ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2010 года N 294-П
______________________________________________________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Республики Карелия от 17 июля 2014 года N 228-П
______________________________________________________________________
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», статьей 2 Закона Республики Карелия от 12 января 2009 года N 1257-ЗРК «О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта в Республике Карелия», постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П «О долгосрочных целевых программах Республики Карелия», в целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Карелия в области физической культуры и спорта на территории Республики Карелия Правительство Республики Карелия
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие физической культуры и массового спорта в Республике Карелия» на 2011-2015 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на замести-теля Главы Республики Карелия Алиханова Д.М.
Глава Республики Карелия
А.В. Нелидов
Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 13 декабря 2010 года N 294-П
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие физической культуры и массового спорта в Республике Карелия» на 2011-2015 годы
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
Наименование долгосрочной программы | - долгосрочная целевая программа «Развитие физиче-ской культуры и массового спорта в Республике Карелия» на 2011 - 2015 годы (далее - долгосрочная программа) |
Решение о разработке проекта долгосрочной программы Правительством Республики Карелия и одобрении концепции долгосрочной программы (номер и дата распоряжения) | - распоряжение Правительства Республики Карелия от 27 апреля 2010 года N 156р-П |
Решение об утверждении долгосрочной программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта) | |
Государственные заказчики долгосрочной программы | - Министерство образования Республики Карелия; Министерство строительства Республики Карелия |
Государственный заказчик-координатор долгосрочной программы | - Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму |
Цель долгосрочной программы | - создание условий, обеспечивающих возможность для жителей Республики Карелия вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре |
Задачи долгосрочной программы | - совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения Республики Карелия; развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; развитие кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта; популяризация массового спорта и приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом |
Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной программы и показатели эффективности | - к концу 2015 года по сравнению с 2009 годом ожидается: рост доли жителей в Республике Карелия, системати-чески занимающихся физкультурой и спортом, с 15,3 % до 30 % в общей численности населения Республики Карелия (увеличение на 14,7 процентных пунктов); повышение уровня обеспеченности населения спортив-ными сооружениями с 27,4% до 27,9% (увеличение на 0,5 процентных пунктов); рост количества действующих физкультурно-спортив-ных организаций и центров для занятий спортом со 119 до 149 единиц (увеличение на 25,2 %); рост доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 27,6% до 60% (увеличение на 32,4 процентных пункта); рост доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения с 0,8% до 10% (увеличение на 9,2 процентных пункта); рост доли населения, занятого в экономике Республики Карелия, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 7,1% до 30% (увеличение на 22,9 процентных пункта); увеличение количества спортивных сооружений, рас-положенных на территории Республики Карелия с 1402 до 1426 (увеличение на 1,7 %); повышение единовременной пропускной способности спортивных сооружений с 35,8 тысяч человек до 36,2 тысяч человек (увеличение на 1,1 %); рост численности тренеров по видам спорта с 438 до 500 человек (увеличение на 14 %); рост численности зрителей при проведении спортивных мероприятий с 5 тысяч до 18 тысяч человек (увеличение в 3,6 раза); рост численности участников массовых спортивных мероприятий с 31 тысячи до 50 тысяч человек (увели-чение на 61,3 %) |
Сроки реализации долго-срочной программы | - 2011-2015 годы |
Перечень подпрограмм | - нет |
Источники финансирования долгосрочной программы | - бюджет Республики Карелия, бюджеты муници-пальных образований в Республике Карелия, средства федерального бюджета и внебюджетные средства |
Система организации контроля за реализацией долгосрочной программы | - Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туриз-му на основании представленных сведений от государст-венных заказчиков долгосрочной программы осущест-вляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реали-зации долгосрочной программы, составляет ежеквар-тальный отчет о результатах реализации мероприятий долгосрочной программы, ежегодно проводит оценку эффективности реализации долгосрочной программы, готовит доклад о выполнении долгосрочной программы |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена долгосрочная программа
1. Развернутая постановка проблемы развития физической культуры и массового спорта в Республике Карелия, анализ причин её возникновения, обоснование связи с национальными и региональными приоритетами социально-экономического развития
В Республике Карелия на государственном уровне принимаются меры, направленные на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта.
С 2009 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 12 января 2009 года N 1257-ЗРК «О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта в Республике Карелия», заключены соглашения о взаимодействии между Государственным комитетом Республики Карелия по физической культуре и спорту и администрациями муниципальных районов и городских округов по вопросам развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях.
В рамках реализации региональной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы», одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 октября 2005 года N 295р-П, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 17 ноября 2005 года N 2061-III ЗС, были заложены основы и реализованы конкретные мероприятия по совершенствованию организационно-управленческой деятельности и кадрового обеспечения, повышению качества и эффективности научно-методической деятельности, пропаганде, развитию массовой физической культуры, футбола, дзюдо, самбо и других видов спорта, подготовке спортивного резерва и развитию спорта высших достижений, а также укреплению материально-технической базы отрасли.
Республика Карелия принимает участие в реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7.
На начало 2009 года в Республике Карелия число занимающихся физической культурой и спортом в организованных формах составило 102531 человек или 14,9% от числа жителей в республике (на начало реализации программы - 13,8%). По итогам работы в 2008 году по этому показателю Республика Карелия занимает 5 место в Северо-Западном федеральном округе и 43 место в Российской Федерации.
В Республике Карелия культивируется 58 видов спорта, созданы и работают республиканские федерации по 45 видам спорта.
В структуру физкультурно-оздоровительного и спортивного движения в настоящее время входят 953 коллектива физической культуры, в том числе государственное учреждение Республики Карелия Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства», автономное учреждение Республики Карелия «Центральный республиканский стадион «Спартак», государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Водно-спортивный центр», Олимпийский совет Республики Карелия, Карельская региональная общественная организация «Студенческий спортивный союз Республики Карелия», Карельское региональное отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», Карельское региональное общественно-государственное объединение физкультурно-спортивного общества «Динамо», региональная общественная организация «Российская оборонная спортивно-техническая организация» Республики Карелия», 72 спортивных клуба, 5 специализированных детско-юношеских спортивных школ Олимпийского резерва, 24 детско-юношеские спортивные школы, 143 физкультурно-спортивных объединения и общества по месту жительства.
Всего в республике насчитывается 4 стадиона, 746 спортивных залов (в том числе 325 - стандартных размеров), Дворец спорта с искусственным льдом, 25 плавательных бассейнов, в том числе 5 - двадцати пяти метровых.
Завершено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в поселке Хийтола (Лахденпохский район) и плавательного бассейна с мини-аквапарком в городе Костомукше, продолжается строительство республиканского лыжного центра «Курган» в городе Петрозаводске.
В рамках Социального проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» в 2008 году на средства из федерального бюджета в Республику Карелия поступило спортивное оборудование на сумму 15 миллионов рублей.
В период с 2006 по 2010 год в рамках реализации национального инвестиционного проекта «Подарим детям стадион» и подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы» завершена реконструкция с укладкой искусственного покрытия на футбольных полях республиканского стадиона «Спартак», муниципального стадиона «Юность» в городе Петрозаводске, городских стадионов городов Сегежи, Олонца и Медвежьегорска.
Благодаря мерам, принятым в рамках реализации региональной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы» и федеральных целевых программ в области физической культуры и спорта, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии республики.
Однако, остались проблемы, которые, по оценке специалистов, не будут решены к 2011 году, даже при условии реализации указанной программы. Это такие проблемы как:
- недостаточная государственная поддержка общественных инициатив в области физической культуры и спорта;
- недостаточно активная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни;
- несоответствие инфраструктуры физической культуры и спорта, расположенной в Республике Карелия, целям развития массового спорта в регионе, а также ее моральное и физическое старение;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров.
На 9 единиц сократилось по сравнению с 2005 годом количество спортивных сооружений, в которых осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, а также подготовка спортсменов высокого класса.
В соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р, уровень обеспеченности Республики Карелия спортивными сооружениями составляет 27,3% от нормативной потребности, что явно недостаточно.
Недостаточна эффективность взаимодействия между органами исполни-тельной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, а также общественными спортивными организациями в вопросах привлечения населения к регулярным занятиям спортом.
Не разработаны действенные механизмы государственной поддержки социально значимых проектов и инициатив общественных организаций, не предусмотрена поддержка волонтеров и тренеров-общественников, недостаточна поддержка стремления к занятиям спортом малообеспеченных категорий населения, а также привлечения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в спортивных клубах, кружках, секциях.
Занятия физической культурой и спортом для взрослого населения в Республике Карелия проводятся, в основном, на базе самодеятельных спортивных клубов, которые создаются не в зависимости от потребности населения, а исходя из возможностей кадрового потенциала и материально-технической базы.
Вопросами вовлечения занятого в экономике населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, которыми ранее активно и целенаправленно занимались профсоюзные комитеты, в настоящее время в организациях практически никто не занимается. В результате лишь 7,1% занятого в экономике населения республики регулярно занимаются физической культурой и спортом.
Существуют проблемы в организации физкультурных занятий в образовательных учреждениях. Всего 13,5 процентов посещающих дошкольные учреждения детей охвачены в настоящее время дополнительными организован-ными занятиями физической культурой и спортом.
В общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования к внеучебным занятиями по физической культуре и спорту в Республике Карелия в 2008 году было привлечено 28,3%( )учащихся указанных учреждений (Федеральное государственное статистическое наблюдение по форме N 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2008 года»). В среднем по Российской Федерации данный показатель составил 34,5 процента.
Ежегодно сокращается численность учащихся детско-юношеских спортив-ных школ, за время реализации региональной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы» с 2006 по 2008 год их численность сократилась в целом на 9,3 процента.
Для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни жителей в Карелии необходимо акцентировать внимание государственных и обществен-ных структур на возрождении массового спорта и физической культуры, направленных на поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N
1662-р, и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N
1101-р, основной целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта определено создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкуренто-способности российского спорта.
Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года № 2520-III ЗС, основными задачами в области спорта определены содействие деятельности всех спортивных движений и развитию традиционных и массовых видов спорта в Республике Карелия, развитие массовой физической культуры и спорта по месту жительства, совершенствование физического воспитания детей и молодежи.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, отмечается, что главный ресурс Карелии - люди, способные к творческой деятельности и генерации новых идей, а инвестиции в человека, развитие человеческого капитала будут способствовать формированию населения республики как толерантной, образованной, поликультурной общности людей, способных обеспечить решение основных стратегических задач. Основной целью государственной политики в области физической культуры и спорта определено создание условий, ориентирующих граждан на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры.
Реализация разрабатываемой долгосрочной программы будет непосред-ственно связана с целями и задачами, определенными в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р. Так, основным направлением государственной политики в сфере здоровья и демографии определена необходимость разработки и реализации комплексов мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и развитию массовой физической культуры, формированию эффективной системы физкультурно-спортивного воспитания.
За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и массового спорта в Республике Карелия, которое произошло, в первую очередь, благодаря реализации региональной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы». Однако уровень развития физической культуры и спорта в республике по-прежнему не соответствует общероссийским показателям.
При этом необходимо учитывать, что государственные средства, вложенные в организацию занятий граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни жителей республики.
2. Соответствие целей и задач долгосрочной программы полномочиям, отнесенным согласно действующему законодательству к ведению Республики Карелия
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия от 12 января 2009 года N 1257-ЗРК «О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта в Республике Карелия» к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия в области физической культуры и спорта относится принятие и реализация государственных региональных программ в области физической культуры и спорта.
3. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы развития физической культуры и массового спорта в Республике Карелия программно-целевым методом, анализ различных вариантов этого решения, описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы
3.1. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевого метода
Без использования программно-целевого метода основными недостатками в развитии физической культуры и спорта в Республике Карелия будут являться:
отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на развитие инфраструктуры спорта и использования иных ресурсов развития физической культуры и спорта в Республике Карелия;