Развитие экономики Республики Карелия во многом зависит от устойчивой работы и развития транспортного комплекса и его инфраструктуры, оптимизации транспортных связей и сокращения транспортных издержек. Рост объемов производства промышленности республики будет влиять на рост объемов перевозок транспортными предприятиями. В транспортный комплекс Республики Карелия входят организации железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного транспорта.
Дальнейшее развитие транспортного комплекса будет осуществляться за счет увеличения объемов грузовых перевозок, в том числе транзитного грузопотока, модернизации транспортной инфраструктуры республики, привлечения транспортных предприятий из других регионов страны, повышения качества пассажирских перевозок. Основные показатели и прогноз развития транспортного комплекса Республики Карелия до 2015 года приведены в таблице 40.
Таблица 40
Основные показатели и прогноз развития транспортного комплекса
Показатели | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2015 год к 2010 году, | |||
Перевезено грузов предприятиями транспорта, тыс. тонн | 22309,5 | 23558,8 | 24808,1 | 26057,4 | 27306,7 | 28556,2 | 128,0 | |||
Перевезено пассажиров, тыс. человек | 22944,6 | 23036,3 | 23128,0 | 23219,8 | 23311,5 | 23403,5 | 102,0 |
Реализация поставленных для транспортного комплекса задач позволит обеспечить рост объема перевозки грузов в 2015 году по сравнению с 2010 годов на 28 %, перевозки пассажиров на 2 %. Увеличение объема перевозок будет достигнуто за счет роста перевозки железорудных окатышей, щебня и блочного камня, лесных грузов, а также увеличения транзитных перевозок в результате реконструкции Мурманского порта.
Для улучшения ситуации с транспортными перевозками будут разработана и обеспечена реализация долгосрочной целевой программы "Развитие пассажирского транспорта в Республике Карелия до 2015 года", мероприятия которой направлены на повышение качества и доступности пассажирских транспортных услуг, обеспечение устойчивости и безопасности функционирования транспорта, совершенствование технического и технологического обеспечения транспортного обслуживания, поддержку социально значимых пассажирских перевозок, внедрение современных информационных технологий в процесс управления пассажиропотоком.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт является важнейшим фактором экономического развития республики, на его долю приходится более 90 % грузовых перевозок и 6,5 % пассажирских.
Правительством Республики Карелия будет продолжена практика заключения с руководством ОАО "Российские железные дороги" соглашений о сотрудничестве, предусматривающих мероприятия по обеспечению предприятий республики подвижным составом, сохранению пригородных перевозок пассажиров, модернизации железнодорожной инфраструктуры.
В области грузовых перевозок Правительство республики намерено проводить работу по совершенствованию взаимодействия предприятий республики и перевозчиков. Начата и будет продолжена работа по созданию собственной транспортно-логистической компании. Планируется привлечение для работы в Карелии других транспортных компаний.
В области пригородных пассажирских перевозок предстоит работа по сохранению социальной направленности перевозок и объемов движения пригородных поездов. Будет осуществляться компенсация убытков пригородных компаний от этого вида деятельности. Ввиду ограниченности средств бюджета Республики Карелия продолжится работа по привлечению средств федерального бюджета для компенсации потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникающих при установлении органами государственной власти Республики Карелия цен (тарифов) на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня. Объемы финансирования будут ежегодно уточняться.
С целью снижения затрат на пригородные перевозки планируется приобретение 2 рельсовых автобусов для организации перевозок на неэлектрифицированных участках, а также для работы в районах с отсутствием возможности организации автобусного сообщения. Для оптимизации расписаний движения и составности поездов предусматривается осуществлять регулярное проведение обследования пассажиропотоков в пригородном железнодорожном сообщении. Реализация этих мероприятий позволит сохранить объем движения пригородных поездов до 10 пар поездов зимой и 15 пар поездов в летний период.
В среднесрочной перспективе будут решаться задачи увеличения пропускной способности железных дорог республики, соответствующей растущему объему промышленного производства предприятий Республики Карелия с учетом развития новых месторождений и предприятий.
Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года запланирована реализация важнейших для Карелии проектов, таких как достройка и ввод в постоянную эксплуатацию линии Ледмозеро-Кочкома, развитие пропускных способностей магистрали на одном из основных грузовых направлений Волховстрой - Петрозаводск - Мурманск, реконструкция станций Беломорск и Кемь.
Правительство Республики Карелия нацелено на завершение строительства линии Ледмозеро-Кочкома с учетом ее включения в международные транспортные коридоры. В результате увеличения транзитного грузопотока будут создаваться новые рабочие места, увеличатся налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
Продолжится работа по согласованию с руководством ОАО "Российские железные дороги" реконструкции железнодорожного участка Лодейное Поле-Янисъярви. Это позволит увеличить объем продукции карельских предприятий и обеспечить поставку необходимых для строительства в Российской Федерации объемов высокопрочного карельского щебня.
Водный транспорт
В области развития водного транспорта основными задачами являются:
- сохранение социальных пассажирских перевозок водным транспортом в полном объеме;
- передача из собственности Российской Федерации в собственность Республики Карелия и реконструкция существующих причальных сооружений;
- продолжение реконструкции Беломорско-Балтийского канала;