на выполнение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ. К 2015 году на эти цели планируются затраты из бюджета Республики Карелия в размере в 25-30 млн. рублей. В настоящее время исследования карельскими учёными осуществляются в 15 областях критических технологий.
Важной формой привлечения средств на финансирование и реализацию инновационных проектов является взаимодействие с государственными научными фондами (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника), "Зворыкинский проект" и др.), а также с частными венчурными фондами и центрами. Имеющиеся в настоящее время соглашения между Правительством Республики Карелия и рядом фондов позволяют привлекать финансовые средства для развития инновационных проектов.
Помимо финансовой поддержки органами государственной власти предполагается осуществление мероприятий в части программно-правового и информационного обеспечения инновационной деятельности, оказание содействия подготовке кадров и развитию инновационной инфраструктуры.
Большое значение придаётся организации выставочной деятельности за пределами республики, которая обеспечивает не только установление партнерских отношений между разработчиками инновационной продукции, но и позволяет находить потребителей инновационной продукции. Ежегодно организуется участие карельских инновационных предприятий и научных коллективов в 3-5 всероссийских и международных выставках.
Таблица 29
Основные показатели реализации инновационной деятельности
Показатели | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2015 год к 2010 году, | |||
Доля объема производства инновационной продукции (товаров и услуг) от общего объема произведенной продукции, % | 1,6 | 2,1 | 2,4 | 3 | 4 | 5,2 | + 3,6 | |||
Число предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, единиц | 37 | 38 | 42 | 45 | 50 | 60 | 162,2 | |||
Затраты на технологические инновации, млрд. рублей | 2,2 | 3,4 | 3,8 | 4,5 | 5 | 5,2 | в 2,4 раза | |||
Количество подготовленных специалистов в сфере инновационной деятельности, человек | 300 | 300 | 320 | 340 | 360 | 400 | 133,3 | |||
Число созданных и использованных передовых производственных технологий, единиц | 470 | 480 | 500 | 625 | 750 | 900 | в 1,9 раза | |||
Количество научных разработок и проектов, подготовленных к коммерциализации, единиц | 22 | 24 | 30 | 35 | 45 | 50 | в 2,3 раза | |||
Количество полученных патентов, единиц | 22 | 22 | 25 | 28 | 32 | 40 | в 1,8 раза |