Действующий

Об утверждении отраслевой целевой программы Развитие индивидуального жилищного строительства в Республике Карелия на 2008-2010 годы

I. Характеристика проблемы, на решение которой  направлена Программа


Отсутствие реальных возможностей у большей части трудоспособного населения Республики Карелия обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания препятствует полноценному и гармоничному развитию личности, снижает демографическую активность населения, обостряет социальную напряженность в обществе, что в итоге приводит к замедлению экономического развития республики.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года (утверждена постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IVЗС) стратегической целью социально-экономического развития Республики Карелия является повышение качества жизни населения республики. Одной из задач, направленных на достижение цели, является улучшение жилищных условий жителей республики.

В настоящей Программе определены пути и порядок оказания государственной поддержки, содействия индивидуальным застройщикам и муниципальным образованиям Республики Карелия по развитию индивидуального жилищного строительства.

Для этого необходимо объединить усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, муниципальных образований, организаций стройиндустрии и индивидуальных застройщиков.

Население Республики Карелия стало активнее участвовать в решении собственных жилищных проблем. Так, на территории республики за период 2002-2007 годов было построено 1727 индивидуальных жилых домов (в городской местности 814 домов, в сельской – 913 домов) общей площадью 217,4 тыс.кв.м. За указанный период было построено деревянных индивидуальных домов общей площадью 138,6 тыс.кв.м, причем их процент в общем вводе индивидуального жилищного строительства в сельской местности составляет порядка 89-93 процентов, а в городской – 44-56 процентов к общему итогу года. В 2007 году ввод объектов индивидуального жилищного строительства составил 57,1 тыс.кв.м.

В соответствии с целями национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» одним из приоритетных направлений развития рынка жилья является индивидуальное жилищное строительство. По прогнозным данным, для обеспечения объемов жилищного строительства на территории Республики Карелия к 2010 году на уровне не менее 160-180,0 тыс.кв.м доля индивидуального жилищного строительства должна составлять не менее 40 процентов от общего количества ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья по республике в целом. В то же время развитие индивидуального жилищного строительства в республике идет неравномерно и плохо поддается среднесрочному планированию муниципальными образованиями.

Так, по данным местных администраций, за последние 10-15 лет застройщикам под индивидуальную застройку было предоставлено всего 2047 земельных участков общей площадью 479,6 га (данные по состоянию на 1 января 2008 года).

В ближайшие годы планируется предоставить застройщикам еще 465 земельных участков общей площадью 139 га, что обеспечивает строительство порядка 103,0 тыс.кв.м индивидуального жилья. В период 2008-2009 г.г. основной показатель ввода жилых домов будет обеспечен за счёт освоения земельных участков, предоставленных застройщикам до 1 октября 2005 года, то есть без аукциона с предварительным согласованием места размещения объекта, а также за счёт оформления права собственности на построенные, но не сданные в эксплуатацию индивидуальные жилые дома.

Основными проблемами в данном сегменте жилищного строительства наряду с низкими доходами населения и сложной системой выделения участков под застройку являются отсутствие достаточного количества земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в индивидуальное жилищное строительство, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.

Для того чтобы обеспечить ежегодный ввод индивидуального жилищного строительства на уровне 60,0 тыс.кв.м и более, необходимо увеличить темпы оснащения инженерной инфраструктурой земельных участков как минимум в пять раз. Также следует отметить, что строительство индивидуального жилья на территории республики в последние годы велось преимущественно посредством единичной локальной застройки.

С учетом складывающейся ситуации Министерством строительства Республики Карелия прогнозируется незначительный прирост объемов индивидуального жилищного строительства в период 2008-2010 годов и последующие годы в целом по республике, а по некоторым муниципальным районам - отрицательная динамика.

В целом существенное увеличение объемов возведения жилья на территории Республики Карелия возможно только при развитии строительства индивидуальных жилых домов, доступных по цене всем категориям граждан, включая граждан, основным источником дохода которых является личное подсобное хозяйство.

Имеющаяся практика в регионах Российской Федерации показывает, что решение проблемы без применения программно-целевого метода, позволяющего создать наиболее оптимальные условия государственной поддержки, при которых стало бы возможным содействие гражданам в решении их жилищных вопросов через развитие индивидуального жилищного строительства, невозможно.

Программа направлена на активизацию индивидуального жилищного строительства путем создания условий, позволяющих удовлетворить потребность в такого рода жилье экономически активной части населения республики. Программно-целевой метод решения проблемы - наиболее рациональный путь для создания устойчивого равновесия между спросом на рынке индивидуального жилищного строительства и предложением на рынке земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Целесообразность использования данного подхода также обусловлена тем, что проблемы индивидуального жилищного строительства требуется решать, исходя из следующих факторов:

- мероприятия по данному направлению деятельности носят межведомственный характер;

- необходимости выработки оптимальных способов комплексного решения проблемы;

- мероприятия, направленные на выполнение стоящих задач, не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера;

- активизация индивидуального жилищного строительства окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в Республике Карелия, её общее экономическое развитие и рост производства местных строительных материалов.

Существуют два возможных варианта достижения цели Программы:

первый вариант – программно-целевой с обеспечением финансирования программных мероприятий в заявленных объемах, позволяющий достичь цели и выполнить задачи Программы. При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита, изменения конъюнктуры в соответствующем сегменте рынка, а также с рисками, связанными с влиянием природных факторов;

второй вариант – реализация Программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с заявленным.

В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях. При этом варианте сохраняются риски, указанные в первом варианте. Кроме того, без полного финансирования не представляется возможным в полной мере достичь целей и решить задачи Программы. Целевые показатели и индикаторы не будут выполнены в прогнозируемом объеме. Наиболее оптимальным представляется первый вариант решения проблемы.