В соответствии с Концепцией «Возрождение Карелии» на период до 2012 года основная концептуальная идея социально-экономического развития республики сформулирована следующим образом:
Республика Карелия - приграничный российский регион, развивающийся на принципах открытой социально-ориентированной рыночной экономики, использующий свое геоэкономическое положение, человеческий капитал и природные ресурсы в целях создания условий для развития эффективной экономики и роста качества жизни населения.
Актуальность данного подхода сохраняется и на более долгосрочную перспективу.
Вместе с тем, в соответствии с Доктриной развития Северо-Запада России Карелия классифицируется как сырьевая провинция Северо-Запада. Сохранение за республикой в долгосрочной перспективе такого статуса становится препятствием для концентрации на территории ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, культурных ценностей и т.д. Нерешенность этой проблемы не позволит республике стать эффективным элементом каркаса пространственной организации России.
На период до 2020 года необходимо определить экономическую стратегию ответов на вызовы в условиях усиления процессов глобализации, возрастающей конкуренции за ресурсы и факторы производства, в преддверии вступления России в ВТО. Последнее обстоятельство имеет существенное значение для интенсивного сбалансированного развития республики как приграничного региона и закрепления его на глобальном рынке в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых и других обменов.
Если Республика Карелия не находит адекватного ответа на вызовы, то ее развитие происходит в соответствии с планами внешних субъектов. Республика, являясь приграничным регионом и располагая определенными природными ресурсами, представляет собой объект заинтересованности со стороны субъектов международного и российского уровня. При встраивании республики в чужую идеологию и подчинении сторонним интересам можно ожидать постепенный перенос центров управления развитием территории за ее пределы. Этот процесс будет сопровождаться мотивом встраивания в систему международного разделения труда под надзором и опекой со стороны более развитых соседей. При отсутствии активных действий со стороны РФ и РК экономические, социальные и внешнеполитические интересы фактически будут навязываться внешними субъектами. Данное обстоятельство предопределяет дальнейшую последовательность действий и событий, в результате которых республика сохраняет статус сырьевой провинции, территориальный каркас формируется как ресурсно-ориентированнный (рис. 20):
1) приграничное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Республики Карелия будут ориентироваться, преимущественно, на добычу и поставки сырья;
2) инфраструктурный комплекс будет ориентироваться на развитие инфраструктуры сырьевых территорий и развитие транзита ресурсов;
3) развитие получат лишь территории, связанные с добычей ресурсов и их первичной переработкой (или предпродажной подготовкой). На аутсорсинг местным предприятиям будут передаваться только технологические операции, создающие незначительную добавленную стоимость;
4) размещение производительных сил будет происходить в направлении сворачивания перерабатывающих производств. Инвестиции будут вкладываться в развитие сырьевых производств и приобретение мобильных ресурсодобывающих комплексов (лесозаготовительной, карьерной техники). В долгосрочной перспективе освоение территории примет вахтовый характер;
5) для обеспечения модели экономики (не ориентированной на комплексное и рационального ресурсопользование) будут сформированы кадастры ресурсного потенциала территории. При этом капитализация добываемых ресурсов будет осуществляться за пределами республики - добавленная стоимость будет оставаться в центрах их переработки, доходы от торговли продукцией - в торговых центрах;
6) в конечном итоге на территории остается минимум трудовых ресурсов и населения, необходимого для выполнения технологических операций по добыче и первичной переработке, предпродажной подготовке ресурсов, по обслуживанию добывающих производств и содержанию необходимых инфраструктурных объектов. В перспективе следует ожидать значительного увеличения оттока населения и, прежде всего, молодежи.
Обеспечить повышение качество жизни населения республики возможно только за счет максимального использования потенциала территории, сбалансированного развития экономики.
Стратегической целью социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года является повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов.
Для обеспечения достижения стратегической цели ставятся следующие задачи:
1) усиление роли Республики Карелия как приграничного региона на Северо-Западе России в экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии России со странами Севера Европы и Европейского Союза;
2) модернизация социальной сферы и развитие человеческого капитала;
3) формирование эффективных рынков земли и собственности, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности республики и развития предпринимательской деятельности;
4) модернизация инфраструктуры и совершенствование пространственной организации республики, концентрация и распределение по территории ресурсов будущего;
5) технологическая модернизация и диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности республики на основе развития традиционных и инновационных секторов с учетом тенденций мировой экономики и роста внутреннего потребления;
6) совершенствование системы государственного управления развитием республиканской экономики и социальной сферы;
7) развитие гражданского общества и частно-государственного партнерства;
8) укрепление имиджа Республики Карелия как российского региона с развитым информационным пространством и гражданским обществом, привлекательного для проживания, сотрудничества и инвестирования.
Чтобы обеспечить заявленную цель - достижение высокого качества жизни населения - необходимо существенно повысить производительность труда и капитала. Это невозможно сделать без концентрации ресурсов в тех областях, где улучшение принесет наиболее значимые результаты по ключевым позициям бизнеса или отношениям с другими субъектами. Это невозможно сделать без соответствующих структурных изменений в экономике республики, без концентрации усилий на поиске постиндустриальных источников развития. Это невозможно сделать без встраивания республики в новую пространственную структуру России в качестве приграничного опорного региона.
Базовым условием реализации стратегии является переход к новой промышленной политике на основе взаимодействия науки, бизнеса и государства. При этом обеспечение конкурентоспособности региона и реализация его экономического потенциала рассматривается в разрезе рынков и осуществляются за счет:
- концентрации усилий на точках роста (зоны интенсивного экономического развития) и концентрации инвестиций в важнейших базисных секторах экономики региона с обеспечением высокой ценности выпускаемого товара;
- формирования каркаса развития, инфраструктуры и системы расселения, обеспечивающих устойчивость пространственного развития;