ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О региональной целевой программе
«Радиационная безопасность населения и территории
Республики Карелия на 2008 - 2011 годы»

(с изменениями на 28 сентября 2011 года)

      _______________________________________________________________________________________________

     Постановление с  изменениями, внесенными

      Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 25.12.08 г. N 1223-IV ЗС (Собрание Законодательства Республики Карелия № 12 (Ч.1) 2008 г. Ст. 1499) - Одобрены распоряжением Правительства Республики Карелия от 19.12.08 г. N 514р-П     

В паспорте и тексте Программы слова "Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" заменены  словами "Государственный комитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций"на основании постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 25.12.08 г. N 1223-IV ЗС      

     

В паспорте и тексте Программы слова «Государственный комитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» заменены словами «Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения» на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.06.09 г. N 239р-П ( Собрание Законодательства Республики Карелия N 6 2009 г. Ст.712 0

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.09.2011 г. N 572р-П

________________________________________________________________________________________________

     

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК «О бюджетных целевых программах Республики Карелия» Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу «Радиационная безопасность населения и территории Республики Карелия на 2008-2011 годы», одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 мая 2007 года N 170р-П.

2. Направить настоящее Постановление и указанную региональную целевую программу в Правительство Республики Карелия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

     
Председатель

Законодательного Собрания

Республики Карелия                                

Н.И. Левин     



г. Петрозаводск

21 июня 2007 года

N 486-IV ЗС

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

постановлением

Республики Карелия

Законодательного Собрания

от 10 мая 2007 г.

Республики Карелия

N 170 р-П

от 21 июня 2007 г.

N 486-IV ЗС



РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Радиационная безопасность населения и территории Республики Карелия
на 2008 - 2011 годы»

ПАСПОРТ
региональной целевой программы «Радиационная безопасность населения и
 территории Республики Карелия на 2008 - 2011 годы»

Наименование Программы

- региональная целевая программа «Радиационная безопасность населения и территории Республики Карелия на 2008 - 2011 годы»

Дата принятия решения о разработке проекта целевой Программы Правительством Республики Карелия и утверждения Концепции целевой Программы

- распоряжение Правительства Республики Карелия от 6 февраля 2007 года N 34р-П

Государственный заказчик Программы

 - Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения

 

Основной разработчик Программы

- Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения   

Цели Программы

- комплексное решение проблемы обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия, координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций, использующих источники ионизирующего излучения, в области обеспечения радиационной безопасности населения и территорий Республики Карелия

Задачи Программы

- совершенствование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
совершенствование государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Республики Карелия;
контроль за обеспечением радиационной безопасности в организациях, использующих источники ионизирующего излучения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера

Исполнители Программы

- Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения ;
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия;
Министерство внутренних дел по Республике Карелия (по согласованию);
организации, использующие источники ионизирующего излучения, участвующие в реализации Программы на условиях софинансирования в соответствии с действующим законодательством (по согласованию)

Важнейшие целевые индикаторы Программы

- целевой индикатор 1 - соответствие состояния радиационной безопасности социально приемлемому уровню;
целевой индикатор 2 - снижение риска возникновения нештатных ситуаций в организациях, использующих источники ионизирующего излучения

Сроки и этапы реализации Программы

- 2008 - 2011 годы:
I этап - 2008 - 2009 годы;
II этап - 2010 - 2011 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- бюджет Республики Карелия:
2008 - 2011 годы - 6485 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 1190 тыс. рублей;
2009 год - 1765 тыс. рублей;
2010 год - 1765 тыс. рублей;
2011 год - 1765 тыс. рублей.
Внебюджетные средства (средства организаций, использующих источники ионизирующего излучения, участвующих в реализации Программы на условиях софинансирования в соответствии с действующим законодательством):
2008 - 2011 годы - 1104 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 230 тыс. рублей;
2009 год - 295 тыс. рублей;
2010 год - 295 тыс. рублей;
2011 год - 284 тыс. рублей.
Всего по Программе:
2008 - 2011 годы - 7589 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 1420 тыс. рублей;
2009 год - 2060 тыс. рублей;
2010 год - 2060 тыс. рублей;
2011 год - 2049 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- повышение радиационной защищенности населения и окружающей среды Республики Карелия от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием источников ионизирующего излучения и природных источников ионизирующих излучений;
усиление защиты объектов, использующих источники ионизирующих излучений; проведение радиационно-гигиенической паспортизации территории Республики Карелия;
совершенствование медицинского обеспечения и системы реабилитации персонала объектов, использующих источники ионизирующих излучений и населения

Система организации контроля за исполнением Программы

-  реализацию мероприятий Программы обеспечивает

Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.

Контроль за выполнением мероприятий осуществляет Комиссия Правительства Республики Карелия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения  в установленные сроки представляет Комиссии Правительства Республики Карелия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сведения о ходе выделения средств и реализации утвержденных мероприятий.

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы  

Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Развитие ядерной энергетики и широкое внедрение источников ионизирующих излучений в различных областях науки, техники и на объектах экономики создали потенциальную радиационную опасность для человека и угрозу загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами.

Радиоактивные вещества, являясь источниками проникающей радиации, губительно действуют на тело человека, а попадая внутрь организма с пищей, водой, воздухом, поражают и внутренние органы. В результате такого воздействия возможны: наступление лучевой болезни (разной степени), раковые заболевания, генетические изменения в организме с последующим негативным влиянием на потомство.

В связи с применением источников ионизирующего излучения в медицине, в промышленности и сельском хозяйстве, частой сменой хозяйствующих субъектов необходимо особое внимание уделить обеспечению радиационной безопасности на территории Республики Карелия.

На территории республики находятся объекты, использующие источники ионизирующего излучения. Все источники ионизирующего излучения подлежат обязательному учету и контролю, их утрата может привести к единичному загрязнению территории или нанести непоправимый вред здоровью людей, оказавшихся рядом с источником.

Природный радиационный фон в Республике Карелия обусловлен космическим излучением и излучением естественных радионуклидов, к которым относятся в основном калий-40 и радиоактивные элементы, образуемые ураном-238 и торием-232. Для данных широт космическое излучение на уровне моря практически постоянно, что позволяет считать, что наиболее важный вклад в формирование дозы внешнего облучения вносят природные радионуклиды, содержащиеся в различных средах.

Возросло облучение граждан радоном и другими природными радионуклидами, поступившими в среду обитания человека из недр в результате природных процессов, а также деятельности по добыче, переработке и применению полезных ископаемых, минерального сырья и строительных материалов.

В соответствии с данными радиационно-гигиенического паспорта территории Республики Карелия основной вклад в дозу облучения населения вносят естественные источники ионизирующего излучения 77,65 процента и медицинское облучение 22,22 процента. На долю облучения населения за счет глобальных выпадений приходится около 0,11 процента от общей дозы облучения населения. На долю облучения персонала при нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения - 0,02 процента.

Лучевые нагрузки населения от природных источников ионизирующего излучения (прежде всего от изотопов радона и их короткоживущих дочерних продуктов) зависят от радиационной обстановки в жилых, общественных и других зданиях, где население проводит 80 процентов времени.

Критическим фактором техногенно-измененного радиационного фона может являться использование в качестве строительного сырья горных пород с повышенным содержанием естественных радионуклидов.

Еще одно проявление техногенно-измененного радиационного фона связано с возможным загрязнением водопроводных коммуникаций радием и его дочерними продуктами распада. При использовании подземных вод с повышенным содержанием естественных радионуклидов, возможно их осаждение на техногенных теохимических барьерах, например на фильтрах водопроводных коммуникаций, покрытых окислами железа.

Облучение персонала рентгеновских кабинетов в процессе их профессиональной деятельности существенно зависит от вида проводимых рентгеновских исследований, расположения рабочего места относительно рентгеновского аппарата, используемых средств индивидуальной защиты персонала и других факторов. Возможность расчетной оценки доз облучения на основе данных радиационного контроля рабочих мест во многих случаях проблематична, поэтому санитарные правила требуют обязательного индивидуального дозиметрического контроля (далее - ИДК) персонала рентгеновских кабинетов.

Медицинское рентгенорадиологическое оборудование и средства индивидуальной защиты персонала и пациентов рентгеноскопических кабинетов в ряде медицинских учреждений Республики Карелия морально и технически устарели, дозиметры для определения индивидуальных доз облучения пациентов отсутствуют.

По состоянию на 1 января 2006 года коллективная доза облучения населения Республики Карелия от всех источников ионизирующего излучения составляет 3072,090 чел. - 3 в, в том числе за счет:

- естественных источников - 2385,457 чел. - 3 в;

- медицинских исследований - 682,526 чел. - 3 в;

- глобальных выпадений - 3,488 чел. - 3 в;

- деятельности предприятий, использующих источники ионизирующего излучения (персонал, группа А и Б) - 0,625 чел. - 3 в.

Из перечисленных источников облучения населения Республики Карелия наиболее управляемыми являются лучевые нагрузки за счет медицинских исследований.

Замена рентгенаппаратов в медицинских учреждениях на аппараты с малой дозовой нагрузкой, замена средств индивидуальной защиты персонала и пациентов рентгенодиагностических кабинетов позволит снизить лучевые нагрузки за счет медицинских исследований.

Региональная целевая программа «Радиационная безопасность населения и территории Республики Карелия на 2008 - 2011 годы» разработана для комплексного решения проблем, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия, и направлена на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.

Представленная в Программе система критериев, обеспечивающих безопасность человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого уровня риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанных с ионизирующим излучением. Для случаев возможных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организации его деятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с радиационной безопасностью населения и территорий Республики Карелия, программно-целевым методом обусловлена рядом причин, в том числе:

- масштабностью, сложностью и многообразием проблем, связанных с радиационной безопасностью населения и территорий Республики Карелия, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

- потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, использующих источники ионизирующего излучения;

- необходимостью выполнения в рамках единой программы проектов, требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов.

С учетом имеющегося опыта реализации федеральных целевых программ по радиационной безопасности населения, использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и организаций, использующих источники ионизирующего излучения в области обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия.


II. Цели, задачи, сроки, этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели


Основная цель Программы:

Комплексное решение проблемы обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия, координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций, использующих источники ионизирующего излучения, в области обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия.

Задачи Программы:

1) совершенствование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов:

- создание информационно-аналитического центра по учету и контролю за радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, включающего в себя 2-3 подготовленных специалистов, обеспеченных помещением, современной электронно-вычислительной техникой, программным обеспечением, средствами связи и транспорта, что позволит усилить контроль за объектами, использующими источники ионизирующего излучения, их хранением и эксплуатацией;

2) совершенствование государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Республики Карелия:

- создание центра по проведению радиационно-гигиенической паспортизации территории Республики Карелия;

- организация единой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Республики Карелия позволит своевременно выявлять факты утраты радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, случаи их незаконного провоза на территорию республики;

3) организация и проведение обследования в целях выявления жилых и производственных помещений, характеризующихся неприемлемо высокими уровнями облучения радоном и продуктами его распада;

4) обучение населения способам защиты от воздействия негативных факторов при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, источниками ионизирующих излучений, при угрозах чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) создание и своевременное обновление запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, совершенствование условий их хранения, систематический контроль за их техническим состоянием.

Сроки реализации Программы - с 2008 по 2011 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»