ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июля 2007 года N 273р-П
(с изменениями на 23 мая 2011 года)
______________________________________________________________________
Распоряжение с изменениями, внесенными
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 23.05.2011 г. N 240р-П
______________________________________________________________________
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в целях реализации государственной политики по противодействию экстремистской деятельности, совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти Республики Карелия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия и общественных объединений в Республике Карелия:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию профилактики экстремизма в Республике Карелия (далее - Стратегия).
2. Государственному комитету Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями разработать план согласованных действий органов исполнительной власти Республики Карелия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия по реализации Стратегии.
(Пункт в редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия от 23.05.2011 г. N 240р-П - см. предыдущую редакцию)
3. Органам исполнительной власти Республики Карелия при осуществлении функций в установленной сфере деятельности руководствоваться положениями Стратегии.
4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия и органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия при реализации своих полномочий учитывать соответствующие положения Стратегии.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на Руководителя Администрации Главы Республики Карелия Хлебалина В.А.
(Пункт в редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия от 23.05.2011 г. N 240р-П - см. предыдущую редакцию)
Глава Республики Карелия
С.Л. Катанандов
Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 30 июля 2007 года N 273р-П
Политико-философские категории "толерантность", "экстремизм", "межэтнические отношения", "государственно-конфессиональные отношения", еще недавно используемые преимущественно в научных и политических кругах, сегодня все более глубоко проникают в сферы быта, межличностного общения, все чаще обсуждаются профессиональными сообществами. Однако знания о необходимости жить в согласии не исключают возможности проявления экстремизма, как в российском обществе, так и во всём мире.
Большую роль в этих проявлениях сыграли системные социальные и экономические кризисы, общее падение культурного и образовательного уровня. В обществе порой недооцениваются статистические данные по численно значимым группам населения, которые являются потенциальными участниками несанкционированных выступлений, что провоцирует латентный, а иногда и открытый экстремизм. Запретами несанкционированных акций или призывами к толерантности нельзя подменить фактическое решение социально-политических и экономических проблем, ведь экстремизм, как правило, присущ именно тем слоям общества, которые не видят для себя никаких перспектив.
Экстремизм продолжает представлять реальную опасность для международного сообщества. Большое беспокойство вызывают материалы, пропагандирующие ненависть и рознь, они сегодня легко доступны, их можно обнаружить на прилавках книжных магазинов, в сети Интернет, в средствах массовой информации.
Профилактика экстремизма - это не только задача государства, но и, в немалой степени, гражданского общества. Ее решение зависит от позиции политических партий, общественных объединений, граждан. Важно консолидировать усилия в противодействии его проявлениям, организовать активную просветительскую работу, аргументировано разъяснять опасности экстремизма.
В Российской Федерации на протяжении веков мирно сосуществовали этносы, культуры и религии. Карелия, являясь частью России, имеет общую с ней историческую судьбу. Однако для нашей республики характерны и некоторые особенности, связанные с ее географическим положением. Территория Карелии находится на стыке двух цивилизаций: восточноевропейской и западноевропейской; двух культур: российской и европейской; различных ветвей христианства: православие, католицизм, протестантизм, старообрядчество.
Для развития общества необходимо согласие. В январе 2006 года по инициативе партии "Единая Россия" был создан и подписан 12 политическими партиями и более 500 политическими и общественными организациями во всех регионах России пакт "Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни", который встретил поддержку у 79 процентов россиян.
Значение создания Стратегии профилактики экстремизма для Республики Карелия заключается в необходимости именно сегодня привлечь внимание к проблемам гражданского мира, взаимной ответственности граждан за его судьбу, к поиску способов снижения социальной напряженности в нашем традиционно благополучном регионе.
Строительство гражданского общества обусловило на индивидуальном и социальном уровнях, рост осознания гражданином своего места в мире, стране, республике, в первую очередь в системе социально-экономических, этнокультурных и государственно-конфессиональных отношений. Интересы личности, интересы отдельных групп населения сопоставляются с интересами, целями и ценностями других людей, социальных и этнических общностей, культур и вероисповеданий. При этом проявляются невежество, предрассудки, страхи, приводящие к ксенофобии, шовинизму, фашизму, дискриминации и нетерпимости.
В условиях социального, национального, религиозного разнообразия населения Карелии при отсутствии активной стратегии формирования толерантности как инструмента обеспечения согласия между отдельными людьми и группами с различными ценностными ориентациями существует тенденция нарастания социально-экономической, общественно-политической, межэтнической и межрелигиозной нетерпимости. Эти формы проявления нетерпимости могут быть использованы экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе.
Социально-экономическое развитие республики во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства компромиссов, здоровой конкуренции между различными финансово-промышленными группами, сферами малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики. Поиск оптимальных мер согласия становятся одной из ключевых задач государственной региональной политики, направленной на достижение социального доверия и взаимопонимания как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности.
Разработка Стратегии профилактики экстремизма в Республике Карелия как системы согласованных действий является необходимым условием своевременной профилактики социальной напряженности в обществе.
Субъекты реализации Стратегии
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия (по согласованию);
органы государственной власти Республики Карелия;
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (по согласованию);
государственные учреждения;
муниципальные учреждения (по согласованию);
коммерческие организации (по согласованию);
общественные объединения и иные некоммерческие организации (по согласованию);
средства массовой информации (по согласованию);
граждане (добровольное участие).
Целевые группы как объект профилактики
Семья - предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании подрастающего поколения, формировании духовно - нравственных ценностей, толерантности и сознательного выбора своего места в системе этнокультурных отношений и вероисповедания.
Дети и молодежь - предусматривается разработка и реализация комплекс-ных образовательных, социальных, психологических мероприятий с участием детей и молодежи по профилактике интолерантности, агрессии, экстремизма и включения детей и молодежи в общественно значимую деятельность.
Работающие и неработающие граждане - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и гражданской ответственности.
Пенсионеры - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение роли пенсионеров в передаче положительного социального опыта, этнокультурных традиций подрастающему поколению.
Мигранты и иммигранты - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих социальную адаптацию граждан, прибывающих на постоянное и временное проживание в Республику Карелия.
Этнические общности - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих создание условий для удовлетворения этнополитических, этносоциальных и этнокультурных потребностей проживающих в республике народов и национальных меньшинств при сохранении сложившейся социально-экономической и культурно-исторической их интеграции в обществе.
Верующие - разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих создание условий по реализации Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях".
Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия
Государственно-конфессиональные отношения - характер взаимодействия государства и конфессий, обусловленный действующим законодательством.
Гражданская ответственность - совокупность совместных действий, которые инициируют, поддерживают процессы активного вовлечения людей в процессы управления государством, республикой, районом, городом, поселком. Способность приходить к согласию и действовать вместе с другими во имя совместно поставленных целей.
Иммигрант - иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший в Российскую Федерацию для постоянного или временного проживания на ее территории.
Конфессия - вероисповедание, самостоятельное религиозное направление, течение, ответвление.
Конфликт этнический (расовый) - форма социального, межгруппового конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются на базе их этнических (расовых) различий или приобретают вид таковых.
Конфликт конфессиональный - форма социального, межгруппового конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются на базе их религиозных (вероисповедальных) различий или приобретают вид таковых.
Межэтнические отношения - отношения между этносами (этническими общностями) в рамках многонационального государства.
Миграция - перемещение людей, связанные с постоянной или временной переменой места их жительства.
Национальное общественное объединение - добровольное объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, образованное в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Профилактика - это совокупность мероприятий по предотвращению возникновения и распространения негативных явлений, направленная на социальную стабильность, снятие социального напряжения.
Религиозное объединение - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Социально-культурная адаптация мигрантов и иммигрантов - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в обществе системой норм и ценностей.
Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность этническая - позитивное отношение к представителям других этнических общностей, иных культур, при одновременном сохранении позитивного отношения к людям своей национальности.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими признаками (территория, язык, материальная и духовная культура, психический склад, самосознание, выраженное самоназванием (этнонимом).
Этническая общность - часть этноса, сохраняющая его общие признаки.
Экстремизм - приверженность в политике и идеях к крайним взглядам, насильственным способам действия по навязыванию другим группам своих представлений и ценностей. Включает в себя религиозный, национальный, политический, идеологический, расовый, социальный и другие виды экстремизма.
Анализ возможных причин усиления социальной напряженности в Республике Карелия
Анализ социально-экономической ситуации в Карелии позволяет выделить следующие риски и угрозы устойчивому экономическому и стабильному социальному развитию Республики Карелия, способные в будущем стать источником социальной напряженности:
- в монопрофильных населенных пунктах, на долю которых приходится 77 процентов поселений Карелии, при банкротстве или прекращении деятельности градообразующего предприятия, безработица может принять застойный характер, развитие новых видов деятельности в таких населенных пунктах крайне затруднено;
- отток населения (преимущественно трудоспособного возраста) из периферийных территорий, в результате чего на этих территориях останутся только жители нетрудоспособного возраста или лица, ведущие асоциальный образ жизни;
- процесс старения населения Карелии предполагает изменение приоритетов в расходовании бюджетных средств всех уровней власти, что может привести к увеличению расходов на социальную сферу;
- собственные бюджеты многих сельских поселений не могут обеспечить в полной мере население социальными услугами в пределах своей компетенции, что требует дотаций из бюджетов других уровней;
- зависимость эффективного развития сельских поселений от уровня профессиональной квалификации муниципальных служащих;
- значительная часть населения не готова к приходу внешних инвесторов и негативно настроена по отношению к внешним предпринимателям;
- наличие конфликтных ситуаций, когда между работодателем (собственником бизнеса) и наемными работниками не удается найти компромисса по вопросам заработной платы и социального пакета работников;