ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 января 2011 года N 10р-П

[О Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года]


В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Конституции Республики Карелия и с учетом основных положений Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IVЗС:

1. Одобрить Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года (далее - Концепция).

2. Направить Концепцию в Законодательное Собрание Республики Карелия для утверждения в установленном порядке.

      Глава Республики Карелия
     А.В. Нелидов

Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 21 января 2011 года N 10р-П

Концепция

социально-экономического развития Республики Карелия
на период до 2015 года


     Введение


Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с распоряжением Главы Республики Карелия от 11 ноября 2010 года N 894-р во исполнение Конституции Республики Карелия.

Это документ, определяющий цели и приоритеты социально-экономической политики республики на среднесрочную перспективу, а также важнейшие направления и средства реализации поставленных целей с указанием количественных индикаторов достижения целей и решения задач социально-экономического развития республики.

Концепция разработана рабочей группой, в состав которой вошли представители республиканских и федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, научных и общественных организаций. Проект размещен на Официальном интернет-портале Республики Карелия для широкого обсуждения с общественностью республики, учета конструктивных замечаний и предложений.

Документ входит в систему стратегического планирования социально-экономического развития Республики Карелия и учитывает приоритеты, определенные долгосрочной Стратегией социально - экономического развития Республики Карелия до 2020 года, принятой Законодательным Собранием Республики Карелия в июне 2010 года.

В Концепции учтены стратегические цели и задачи социально-экономического развития страны, определенные на федеральном уровне такими документами, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Формирование целей и задач социально-экономического развития Республики Карелия на период 2011-2015 годов осуществлялось также исходя из итогов реализации и выявленных проблем первых трех этапов Концепции социально-экономического развития Республики Карелия «Возрождение Карелии», принятой в 1999 году, что призвано обеспечить преемственность власти и социально-экономической политики в республике.

В 1999-2005 годах в рамках Концепции были решены задачи мобилизационного и стабилизационного этапов по преодолению финансового кризиса (дефолта) 1998 года. На последнем этапе 2006-2012 годов ставились задачи дальнейшей модернизации производства, повышения производительности труда, активизации инвестиционной и инновационной деятельности. Однако глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 годов внес свои коррективы. Несмотря на реализацию программ антикризисных мер в 2009 и 2010 годах и постепенное восстановление производственного и экономического потенциала Карелии, финансовое положение республики остается сложным. Необходимость финансирования жизненно важных социальных расходов бюджета в кризисный период повлекла за собой объективный рост государственного долга многих субъектов Российской Федерации, включая Республику Карелия.

Учитывая экспортоориентированность экономики Карелии, одним из основных вызовов устойчивому развитию республики является нестабильность мировых товарных и финансовых рынков, колебания цен на энергоносители и продовольствие. Необходимо разработать модели экономического роста и финансовой устойчивости, создав соответствующие механизмы, что позволит в будущем смягчить влияние кризисных процессов на социально-экономическое развитие республики.

Второй вызов - ускорение технологических изменений. В странах Евросоюза и других странах мира, с которыми Карелия осуществляет экономическое сотрудничество, осуществляется обновление технологической базы на основе нанотехнологий, энергосбережения, информационных и коммуникационных технологий, возрастают экологические требования к процессам производства. Карелия должна оперативно реагировать на происходящие изменения и своевременно учитывать их в организации производства и других направлениях и сферах экономической деятельности.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия в период 2011-2015 годов предусматривается преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов и обеспечение устойчивых темпов экономического роста на основе технологической модернизации, перехода экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Третий вызов - усиление конкурентной борьбы за привлечение стратегических инвестиций. Для успешной работы по этому направлению необходимо создание благоприятной конкурентной среды для инвесторов и предпринимателей. Эффективным инструментом повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия является развитое малое и среднее предпринимательство.

Требуется повысить конкурентоспособность базовых секторов экономики: лесопромышленного, горнопромышленного, агропромышленного комплексов, машиностроения, черной и цветной металлургии, производства строительных материалов, туристской индустрии.

Четвертый вызов - наличие ограничений экономического роста. К основным из них относятся инфраструктурные ограничения, в том числе: недостаточное развитие транспортной, энергетической инфраструктуры, необходимость развития инфраструктуры доступа к информационным ресурсам и системам.

Для сокращения барьеров экономического роста должна быть обеспечена устойчивая работа и дальнейшее развитие транспортного комплекса и его инфраструктуры, оптимизация транспортных связей и сокращение транспортных издержек. В условиях роста тарифов на энергоносители необходимо принятие мер по энергосбережению и энергоэффективности производства. Одновременно должно идти формирование и использование потенциала информационно-коммуникационных технологий и ведущих позиций республики в развитии информационного общества.

Пятый вызов - возрастание роли человеческого фактора в развитии экономики и социальной сферы. Основой развития, источником инноваций и одним из условий повышения конкурентоспособности республики является человеческий капитал. В связи с этим усиливается роль учреждений социальной сферы, определяющих качество человеческого потенциала и среды жизнедеятельности человека. Необходимо создать условия для обеспечения вложения инвестиций в человека, в развитие человеческого капитала, т.е. в образование, культуру, здравоохранение, что будет способствовать формированию населения республики как толерантной, образованной, поликультурной общности людей, способных противостоять новым вызовам, находить пути решения задач по ускорению экономического развития и повышению качества жизни населения.

Настоящая Концепция нацелена на формирование ответов на сложившиеся вызовы и предусматривает реализацию социально-экономической политики республики по приоритетным направлениям, указанным в разделе III.

Реализация этих направлений позволит окончательно преодолеть последствия глобального финансово-экономического кризиса, восстановить экономический потенциал республики, сосредоточить усилия на обеспечении последовательного повышения уровня и качества жизни на территории республики.

Для достижения поставленных целей Правительство Республики Карелия намерено мобилизовать все внутренние и внешние резервы, сконцентрировав финансовые ресурсы на приоритетных направлениях экономической и социальной политики. Будет продолжена оптимизация численности государственного аппарата и обеспечена эффективность его работы. Важной составляющей должна стать прозрачность и открытость власти. Особого внимания требует работа по искоренению коррупции как одного из главных барьеров на пути развития республики. Успешная работа по данным направлениям зависит от консолидации усилий Правительства Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, бизнеса, общественности.

I. Краткие итоги и результаты деятельности Правительства Республики Карелия за 2006 - 2010 годы

В 2006-2007 годах в Республике Карелия отмечался устойчивый рост производства в большинстве отраслей экономики, рост экспорта. Ежегодно увеличивались объемы розничного товарооборота, предоставляемых населению платных услуг, коммерческого грузооборота предприятий транспорта, возрастала прибыль предприятий, реальная заработная плата и пенсии. Среди 27 регионов Севера России по макроэкономическим показателям Карелия стабильно входила в первую десятку. Были решены задачи предыдущего стабилизационного этапа (2002-2007 годов), суть которого заключалась в обеспечении стабилизации социально-экономической и, соответственно, общественно-политической ситуации за счет перехода к более интенсивным методам экономической политики, особенно в инвестиционной сфере, что позволило решать назревшие социальные проблемы и ставить новые задачи.

Ситуация, сложившаяся на финансовых рынках в сентябре-декабре 2008 года, обусловила замедление темпов роста и основных показателей деятельности предприятий республики. Возникли сложности с кредитами для пополнения оборотных средств в связи с увеличением процентных ставок по кредитам и ограничением сроков их возврата, значительно увеличилось число задержек платежей за отгруженную продукцию со стороны потребителей.

Нарастание негативных тенденций привело к значительному замедлению темпов роста экономики республики, традиционно ориентированной на экспорт. Была приостановлена производственная деятельность более чем десяти промышленных предприятий, основная часть которых - деревоперерабатывающие предприятия. Под угрозой остановки производства и массового высвобождения работников оказались крупнейшие предприятия Карелии - ОАО «Карельский окатыш», ОАО «Сегежский ЦБК», филиал ОАО «СУАЛ» «НАЗ-СУАЛ».

Усилились негативные тенденции в инвестиционной сфере республики, объем инвестиций в основной капитал снизился на 32% (в сопоставимых ценах).

Возникли проблемы с кредитованием реального сектора экономики и населения в связи с повышением процентных ставок, ужесточением требований кредитных организаций к залоговому обеспечению по кредитам.

Увеличилась задолженность по выплате заработной платы перед работниками в отраслях реального сектора экономики, выросла безработица, в том числе за счет сокращения предлагаемых работодателями вакансий.

Реализуемые Правительством Республики Карелия мероприятия Антикризисной программы и Плана действий по стабилизации социально-экономического положения и создания условий для последующего развития позволили остановить падение производства в промышленности. По итогам 2009 года индекс производства в республике составил 90,1 % (в Российской Федерации - 89,2 %).

В реальном секторе экономики удалось предотвратить резкое повышение себестоимости и убыточности производства, массовые сокращения производственного персонала и снижение заработной платы, принятые меры способствовали сокращению числа предприятий, не осуществляющих производство продукции, с 13 в начале 2009 года, до 6 в конце года.

По оценке Минрегиона России, Карелия вошла в число 14 субъектов Российской Федерации, в которых антикризисные меры реализовывались наиболее успешно.

Начало 2010 года можно охарактеризовать как посткризисный период, в течение которого наметились позитивные тенденции в отдельных секторах экономики республики, сложилась более благоприятная для карельских предприятий внешнеэкономическая конъюнктура.

По оценке в 2010 году индекс производства по видам деятельности «добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составит 108%.

В течение последних пяти лет в республике отмечается рост производства в отдельных видах экономической деятельности, таких как добыча полезных ископаемых (113%), в обрабатывающих производствах (109%), в том числе производство пищевых продуктов, включая напитки (135%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (111%).

В то же время продолжают сохраняться негативные тенденции в некоторых видах экономической деятельности республики. В период 2006-2010 годов снижены объемы промышленного производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева (78%), в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (75%), в производстве машин и оборудования (79%), производстве электрооборудования, электронного оборудования (60%).

Негативно влияют на конкурентоспособность республики и внутренние факторы: рост цен на продукцию и услуги естественных монополий; устаревшие технологии и изношенное оборудование на предприятиях республики, препятствующие росту качества реализуемой продукции; низкий уровень использования инноваций на предприятиях; высокие процентные ставки по кредитам и ограниченный срок их возврата; инфраструктурные ограничения, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

В целом, к важнейшим позитивным итогам социально-экономического развития в Республике Карелия за период с 2006 по 2010 год можно отнести следующие:

в экономике

- рост физических объемов промышленного производства - 113,4%;

- рост валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах - 101,3%;

- рост объемов оборота розничной торговли в сопоставимых ценах - 132%;

- увеличение объемов ввода жилья - в полтора раза;

в социальной сфере

- рост реальных денежных доходов населения - 123,8%;

- рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы - в 2,3 раза;

- создание новых рабочих мест - 10600;

в бюджетно-налоговой сфере

- создание оптимального уровня налоговой нагрузки положительно сказалось на формировании доходной части бюджета республики; общий объем доходов бюджета Республики Карелия увеличился в 2,2 раза;

- расходы бюджета на социальное обеспечение возросли в 7,2 раза;

- реформирована система управления общественными финансами Республики Карелия, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов;

- сформированы перечни государственных услуг и требования к качеству их предоставления, государственные задания.

По результатам рейтинга IRPEХ «Оценка конкурентоспособности регионов России», проведенного АНО «Институт региональной политики» в 2008 году и представленного в Министерстве регионального развития Российской Федерации, Республика Карелия занимает 38 место и находится в группе регионов, имеющих средний уровень конкурентоспособности.

В течение 2006-2010 годов в соответствии с принятыми стратегическими документами по социально-экономическому развитию республики и Планами действий Правительства Республики Карелия проводилась работа по реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Здоровье».

В области социальной защиты населения деятельность Правительства Республики Карелия была направлена на реализацию государственной политики по обеспечению социальных гарантий и социального обслуживания семей, женщин и детей, граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов, других категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке государства. Правительство Республики Карелия обеспечило своевременную выплату заработной платы в бюджетной сфере, сохранило объемы бюджетных услуг, предоставляемых жителям республики. Ежегодно расходы консолидированного бюджета Республики Карелия на функционирование отраслей социальной сферы и социальную политику увеличиваются и составляют более 60% всех расходов бюджета.

Большое внимание уделялось строительству, реконструкции и техническому переоснащению объектов социальной сферы, внедрению в их деятельность современных информационных технологий.

Осуществлялась реализация 25 долгосрочных региональных целевых программ в области развития секторов экономики и социальной сферы. На их реализацию в 2009 году было направлено 1,4 млрд.рублей средств бюджета Республики Карелия.

В течение всего отчетного периода осуществлялась реализация республиканских целевых программ экономического блока, направленных на развитие лесопромышленного, горнопромышленного, агропромышленного комплексов, жилищного строительства, инвестиционной и инновационной деятельности, туризма, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, информатизации, поддержку предпринимательства.

Приняты программы по энергосбережению, развитию индивидуального жилищного строительства, адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Началась реализация Программы развития конкуренции Республики Карелия, направленной на увеличение потребительского спроса на продовольственные товары отечественного производства, обеспечение территориальной и ценовой доступности продовольственных товаров для незащищенных слоев населения республики.

Важнейшими приоритетами долгосрочных целевых программ социального блока являются социальная поддержка семей и детей, инвалидов, вовлечение населения в систематические занятия физической культурой, спортом, развитие образования, культуры. На эти цели направлено 9 программ, на обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан, профилактику правонарушений республики - 5 программ.

Несмотря на сложности с бюджетным финансированием, выполнены основные мероприятия целевых программ.

Проводимая бюджетная политика позволила сохранить положительную динамику бюджетных показателей, и по результатам анализа международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» в 2010 году подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Республики Карелия на высоком уровне «A+(rus)» с прогнозом «Стабильный».

В республике созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: Региональный инновационный комплекс и IT-парк Петрозаводского государственного университета, Инновационный центр «Укко» и Карельский центр трансфера технологий и инноваций при КарНЦ РАН, Бизнес-инкубатор Республики Карелия, сформировано несколько десятков инновационно-активных предприятий.

Решение задач ускорения социально-экономического развития, удвоения валового регионального продукта, реализации национальных проектов требовало интенсификации процесса инвестиционного обновления и новых подходов к созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Были утверждены Основные направления инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2007-2010 годы. Ожидаемый объем вложений в основной капитал республики (по полному кругу организаций) за счет всех источников финансирования в 2010 году составит 20,6 млрд. рублей, или 105% в сопоставимых ценах к уровню 2009 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»