Доходная часть бюджетов является одной из составляющих валового регионального продукта , которую можно представить в виде схемы.
Объем ВРП рассчитывается на уровне Российской Федерации, однако с определенной долей условности, размеры объемов производства лесного комплекса (ЛК) Республики Карелия в общем объеме ВРП можно принять по величине отгруженной продукции. Из соотношения этих величин расчетная доля составляет:
2005 год (факт) | 2006 год (предварительные данные | |
Доля ЛК в объеме ВРП Республики Карелия | 29,0% | 29,7% |
Доля ЛК в объеме промышленного производства Республики Карелия | 36,5% | 38,7% |
Учитывая, что окончательный "дорасчет", как правило, приводит к увеличению общего объема производства, указанная доля ЛК в 2006 году может скорее всего оказаться более низкой. Сопоставляя ее с долей ЛК в 2000 году можно прийти к выводу о снижении значимости отраслей лесного комплекса в объеме ВРП Республики Карелия.
Валовый региональный продукт (ВРП) определяется как суммарная стоимость товаров, работ и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов региона (земли, труда и капитала) за данный период времени, и включающий все доходы, генерируемые внутри региона, независимо от места проживания работников или регистрации предприятий.
Однако данная доля вовсе не определяет значимость и влияние объемов производства ЛК на ВРП, поскольку статистический учет объемов отгрузки "по видам деятельности" не позволяет видеть целостную картину влияния отраслей лесного комплекса на формирование ВРП.
Являясь важной составляющей в расчете общих доходов республиканского бюджета, показатель валового продукта отраслей ЛПК не может быть в настоящее время использован для оценки их значимости для бюджета Республики Карелия.
Вместе с тем в условиях постоянных изменений (законодательства, подзаконных актов, структуры отраслей и других) целесообразно систематически осуществлять анализ изменений в соотношении объемов производства отраслей лесного комплекса и платежей, которые поступают в бюджет региона. При анализе платежей целесообразно выделить налоговые платежи (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество, транспортный налог, местные налоги и неналоговые платежи (платежи за лесные ресурсы, прочие платежи).
Такой анализ позволяет выявлять основные факторы, повлиявшие на размер изменений, а также моделировать ситуацию доходной части в случае принятия решений по изменению налоговой политики, а также реализации мер по увеличению доходной части бюджета.
Это особенно актуально сейчас в условиях развития рыночных отношений в лесном секторе, когда роль и значение финансовых потоков возрастают.
Финансовые потоки в лесном секторе можно представить следующим образом.
Государство как собственник лесных ресурсов имеет большие возможности для регулирования доходов:
- система налогов (налог на добавленную стоимость, прибыль, имущество и другие);
- платежи за пользование лесными ресурсами;
- установление таможенных пошлин при экспорте лесной продукции;
- введение запретительных мер на экспортную поставку лесоматериалов;
- изменение правил эксплуатации лесных ресурсов в целях соблюдения экологических требований, что неизбежно ведет к росту затрат на лесозаготовку.
Цель:
формирование структуры доходов от использования лесного фонда и расходов на лесоуправление, исполнение полномочий в области лесных отношений и ведение лесохозяйственной деятельности.
Задачи:
- оценка и формирование доходов от платежей за пользование лесным фондом, налогов по видам налоговых платежей (с разбивкой по бюджетам всех уровней) - на прибыль, НДС, НДФЛ и неналоговых платежей (таможенные платежи, штрафы);
- оценка и формирование расходов на ведение лесного хозяйства, расходов лесопользователей, оценка налоговой нагрузки (в том числе на 1 куб.м), строительство лесовозных дорог;