ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 января 2010 года N 14р-П
[О Стратегии сохранения, возрождения и развития народных
художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия
до 2020 года]
В целях пропаганды художественного творчества, сохранения и развития традиционных ремесел и народных художественных промыслов в Республике Карелия:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия до 2020 года (далее - Стратегия).
2. Органам исполнительной власти Республики Карелия при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности руководствоваться Стратегией.
3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия при реализации установленных полномочий учитывать положения Стратегии.
4. Контроль за реализацией Стратегии возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия Бойнича В.Д.
Глава Республики Карелия
С.Л. Катанандов
Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 25 января 2010 года N 14р-П
СТРАТЕГИЯ
сохранения, возрождения и развития народных художественных
промыслов и ремесел в Республике Карелия до 2020 года
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Народные художественные промыслы и ремесла занимают особое место в жизни и истории каждого народа, являясь одной из форм народного творчества и специфической отраслью материального производства.
Народные художественные промыслы в Российской Федерации являются предметом национального престижа и общепризнанным вкладом нашей страны во всемирное культурное наследие. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части культурного наследия народов Российской Федерации признано одной из важнейших задач государственной политики в сфере культуры.
Стратегия сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе действующего законодательства Российской Федерации и Республики Карелия, регулирующего правоотношения в области народных художественных промыслов и ремесел, и является базовым документом для разработки системы мер по развитию народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия.
Стратегия учитывает исторические предпосылки, национальные и культурные особенности и традиции республики, а также принципы современной государственной социальной и экономической политики, проводимой на территории Республики Карелия.
Стратегия определяет цели, задачи и приоритетные направления развития народных художественных промыслов и ремесел, основные принципы и механизмы реализации стратегии, а также основные показатели реализации Стратегии на территории Республики Карелия.
Стратегия является основой для разработки иных документов и для планирования конструктивного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и других субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел на территории Республики Карелия.
2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
В настоящее время в Республике Карелия существует ряд проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие республики. Сырьевая ориентация производства и отсутствие инновационных отраслей сдерживает интенсивное развитие экономики республики.
Мировой кризис обострил существующие проблемы и сделал насущной необходимость пересмотра существующих стратегий развития в целом.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N 129р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IV ЗС, республике предстоит сформировать предпосылки для перехода к инновационному этапу развития. Необходимы новые управленческие решения, способствующие созданию условий для повышения качества жизни населения, интенсивного развития экономики.
Заданный в республике курс на инновационную экономику, основанную на внедрении новых технологий и включении интеллектуального и творческого потенциала жителей Карелии, требует политических и экономических изменений по отношению и к традиционному культурному сектору.
По данным ООН, секторы экономики, основанные на творчестве и креативности (дизайн, мода, изобразительное искусство и декоративное искусство и т.д.) обладают вдвое большей динамикой роста, чем традиционные секторы (например, химическая и автомобильная промышленность). Творческие ресурсы генерируют новую, исключительно ценную добавленную стоимость и становятся важнейшим фактором экономического роста и социального развития.
Включение потенциала культуры и творчества в экономическое развитие республики становится сегодня необходимым условием развития инновационной экономики в Республике Карелия. Наиболее перспективным сектором, который может стать "флагманом модернизации" в республике, является сектор народных художественных промыслов и ремесел.
Сегодня народные художественные промыслы и ремесла Республики Карелия существуют преимущественно как досуговая, дотационная сфера. Количество хозяйствующих субъектов, которые вовлечены в изготовление, распространение и продвижение этой продукции невелико, количество продукции недостаточно для обеспечения потребностей туристического потока, который есть сегодня. Отсутствие в больших городах ассортимента товаров утилитарного назначения, ориентированных на местного потребителя, вынуждает торговые сети опираться на импортные товары.
При этом потенциал народных художественных промыслов и ремесел, в том числе рыночный, далеко не исчерпан. Об этом наглядно свидетельствует увеличение количества людей, владеющих навыками ремесленного производства, рост ассортимента и качества востребованной ремесленно-сувенирной продукции, как туристами, так и жителями республики, активизация ярмарочно-выставочной деятельности и рост реализованных социо-культурных проектов в этой области.
Развитие сектора народных художественных промыслов и ремесел сдерживают существующие проблемы:
- слабая производственная база, дороговизна и недоступность сырья;
- отсутствие предпринимателей, мастеров, готовых включаться в рыночные процессы, в силу слабой информированности, инертности, недостатка специальных знаний;
- неконкурентоспособность продукции;
- отсутствие прямых инвестиций и оборотных средств в сектор ремесленно-сувенирной индустрии.
Основные преимущества инвестирования в развитие сектора народных промыслов и ремесел:
- развитие несырьевого субсектора экономики Республики Карелия;
- емкость с точки зрения количества рабочих мест;
- большая динамика роста производства;
- важность для развития приоритетной отрасли - туризма;
- неаграрное развитие сельских территорий республики;
- небольшие вложения разных ведомств, хороший потенциал для привлечения благотворительных средств и инвестиций;
- возможность использования продукции сектора в системе международных и межрегиональных обменов;
- формирование национального самосознания и удовлетворение этнокультурных и этносоциальных потребностей населения Республики Карелия;
- важность для формирования имиджа региона;
- влияние на сохранение историко-культурного наследия и традиционной культуры в республике.
Реализация Стратегии будет способствовать формированию современной системы сохранения народных художественных промыслов как достояния республики, развитию творческих индустрий и резидентной экономики, развитию самозанятости населения, в том числе, в сельской местности.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
В реализации Стратегии существенную роль играют ресурсы культуры, которые в условиях рыночной экономики являются фактором социально-экономического развития территории.
Политика, проводимая в сфере культуры, ориентирована на поиск решений и внедрение механизмов их реализации, позволяющие без ущерба для сохранения культурных ценностей обеспечить модернизацию и развитие традиционного культурного сектора.
В связи с этим, стратегической целью в области сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел является формирование инновационного творческого сектора экономики на основе традиционных народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия, обеспечивающего сохранение культурной и территориальной идентичности республики.
Для обеспечения достижения стратегической цели ставятся следующие задачи:
- развитие ремесленной деятельности как составной части малого предпринимательства и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- увеличение численности занятых в производстве товаров и услуг и создание новых рабочих мест в сфере народных художественных промыслов и ремесел;
- создание и развитие современных производств, основанных на использовании традиционных видов народных художественных промыслов и ремесел Карелии;
- создание современной конкурентоспособной ремесленно-сувенирной продукции;
- продвижение карельской ремесленно-сувенирной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- использование потенциала и имущественного комплекса сети муниципальных учреждений культуры, дополнительного и профессионального образования в производственной цепочке ремесленно-сувенирной индустрии Республики Карелия.
С целью сохранения и преимущественного развития традиционных народных художественных промыслов и ремесел к приоритетным направлениям развития народных художественных промыслов и ремесел следует отнести:
- художественное ткачество;
- художественное кружево и вышивка;
- художественная обработка дерева и роспись по дереву;
- художественное плетение (береста, лоза, солома, щепа, ива, корень сосны);
- художественная керамика и гончарное дело;
- изготовление художественных изделий из речного жемчуга и бисера;
- художественная обработка шерсти, катальный промысел и войлоковаляние;
- художественная обработка камня;
- художественная обработка металла;
- художественные изделия из лоскута;
- шитье лодок и судостроение.
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Основными принципами реализации Стратегии являются:
- комплексный подход к принятию управленческих решений в вопросах поддержки и развития сектора народных художественных промыслов и ремесел в Республике Карелия;
- развитие системы межведомственной координации и вовлечение к реализации региональной политики в области народных художественных промыслов и ремесел представителей бизнеса и творческих союзов в сфере декоративно-прикладного искусства;
- эффективная реализация органами местного самоуправления полномочий по участию в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов и создание условий для развитии местного традиционного народного художественного творчества и малого и среднего предпринимательства.
В качестве основных мер, направленных на реализацию Стратегии, предусматриваются:
- формирование нормативно-правовой базы, устанавливающей правовые основы организации и осуществления ремесленной деятельности на территории Республики Карелия и защиты прав потребителей продукции ремесленников;
- мониторинг осуществления государственной поддержки ремесленной деятельности и реализации программных мероприятий по развитию ремесленничества в рамках региональных целевых программ;
- разработка межведомственной программы развития ремесленно-сувенирной индустрии Республики Карелия;
- реализация комплексных проектов: "Создание центра дизайна, маркетинга, экспертизы и контроля качества ремесленно-сувенирной продукции"; "Создание ремесленного бизнес-инкубатора (Craft -инкубатор)"; "Ремесленно-сувенирная сеть Карелии"; "Издание Атласа ремесел Республики Карелия".
5. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Основные показатели реализации Стратегии предназначены для проведения ежегодного мониторинга состояния и развития сферы народных художественных промыслов и ремесел на территории Республики Карелия на протяжении всего периода реализации Стратегии.
К основным показателям реализации Стратегии относятся:
- число индивидуальных предпринимателей в области производства изделий народных художественных промыслов;
- число зарегистрированных хозяйствующих субъектов, имеющих статус малых предприятий в области производства изделий народных художественных промыслов;
- доля ремесленников и мастеров народных художественных промыслов в численности занятых в сфере малого предпринимательства.
Организацию проведения мониторинга реализации Стратегии и контроль за ее выполнением осуществляет Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия.
Основой для мониторинга является периодическая отчетность, формирующаяся в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, информация органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия (по согласованию).
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка