ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
на 2007-2010 годы
Декларация безопасности инвестора (Декларация заинтересованности)
Правительством Республики Карелия поставлена задача о переходе к инновационному этапу развития. Одним из ключевых факторов достижения результата является разработка и планомерное проведение продуманной Инвестиционной политики. В связи с этим работа по привлечению инвесторов, созданию благоприятного инвестиционного климата, содействия инвестору при реализации проектов должна стать приоритетной.
Республике необходимы инвестиции. В связи с этим Правительство Республики Карелия заявляет о своей готовности принять неограниченный объем инвестиций во все сферы экономической деятельности. Всем инвесторам, планирующим или осуществляющим инвестиционные проекты на территории Республики Карелия, Правительство обеспечит создание инвестиционно проводящей среды. Это предполагает прозрачный, выгодный и предсказуемый режим работы предприятий с налоговыми, контрольными, правоохранительными и иными государственными органами.
В ответ на это Правительство Республики Карелия будет ожидать от инвесторов продуманного, экономически обоснованного, ориентированного на долгосрочную перспективу рационального использования имеющихся в республике природных, трудовых и технических ресурсов. Такой подход предполагает преимущественное использование местной рабочей силы, сотрудничество с карельскими научными организациями, размещение заказов на местных предприятиях.
Одновременно Правительство Карелии заявляет о применении исключительно рыночного подхода при решении вопросов инвестиционной деятельности, входящих в компетенцию органов республиканской власти. Инвестиции карельских предприятий будут реализовываться на тех же основаниях, что и проекты по инициативе инвесторов из-за пределов республики. Основным критерием оценки проектов будут являться экономический и социальный эффект.
Так как в ряде отраслей сложилась ограниченно конкурентная среда (энергетика, транспорт, строительство), ограничивающая действие рыночных механизмов в полной мере, будут приняты меры к усилению конкуренции. Наличие опыта и территориальная принадлежность не могут являться исключительным основанием предпочтительного положения предприятий. Они должны быть подкреплены экономической целесообразностью и иными факторами, позволяющими отнести проект к приоритетньм. Так, к приоритетньм относятся все проекты с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд. рублей (или эквивалентной суммы в иностранной валюте). С целью скорейшей реализации особо крупных проектов предусматривается определить порядок работы с инвесторами.
При реализации инвестиционных проектов Правительство Республики Карелия будет максимально стремиться к справедливому распределению обязанностей между органами власти и инвесторами для максимизации обоюдной выгоды. Это будет касаться вопросов выбора и подготовки земельного участка, социальных обременении, финансирования строительства инфраструктуры.
С целью создания предсказуемости работы на территории республики Правительство Республики Карелия еще раз подчеркивает приоритет безопасности и защиты осуществленных на законной основе вложений в экономику Карелии. Для этого Правительство Республики Карелия гарантирует постоянный и свободный доступ в органы исполнительной власти по решению возникающих вопросов и содействие при взаимодействии с органами местного самоуправления.
Деятельность инвесторов по реализации проектов в республике рассматривается как важная и желательная, и содействие всем инициативам такого рода является обязательным для всех причастных к реализации инвестиционных проектов органов исполнительной власти Республики Карелия.
1. Итоги реализации программы «Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы»
Правительство Республики Карелия (далее - Правительство) отмечает, что программа «Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы», утвержденная распоряжением от 5 мая 2003 года N 177р-П, в целом выполнена. Развитие инвестиционной деятельности в республике характеризуется положительной динамикой и позволяет говорить о выполнении основного контрольного показателя программы - удвоения объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим периодом работы Правительства. За период с 2003 по 2006 годы объем инвестиций в основной капитал составил 56,2 млрд. рублей, при 26,8 млрд. рублей за 1999-2002 годы.
На развитие экономики и социальной сферы республики организациями всех форм собственности в 2006 году использовано более 17 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.
С начала проведения активной инвестиционной политики наметились изменения в структуре инвестиций в основной капитал.
В общем объеме доля инвестиций на приобретение машин, оборудования, транспортных средств увеличилась с 41% в 2002 году до 46,3% в 2006 году.
Одним из главных источников привлечения инвестиций в основной капитал предприятий оставались привлеченные средства (2006 г. - 63,2% от общего объема), однако прослеживается тенденция увеличения доли собственных средств. С 2002 по 2006 годы доля собственных средств увеличилась с 36 до 36,8 %. Тенденция объясняется ростом амортизационных отчислений с 18,6% до 23% и увеличением прибыльности отдельных крупных предприятий.
В отчетном периоде отмечена активизация инвестиционной деятельности по развитию производств, связанных с распределением электроэнергии, газа и воды, в 2006 г. их доля в общем объеме инвестиций увеличилась до 6,1%, и транспорта и связи - до 41,3%.
За 2003-2006 годы произошли определенные позитивные изменения в состоянии основных фондов предприятий. Износ основных фондов крупных и средних коммерческих организаций на начало 2006 года снизился по сравнению с 2002 г. на 16,6 процентных пунктов и составил 26%.
Объем иностранных инвестиций увеличился с 20,4 млн. долл. США в 2002 году до 287 млн. долл. США в 2006 году, или более чем в 14 раз. Доля прямых инвестиций
составляла от 10 до 39% от общего объема иностранных инвестиций. Вложения направлялись, в основном, в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства и лесозаготовки.
В республике работают крупные отечественные и зарубежные компании, такие как холдинги СУ АЛ, «Северсталь», концерны «Stora Enso» и «IKEA». Значительные объемы инвестиций в экономику Карелии поступили от Северо-Западного банка Сбербанка России, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром».
В целом за четыре года в республике реализовано более 50 коммерческих проектов, главным образом - в сфере промышленности и транспорта. Кроме того, в поле зрения Правительства находится ещё более 90 проектов с оценочным объемом инвестиций порядка 43 млрд. рублей. Среди самых крупных проектов последних лет: реконструкция «Карельского окатыша», модернизация и расширение производства на Кондопожском и Сегежском целлюлозно-бумажных комбинатах, реконструкция на целлюлозном заводе «Питкяранта», Надвоицком алюминиевом заводе, реконструкция Пудожского карьера, электрификация и реконструкция карельского участка Октябрьской железной дороги, строительство третьей очереди завода «Кархакос», Импилахтинского лесозавода, предприятия «Сведвуд-Карелия» и других.
Ежегодно за счет всех источников финансирования на реализацию некоммерческих проектов технической и социальной инфраструктуры направлялось от 1,5 до 2 млрд. рублей. Объем капитальных вложений по адресной федеральной и республиканской программам без учета автомобильных дорог за последние четыре года увеличился в 2,5 раза и достиг в 2006 году 919 млн. рублей.
Реализация программы «Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы» осуществлялась через выполнение ежегодно утверждаемых мероприятий, всего выполнено 70 важнейших мероприятий. Ход реализации программы ежегодно рассматривался на заседаниях Правительства Республики Карелия. Проблемам инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях было посвящено два заседания Совета республики. Проведено 35 заседаний рабочей группы по содействию в привлечении инвестиций в экономику Республики Карелия под руководством Премьер-министра Правительства Республики Карелия, где рассматривался ход реализации более 60 проектов. Проведено два Инвестиционных Форума Северо-Запада России, многочисленные презентации Республики Карелия на международном и федеральном уровне. Создан и активно действует сайт «Республика Карелия для инвестора».
Рейтинговое агентство АК&М по результатам исследований 2006 года определило Карелию на 29 место среди субъектов Российской Федерации по объему инвестиций на душу населения. Это же агентство в июне 2006 года опубликовало рейтинг относительной кредитоспособности субъектов Российской Федерации, где Карелия поднялась с 55 места в 2004 году на 33 в 2005 году.
Однако при всех достигнутых положительных результатах необходимо констатировать, что в настоящее время заканчивается определенный этап инвестиционной деятельности, когда республика использовала факторы инвестиционной привлекательности, не требовавшие больших бюджетных затрат.
Появились новые цели, связанные с ускорением социально-экономического развития, удвоением валового регионального продукта, реализацией национальных проектов, что невозможно выполнить без расширения инвестиционной деятельности и новых подходов к созданию благоприятного инвестиционного климата.
2. Основные условия развития