Национальные и сопряженные с ними проекты
Национальные проекты представляют собой особую форму государственного управления и особый метод реализации политики государства в наиболее важных (приоритетных) сферах жизни общества. Они выполняют важные функции: идеологическую (общественно-политическую), социальную и экономическую, - и обладают широким «социальным мультипликативным» эффектом. Через национальные проекты путем использования политического и административного ресурса проявляется механизм реализации конституционных прав граждан. Поскольку Стратегия выступает как механизм реализации национальных проектов, то в данном разделе в связи с вышеупомянутыми обстоятельствами их необходимо отразить в региональном исполнении, обеспечивающем политическую ответственность власти (федерального центра и регионального правительства) в приоритетных сферах общественной жизни и необходимый современный уровень развития человеческого капитала.
В Республике Карелия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Карелия, общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 16 Конституции РК). Речь идет об ответственной экономической и социальной политике, необходимости координации усилий республиканских и территориальных федеральных органов власти, органов местного самоуправления, бизнеса, общественности на одном направлении - осуществить перевод объективного экономического роста в реальные ощущения гражданами экономического подъема в стране и реально обеспечить их конституционные права.
Поэтому ставятся задачи повышения эффективности государственного управления, качества и доступности государственных услуг населению, ориентирования расходов бюджетов всех уровней на конечный результат, обеспечения не только экономического роста, но и конкурентоспособности промышленности, науки, образования, развития человеческого капитала. Определяется курс на инвестиции в человека, в будущее нации. Связь между качественным образованием, эффективным здравоохранением, развитием села, строительством жилья, формированием гражданского общества и перспективой построения постиндустриальной экономики очевидна (здоровая и профессионально квалифицированная нация - здоровая и эффективная экономика).
Кроме того, направленностью национальных проектов является не только улучшение социальной инфраструктуры и повышение зарплаты специалистам, но и развитие гражданского общества, а также формирование эффективной системы коммуникаций власти с гражданским обществом.
Система национальных и сопряженных с ними проектов включает в себя (рис. 25):
Развитие образования (ответ требованиям современной экономики в целях удовлетворения рынка труда в подготовке различных специалистов, а также обеспечения повышения конкурентоспособности республики, а главное конкурентоспособности личности).
Главное конкурентное преимущество устойчиво развивающейся Республики связано с возможностью развития его человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения экономического роста Республики в средне- и долгосрочной перспективе.
Цель политики инновационного развития образования, определенной с учетом реализации национального проекта в области образования, в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России и Карелии на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы республика сможет обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. При этом необходимо рассматривать задачу развития образования как межотраслевую, а результаты развития как комплекс социальных услуг, обеспечивающих ресурсы устойчивого развития территорий республики.
Проект развития образования нацелен на обеспечение государственных гарантий доступности качественного бесплатного образования всех уровней, реализацию принципа непрерывности профессионального образования, повышение эффективности реализуемых образовательных программ и образовательных услуг.
При достижении поставленной цели к 2012 году, будет создан комплекс условий для достижения нового качества образования, отвечающего требованиям инновационной экономики, гражданского общества и конкурентоспособной личности.
С этой целью необходимо в краткосрочной перспективе:
1) реализовать новую экономическую политику в образовании, построенную на эффективном внедрении главных механизмов:
- нормативного подушевого финансирования отдельных образовательных учреждений всех уровней с обеспечением их финансовой автономии в расходовании средств;
- управления субвенциями на формирование фондов оплаты труда и учебные расходы и стимулирующих фондов развития на региональном и муниципальном уровнях;
- введение новой стимулирующей системы оплаты труда, основанной на структурировании профессиональной педагогической, деятельности, дифференциации стоимости этой деятельности («оплата за качество»), увеличение доли стимулирующего фонда в общем базовом объеме оплаты труда, прозрачность установления и рост зарплаты за счет экономии средств и оптимизации видов и качества деятельности;
- создание фондов развития систем образования всех уровней - региональных, муниципальных, межшкольных и т.п., аккумулирующих ресурсы многоканального финансирования и стимулирующих проектно-программную деятельность образовательных учреждений и организаций, муниципальных систем образования;
- обеспечение общественного участия в оценке качества образовательных систем, включая задачи распределения премиальных начислений и стимулирующих надбавок, утверждение и аттестации образовательных программ, программ развития, решения экономических вопросов повышения качества и безопасности условий организации образовательного процесса;
- построение моделей управления качеством образовательных результатов и условий организации образовательного процесса на основе открытых (публичных) докладов учебных заведений, муниципальных и региональной систем образования;
- формирование регионального госзаказа на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования взрослых (повышения квалификации) на конкурсной основе;
- перевод управления бюджетными ресурсами на индикативный принцип управления - бюджет, ориентированный на результат, как на региональном уровне, так и на муниципальных уровнях управления;
- формирование рынка образовательных услуг на реализацию программ дополнительного образования детей и взрослого населения на основе общественного заказа.
2) осуществить структурные и инфраструктурные инновационные изменения в подсистемах образовательной сферы:
- завершение реструктуризации сетей общего образования на основе перехода к сетевым моделям организации образовательного процесса: формирование сетей «магнитных» и центральных школ школьных округов и муниципальных образований, как базовых школ, отвечающих требованиям качественного общего образования; социально-культурных комплексов и ресурсных центров дополнительного и профессионального образования детей и взрослых;
- обеспечение общественного участия в управлении образованием: развитие различных моделей управляющих советов образовательных учреждений и государственно-общественных советов по развитию образования на всех уровнях;
- формирование межмуниципальных сервисных центров и служб, агентских соглашений, обеспечивающих функционирование субрегиональных систем образования;
- формирование межведомственной инфраструктуры защиты детства: центров комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и реабилитации детей и подростков, с ограниченными возможностями здоровья и девиантного поведения;
- реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования на основе их кооперации и интеграции, непрерывности образовательных программ довузовского профессионального образования, перехода на европейские стандарты и квалификационные требования по подготовке специалистов: ресурсные центры профессионального образования, учебно-производственные комплексы и учебные фирмы; исследовательский университетский комплекс со структурными подразделениями довузовского и вузовского образования первой ступени, педагогический университетский комплекс республики;