Результаты оптимального сценария
Показатели | 2005 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. |
Динамика ВРП в % к 2005 г. | 100 | 138 | 186 | 240 |
Индекс промышленного производства в % к 2005 г. | 100 | 138 | 180 | 230 |
Инвестиции в % к 2005 г. в сопоставимых ценах | 100 | 145 | 210 | 310 |
Реальные доходы населения в % к 2005 г. | 100 | 140 | 185 | 230 |
Уровень зарегистрированной безработицы (уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению), % | 3,4 | 3,2 | 2,8 | 2,3 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, % | 17,3 | 14,0 | 9,0 | 5,0 |
5. Приоритеты развития республики,
обеспечивающие ее конкурентоспособность
Для того чтобы сконцентрировать средства и ресурсы на решающих направлениях, обозначим приоритеты развития республики и предложим связывающие (объединяющие) территорию проекты и соответствующие виды экономической деятельности, направленные на выпуск конкурентоспособных региональных продуктов.
Успех реализации стратегии во многом зависит от включения республики во внешние системы ценностей, во внешнюю логистику. Таким образом, основной постулат успешного социально-экономического развития республики: быть необходимой - на основе своей уникальности (непохожести) - России, другим странам и регионам в осуществлении культурных и хозяйственных связей.
Стратегическим фактором для России является приграничное положение Республики Карелия на северо-западе России. Через Карелию и посредством Финляндии происходит интенсивный процесс сближения России с северо-европейским сообществом.
Республика Карелия активно осуществляет международное сотрудничество с Финляндией, Швецией и Норвегией на уровне двусторонних связей республики с губерниями и союзами коммун, на уровне муниципалитетов, организаций и граждан. Также развивается сотрудничество на договорной основе со штатом Вермонт (США) и с префектурой Илиа (Греция). Этому способствует значительное количество пунктов пропуска (международный воздушный пункт пропуска «Петрозаводск», три международных автомобильных пункта пропуска, два международных железнодорожных пункта пропуска, 8 пунктов упрощенного пропуска). Карельский участок (798 км) является самым протяженным на российско-финляндской границе. Развитая приграничная и таможенная инфраструктура, а также проекты, осуществляемые в рамках «Еврорегиона Карелия», демонстрируют уникальный опыт приграничного взаимодействия соседних территорий. Карелия является давним и активным участником программ Совета Министров Северных стран и Баренцева сотрудничества, осуществляет в 2005-2007 г.г. функции председателя Регионального Совета Баренцева Евро-Арктического региона. В 2003 г. Республика Карелия признана Европейским регионом года.
Таким образом, в силу культурной, исторической и этнической самобытности, а также благодаря своему геополитическому положению территория республики играет роль своеобразной зоны взаимовлияния и взаимообогащения двух культур - российской и западной.
Поэтому региональная идентичность Карелии может быть выражена идеей:
«В контексте европейского выбора России Карелия - территория эффективной интеграции лучшего российского и мирового опыта в области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды на основе взаимовыгодного партнерства; территория взаимодействия культур (деловой, трудовой, технологической, национальной и т.д.) России и Северной Европы на основе равных возможностей.
В документах Евросоюза основными условиями конкурентоспособности территорий названы человеческий капитал, инфраструктура и инновации (имеющие значение в смысле «экономики знаний»). Поэтому в силу необходимости интеграции в европейское пространство, объективно обусловленной приграничным положением, формирование этих условий для республики является приоритетным.