Действующий

О Программе экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года (с изменениями на 16 июля 2009 года)

6. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы


Начиная с 1998 года, система действий органов государственной власти Республики Карелия осуществляется в соответствии с основными этапами и приоритетами, определенными Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг. (далее – Концепция).

В 2006 году в неё внесены необходимые изменения, исходя из имеющей место ситуации в республике, и принята Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года.

Учитывая реальные условия и заявленную федеральными органами власти политику, Концепцией предложены следующие три этапа социально-экономического развития республики:

- мобилизационный (адаптация предприятий и населения к рыночным условиям, прекращение спада производства);

- стабилизационный (стабилизация ситуации в экономике и формирование необходимых институтов, условий и предпосылок для экономического роста);

- инновационный (комплексное и сбалансированное развитие региона).

Поэтому изменение приоритетов, критериев и показателей эффективности развития республики на различных этапах, влияет на определение оценок эффективности социально-экономических результатов.

Так, в течение 1999-2001 годов приоритеты действий определялись особенностями мобилизационного этапа развития экономики и социальной сферы и были направлены на обеспечение загрузки простаивающих мощностей, сокращение безработицы, сокращение задержек с выплатой заработной платы, формирование организационных предпосылок для перехода к следующему, стабилизационному этапу. На стабилизационном этапе приоритетами являются формирование необходимых институтов, условий и предпосылок для экономического роста, создание условий для роста собственных доходов и полноценного наполнения бюджета.

Оценка эффективности предполагает установление временного горизонта для расчета эффекта. При этом период действия Программы определялся с учетом периода полномочий, предусмотренного при назначении губернаторов. Учитывая, что назначение Главы Республики Карелии прошло в начале 2006 года, период действия Программы определен до 2010 года. В то же время, окупаемость ряда инвестиционных проектов завершится и после 2010 года.

В среднесрочной перспективе предстоит синхронизировать по времени реализацию инвестиционных экономических проектов, направленных на создание новых рабочих мест, повышение качества и рентабельности продукции, получение дополнительных бюджетных доходов, с совершенствованием социальной и инженерной инфраструктуры, призванной обеспечить устойчивое функционирование социальной сферы и создать условия для развития предпринимательства на следующем этапе развития. Тем самым возрастает потребность в направлении значительных капитальных вложений в социальную и производственную сферу, без которых невозможно обеспечить улучшение действующей структуры экономики, повысить реальные доходы населения, сбалансировать территориальный бюджет. Вместе с тем предусматриваемый Концепцией инновационный этап развития республики выходит за пределы данной Программы.

Учитывая требования Министерства регионального развития Российской Федерации, предъявляемые к программным документам субъектов РФ, в республике проводится работа по разработке стратегии социально-экономического развития Карелии на долгосрочный период.

Система программных мероприятий, представленных в 3 разделе, включает в себя порядка 30 направлений и непосредственно реализуется по более 130 блокам мероприятий и направлена на обеспечение реализации порядка 100 коммерческих и более 20 социальных проектов.


Экономический и социальный эффекты Программы

          

Решение программных задач предусматривает, как бюджетное и внебюджетное инвестирование социальных проектов, нацеленных на обеспечение устойчивости и эффективности функционирования объектов социальной сферы, оптимизацию сети социальных учреждений, повышение инвестиционной привлекательности региона, так и привлечение внебюджетных средств на реализацию экономических проектов, нацеленных на повышение эффективности функционирования отраслей экономики, создание новых современных рабочих мест, модернизацию действующих производств.

На реализацию социальных проектов развития по Программе предусматривается направить 22,4 млрд. рублей бюджетных средств, в том числе 13,7 млрд. рублей средств федерального и 8,7 млрд. рублей территориального бюджетов.

На реализацию инвестиционных коммерческих проектов по Программе предусматривается направить порядка 75 млрд. рублей внебюджетных средств.

В результате реализации Программы ожидается прирост объемов производства в отраслях экономики, что повлияет на бюджетную обеспеченность региона и доходы населения (основные результаты реализации Программы приведены в таблице 52).

Таблица 52


Основные результаты реализации Программы (в действующих ценах)

Наименование
показателя

2005 г.

2010 г. (с учетом реализации Программы)

всего, млрд.руб.

на душу
населения, руб./чел.

всего, млрд. руб.

на душу
населения, руб./чел.

темп роста в 2010 г.
к 2005 г., %

ВРП

71,5

102 099,1

126,0

186 328,0

182,5

Объем производства промышленной продукции

70,0

99 957,2

116,0

171 609,5

171,7

Объем производства продукции сельского хозяйства

3,8

5 469,1

5,8

8 609,5

157,4

Собственные доходы бюджета

10,8

15 390,5

16,0

23 671,0

153,8

Денежные доходы населения в месяц

4,9

6 992,8

10,1

14 978,9

214,2

          

Предполагается, что в расчете на душу населения производство промышленной продукции в действующих ценах в 2010 году по отношению к 2005 году вырастет на 71,7%, в

аловой продукции сельского хозяйства – на 57,4%. Собственные доходы территориального бюджета превысят уровень 2005 года на 53,8%, в том числе за счет роста налоговых доходов – на 50,9%. Среднемесячные доходы населения за 5 лет повысятся в 2 раза при росте потребительских цен 44,8 процента.

Показатель валового регионального продукта (ВРП) на душу населения прогнозируется в 2010 году на 82,5% выше уровня 2005 года.