Товарные стратегии в рамках региональных проектов экономического блока
Проект | Типы товарных стратегий для различных продуктов | |
Стратегия встраивания в существующие товарные цепочки | Стратегия генерации товарных цепочек на базе резидентной экономики | |
Лесная Карелия | - картон упаковочный | - газетная бумага и бумажные мешки |
- целлюлоза | - новые товары и услуги | |
- пиломатериалы | - электронная система лесного кадастра | |
- деловая древесина | - лесные ГИС-технологии и технологии электронного мониторинга состояния лесных ресурсов | |
- консалтинг в сфере лесных технологий | ||
- внедрение новых производственных технологий | ||
Гостеприимная | - существующие турпродукты | - особая экономическая зона туристско-рекреационного типа |
Карелия | - объекты инфраструктуры туризма | - информационные туристские порталы, туристские ГИС, |
- франчайзинговые сети | электронные системы бронирования | |
- электронные системы обслуживания | - туристский консалтинг | |
(электронные платежные системы, | - новые турпродукты | |
обслуживание кредитных карт) | ||
Недра Карелии | - блочный камень | - новые материалы (хром, шунгит и др.) и товары, созданные на их |
- щебень | основе | |
- гравий | - электронные системы земельных кадастров, кадастров природных | |
- песок | ресурсов | |
- другие традиционные продукты | - автоматизированные системы учета и базы данных | |
горнопромышленного комплекса | недропользователей | |
- консалтинг в сфере недропользования | ||
- внедрение новых технологий и техники в горном комплексе | ||
- ГИС-технологии и электронный мониторинг ресурсов недр |
Также к этой группе проектов отнесены федеральные инфраструктурные проекты, реализуемые на территории Карелии. В топливно-энергетическом комплексе перспективным является реализация разрабатываемого в настоящее время по заданию ОАО «Газпром» проекта «Обоснование инвестиций в комплексное освоение Штокмановского ГКМ». Капитальные вложения в комплексное освоение месторождения составят порядка 41-72 млрд.долл.США, в том числе по Республике Карелия - 2-3 млрд.долл.США.
В результате реализации намечаемой деятельности будет осуществляться добыча природного газа на месторождении, производство сжиженного природного газа (СПГ) и транспортировка части природного газа вглубь страны по проектируемому газопроводу Видяево - Волхов общей протяженностью 1356,5 км. На территории Республики Карелия предполагается строительство участка магистрального газопровода протяженностью 704,5 км и 2-5 компрессорных станций, а также соответствующей инфраструктуры.
В разрабатываемых материалах предусматривается комплекс природоохранных мероприятий в строительный и эксплуатационный периоды, а также учитываются экологические ограничения реализации намечаемой деятельности.
Стратегическая значимость проекта состоит в том, что освоение запасов Штокмановского ГКМ даст возможность создать новую ресурсную базу газовой промышленности России и региональную основу для газоснабжения отечественных и зарубежных потребителей. Для экономики Республики Карелия появятся новые стратегические рубежи- инвестиции в экономику и производство, строительство, коммунально-бытовой сектор, налоговые поступления в бюджет, создание рабочих мест, устойчивое снабжение энергоресурсами.
Общая потребность в строительных рабочих основных специальностей для реализации проекта составляет:
для строительства линейной части газопровода - 5300 человек;
для строительства компрессорных станций - 1650 человек.
Строительство будет осуществляться специализированными строительными организациями вахтовым методом.
Реализация проекта позволит:
привлечь на территорию крупные инвестиции, что должно положительно сказаться на уровне жизни местного населения и повышении деловой активности;
получить налоговые поступления от эксплуатации объектов, расположенных на территории республики, которые оценочно составляют более 2 млрд. долларов США;
с 2016 года начать газификацию потребителей республики по трассе газопровода Видяево-Волхов, что является важным аспектом развития региона;
решить социально-экономические проблемы региона посредством обеспечения занятости населения. Планируется создание в республике от 400 до 700 постоянных рабочих мест в зависимости от проектного решения по количеству компрессорных станций. Вопросы подготовки кадров будут решаться совместно с ОАО «Газпром»;
обеспечить рост производства в смежных отраслях.
В республике произведена оценка местных сырьевых ресурсов для производства местных видов топлива в разрезе муниципальных образований (рис.27, 28, 29). Определены муниципальные образования, на территории которых возможна организация производства местных видов топлива в больших объемах, позволяющих значительно снизить или исключить использование привозных видов топлива (каменный уголь, нефтепродукты).
В настоящее время в республике из 454 котельных, обеспечивающих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы, биотопливо используется на 240 котельных (51 % от общего числа котельных), обеспечивающих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы.
В целях обеспечения дальнейшего снижения объемов внешних поставок топлива в Республику Карелия и развития топливной отрасли республики в республике разработана Концепция региональной целевой программы активного вовлечения в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на период до 2010 года и в перспективе до 2020 года.
Рис. 27 Возможности обеспечения древесным топливом
Рис.28 Возможности обеспечения топливным торфом
Рис. 29 Структура запасов и потребления местных видов топлива
С целью эффективного использования знания и образования как важнейших (стратегических) ресурсов реализуется региональный проект «Новая Карелия» (рис. 30).
При выработке мер государственного регулирования основное внимание следует уделить мерам по увеличению «инновационных» инвестиций, в частности, по созданию и обеспечению роста числа новых фирм с качественными ресурсами в рамках компаний территориально-производственных кластеров. Для инвестиций и модернизации активов требуется развитие соответствующей инфраструктуры, включая: развитие инвестиционных институтов; формирование эффективного рынка ценных бумаг для повышения капитализации активов организаций и населения; стимулирование деловой и инвестиционной активности эмитентов и иных экономических субъектов в сфере слияний, прямых и портфельных инвестиций; развитие ипотечного кредитования через облигационные займы с ипотечным обеспечением; создание региональных финансовых компаний по сопровождению инвестиционных проектов и т.д.
Учитывая наличие иностранной компоненты, в системе мероприятий предусматриваются действия по созданию инфраструктуры, понятной и привычной иностранному инвестору, способной комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, а также региональных соискателей инвестиций. Необходимо обеспечить возможность оказания информационных, консалтинговых, ипотечных, лизинговых и других услуг инвесторам и региональным соискателям инвестиций, координирование деятельности региональных инвестиционных институтов, эффективное использование инструментария для привлечения дополнительных ресурсов.
Поскольку увеличение добавленной стоимости происходит во многом за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения информационно-коммуникационных технологий, то достичь заявленных стратегических целей можно благодаря созданию и поддержке учебных заведений, формированию своего научного и исследовательского потенциала, созданию высококачественной инфраструктуры, повышению эффективности управления внедрением информационных и коммуникационных технологий. С целью эффективного использования знания и образования как важнейших (стратегических) ресурсов реализуется региональный проект «Новая Карелия» (рис. 30).
Начинать данный проект можно в первую очередь в сфере информационных технологий, поскольку имеются производственные мощности, кадры и, самое главное, четкая государственная поддержка. Этот процесс можно осуществить в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» и проекта «Электронная Карелия» (проект ЕС "e-Karelia"). В пределах целевых финансовых средств предполагается повышение качества и эффективности государственного управления, оперативности предоставления государственных услуг, расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления, а также формирование системы стандартов по внедрению ИКТ в управление, разработке и внедрению информационных систем, характеризующихся отношением к информации как стратегическому ресурсу. При этом информационные системы становятся генератором новых идей (инноваций), обеспечивающих конкурентные преимущества территории.