ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2011 года N 37-П

О долгосрочной целевой программе "Комплексные меры
 профилактики немедицинского потребления наркотиков
в Республике Карелия" на 2011-2015 годы


        В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия", в целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Карелия в области профилактики немедицинского потребления наркотиков на территории Республики Карелия Правительство Республики Карелия
постановляет:


          Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотиков в Республике Карелия" на 2011-2015 годы.

Глава Республики Карелия
 А В Нелидов

    

 Утверждена постановлением
     Правительства Республики Карелия
     от 17 февраля 2011 года N 37-П


Долгосрочная целевая программа
"Комплексные меры профилактики немедицинского потребления
 наркотиков в Республике Карелия" на 2011-2015 годы


ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы

Наименование Программы

 - долгосрочная целевая программа "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотиков в Республике Карелия" на 2011-2015 годы (далее - Программа)

Решение о разработке проекта Программы Правительством Республики Карелия и одобрении концепции Программы (номер и дата распоряжения)

 - распоряжение Правительства Республики Карелия от 6 августа 2010 года N З42р-П

Решение об утверждении Программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта)

Государственные заказчики Программы

- Министерство здравоохранения и социального
развития Республики Карелия;
Министерство образования Республики Карелия;
Министерство культуры Республики Карелия;
Государственный комитет Республики Карелия по
делам молодежи, физической культуре, спорту и
туризму,
Администрация Главы Республики Карелия

Государственный заказчик-координатор Программы

- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия

Цели Программы

- снижение уровня заболеваемости населения Республики Карелия синдромом зависимости от наркотических веществ (наркоманией)

Задачи Программы

- совершенствование системы первичной и вторичной профилактики немедицинского потребления наркотических веществ;
совершенствование системы медицинской и социальной реабилитации больных с синдромом зависимости от наркотических веществ

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности

 - к концу 2015 года в сравнении с 2009 годом ожидается:
снижение заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ на 10.2%;
снижение распространенности синдрома зависимости от наркотических веществ на 10%;
снижение уровня потребления наркотических веществ на 44,8%;
повышение доли детей, охваченных внешкольными образовательными мероприятиями на 9,2%;
повышение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2,1 раза;
повышение доступности услуг медицинской и социальной реабилитации, повышение доли больных наркоманией, получивших медицинскую и социальную реабилитацию, в два раза;
повышение уровня эффективности реабилитационных мероприятий и повышение доли больных наркоманией, прошедших реабилитацию и продолжительность ремиссии у которых составила более одного года, на 66,7%;
повышение уровня ресоциализации больных и повышение доли больных наркоманией, прошедших реабилитацию и возвратившихся к трудовой деятельности, в два раза

Сроки реализации Программы

- 2011- 2015 годы

Перечень подпрограмм

-

Источники финансирования Программы

- бюджет Республики Карелия

Система организации контроля за реализацией Программы.

- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия на основании представленных сведений от государственных заказчиков Программы осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации Программы, составляет ежеквартальный отчёт о результатах реализации мероприятий Программы, ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы, готовит доклад о выполнении Программы


       I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

1. Развернутая постановка проблемы немедицинского потребления наркотических веществ, анализ причин её возникновения, обоснование связи с национальными и региональными приоритетами социально-экономического развития

Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, а также лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, распространением гемоконтактных инфекций: ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью нации.

       За последние три года в Республике Карелия имеет место тенденция к росту заболеваемости наркоманией, так в 2007 году заболеваемость наркоманией составляла 3,6 на 100 тыс. населения, в 2008 году - 4,6, а в 2009 году - 4,9 на 100 тыс. населения. Распространенность наркотиков в молодежной среде является одной из важнейших проблем в республике. По результатам мониторинга наркоситуации, проведенного в 2008 году, уровень потребителей наркотических веществ по Республике Карелия составляет 14,5% от совокупности опрошенных лиц в возрасте от 10-ти до 29-ти лет. Наиболее распространенными наркотическими веществами в молодежной среде являются вещества группы каннабиса и синтетические психостимуляторы. Среди ВИЧ-инфицированных лиц 47% являются потребителями инъекционных наркотиков.

       С каждым годом в Республике Карелия регистрируется все больше незаконных деяний, связанных с оборотом наркотических веществ; ежегодно выявляются преступления, совершенные в состоянии наркотического опьянения. В 2009 году правоохранительными органами республики зарегистрировано 1097 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Перекрыто 22 канала поступления наркотиков на территорию Республики Карелия, что на 60% больше чем в 2008 году. Из незаконного оборота изъято около 30 килограммов наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ.

       Вызывает тревогу распространение каннабисных и синтетических наркотиков. Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия отмечается тенденция ежегодного роста выявленных преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В 2009 году к административной ответственности за употребление марихуаны и гашиша привлечено на 20% больше лиц, чем в 2008 и на 32% больше, чем в 2007 году.

Территориальными органами правоохранительных федеральных органов исполнительной власти по Республике Карелия осуществляется работа по пресечению преступных проявлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и особенно, совершаемых в составе групп и организованных групп, связанных с организацией и содержанием наркопритонов, легализацией наркодоходов.

       Помимо правоохранительного воздействия на ситуацию, связанную с незаконным оборотом наркотиков, в республике формируется система антинаркотических мер, направленных на стабилизацию наркоситуации.

Правительством Республики Карелия осуществляется целый комплекс профилактических мер в рамках реализации региональных и ведомственных программ и отдельных мероприятий в тесном сотрудничестве с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия и правоохранительными органами.

       В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. В Республике Карелия необходимо организовать эффективную профилактическую деятельность в отношении противодействия употреблению наркотических веществ и развития синдрома зависимости от наркотических веществ (первичную, вторичную и третичную профилактику). Необходимо развивать медицинскую помощь, медицинскую и социальную реабилитацию больных синдромом зависимости от наркотических веществ. Требует совершенствования устаревшая материально-ресурсная база для проведения медицинской и социальной реабилитации больных. В послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил необходимость ограждения значительной части населения, и в первую очередь молодежи, от зависимых форм поведения, в том числе и наркозависимости.

Перед органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации Президентом Российской Федерации поставлена задача по принятию безотлагательных мер по искоренению наркоагрессии. Основой антинаркотической политики в Российской Федерации является Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года". Одним из основных направлений Стратегии являются создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики и совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации.

В Республике Карелия необходима дальнейшая государственная поддержка профилактических и реабилитационных программ, общественных и религиозных организаций, групп самопомощи, деятельность которых направлена на профилактику наркомании, работу с различными группами потребителей наркотиков.

Для этого необходимы:

- разработка и внедрение новых форм и методов первичной, вторичной и третичной профилактики синдрома зависимости от наркотических веществ;

- реализация всеми субъектами профилактики системы мер по профилактике потребления психоактивных веществ среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, информирование родителей о формах и методах предупреждения приобщения несовершеннолетних к потреблению наркотиков, раннее выявление групп риска по наркомании;

- модернизация системы медицинской и социальной реабилитации наркозависимых лиц; организация системы амбулаторной реабилитации в государственном учреждении здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер", повышение мотивации пациентов на прохождение этапа реабилитации и ресоциализации, улучшение материально-технической базы отделения медико-социальной реабилитации государственного учреждения здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер".

Результатом данных мер должно стать сокращение к 2015 году заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ на 10,2% (с 4,9 чел. на 100 тыс. населения в 2009 году до 4,4 чел. на 100 тыс. населения). Обеспечение снижения немедицинского потребления наркотических веществ является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Республики Карелия.

Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, в качестве важнейшего приоритета определено развитие человеческого капитала. Развитие человеческого капитала будет осуществляться путем реализации активной демографической политики, направленной в том числе на стабилизацию численности населения республики, увеличение средней продолжительности жизни, снижение смертности населения, формирование здорового образа жизни.

Одним из факторов, влияющих на демографическую ситуацию, является распространение наркомании (синдрома зависимости от наркотических веществ), которая угрожает здоровью населения, социально-политической и экономической стабильности общества. Экономические потери наносят такие последствия от распространения наркомании, как повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением наркотических веществ, социальные выплаты государства, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

В этой ситуации необходимым условием эффективной социальной и демографической политики является формирование эффективной системы профилактики и предупреждения немедицинского потребления наркотических веществ.

К 2015 году при условии реализации мероприятий программы на территории Республики Карелия предполагается обеспечить необходимый методический уровень системы профилактики немедицинского потребления наркотиков как совокупности мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании, а также модернизацию системы медицинской и социальной реабилитации наркозависимых лиц в Республике Карелия как совокупности медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления наркотиков.

2. Соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным согласно действующему законодательству к ведению Республики Карелия

В соответствии с пунктом 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года субъектами антинаркотической политики являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации; антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, обеспечивающие координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организующие их взаимодействие с общественными объединениями по профилактике немедицинского потребления наркотиков.

3. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы профилактики немедицинского потребления наркотиков программно-целевым методом, анализ различных вариантов этого решения, описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить реализацию комплексного подхода к организации деятельности, направленной на профилактику негативных социальных явлений, обеспечив структурирование и систематизацию межведомственного взаимодействия.

Использование программно-целевого подхода даст возможность последовательно осуществлять меры по определению уровня наркотизации населения, повышению эффективности системы профилактики наркомании в Республике Карелия, противодействию немедицинского потребления наркотиков, укреплению материально-технического обеспечения учреждений системы профилактики, лечения и реабилитации, подготовке и повышению квалификации кадров.

3.1. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевых методов

Без использования программно-целевого метода недостатками в проблемной ситуации с немедицинским потреблением наркотических веществ будут являться:

- отсутствие единой системы профилактики (первичной, вторичной, третичной) на территории Республики Карелия, поскольку системой профилактики является совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера;

- отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов органов исполнительной власти Республики Карелия, учреждений в ходе реализации профилактических мероприятий, направленных на снижение немедицинского потребления наркотических веществ;

- длительный период, необходимый для достижения запланированных результатов;

- неурегулированными останутся вопросы межведомственной координации в области профилактики, медицинской и социальной реабилитации.

Без Программы невозможно в короткое время создать эффективные механизмы комплексной системной профилактической работы немедицинского потребления наркотических веществ и систему медицинской и социальной реабилитации. Количество наркопотребителей и уровень заболеваемости лиц синдромом зависимости от наркотических веществ будут возрастать, распространенность наркомании незначительно снижаться, рост уровня ресоциализации наркозависимых лиц окажется недостаточным, а эффективность реабилитационных мероприятий - низкой, что окажет негативное влияние на развитие экономики республики.

Развернутый анализ развития сложившейся проблемной ситуации в инерционном варианте в сравнении с инвестиционным вариантом с указанием соответствующих значений показателей на перспективу до 2015 года представлен в таблице 1.

   Таблица 1

Анализ
развития сложившейся проблемной ситуации
в инерционном и инвестиционном вариантах

N п/п

Целевой показатель

Вариант развития

2009 год (базовый)

Целевое значение показателя





2010 год (оценка)

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2015 год к базовому году,
проценты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ (число лиц с впервые в жизни установленным диагнозом (человек/100 тыс. населения)

     инвестиционный

4,9

4,9

4,8

4,7

4,6

4,5

4,4

-10,2



     инерционный(1)

4,9

4,9

4,94

4,96

4,98

5,0

5,02

+2,4

2.

Распространенность синдрома зависимости от наркотических веществ (число лиц с синдромом зависимости от наркотических веществ, состоящих на учете, зарегистрированных в данном году (человек/ на 100 тыс. населения)

инвестиционный

50,6

50,0

49,0

48,5

47,5

46,0

45,6

-10,0



инерционный

50,6

50,0

49,8

49,7

49,6

49,6

49,5

-2,2

3.

Уровень потребления наркотических веществ (по результатам социологических исследований) (доля лиц, употребляющих наркотические вещества от общего числа опрошенных по результатам социологических исследований (проценты)

инвестиционный

14,5

12

11

10

9,0

8,5

8,0

-44,8



инерционный

14,5

14,5

14,8

15,0

15,1

15,4

15,5

+6,9

4.

Повышение уровня эффективности реабилитационных мероприятий (доля лиц с зависимостью от наркотических веществ, прошедших реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет более 1 года, по отношению к общему числу лиц с зависимостью от наркотических веществ прошедших реабилитацию (проценты)

инвестиционный

6

6,5

7

7,5

8

9

10

+66,7



     инерционный

6

6,5

6,7

6,75

6,8

6,8

6,9

+ 15

5.

Повышение уровня ресоциализации больных (доля лиц с зависимостью от наркотических веществ, прошедших реабилитацию, возвратившихся к трудовой деятельности, по отношению к общему числу лиц с зависимостью от наркотических веществ прошедших реабилитацию (проценты)

инвестиционный

30

40

45

47

52

57

60

в два раза



инерционный

30

40

43

45

47

49

51

в 1,7 раза

     

3.2. Возможные варианты решения проблемы, оценка соответствующих вариантам преимуществ и рисков

Существуют два возможных варианта решения проблемы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»