Основной экономический механизм реализации Стратегии - экономическая политика, территориальное планирование и государственная финансовая поддержка. К экономическим механизмам относится также проведение многоцелевого мониторинга реализации Стратегии и оценка эффективности реализации поставленных целей и задач. В ходе реализации Стратегии может возникнуть потребность внесения корректив в развитие стратегических направлений.
В настоящее время разработка Стратегии совпала с изменением федерального законодательства по организации государственного управления и местного самоуправления. Федеральные инициативы устанавливают новую конструкцию власти: полномочия, функции, ответственность государственной и муниципальной власти, форматы взаимодействия. В рамках формируемой методологии государственного планирования необходимо совершенствование системы управления и планирования с целью сокращения сроков и качества принятия решений, обеспечения эффективности осуществления долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ.
Органическая связь перспективных и текущих планов обеспечивается общностью целей и путей решения экономических и социальных задач в рамках Стратегии развития Республики Карелия, единой методологий планирования, согласовывающей Стратегию на государственном и муниципальном уровнях, а также координирующей решения и действия субъектов, направленных на преодоление технологической неоднородности экономики и осуществление крупных экономических проектов.
Планы осуществляются путем формирования и реализации региональных целевых программ, с проработкой возможности участия со стороны федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы и использования других инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета. В то же время это не только расходы, но и в большой степени инструмент для повышения эффективности существующих расходов за счет институциональных и иных решений, осуществляемых в рамках системы мер экономической и социальной политики республики.
В комплекс региональных программ по обеспечению реализации стратегии развития входит и система мероприятий кадрового обеспечения, основными задачами которой являются: организация системы повышения квалификации, переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации проектов и программ развития территории и организация управленческого консультирования.
К другим механизмам реализации Стратегии относятся:
правовой механизм;
механизм самофинансирования;
механизм согласования с российскими и международными форматами;
механизм координации субъектов регионального развития и достижения общественного согласия.
Правовой механизм реализации Стратегии включает следующие сферы: социально-экономическое развитие территории, тарифы субъектов монополий, предпринимательская деятельность, инвестиционный процесс, градостроительная деятельность, общественные финансы и межбюджетные отношения, внедрение БОР, частно-государственное партнерство (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам и т.д.), местное самоуправление и другие вопросы. Предусматривается изменение действующих и разработка новых нормативных правовых актов Республики Карелия, направленных на обеспечение реализации Стратегии по всем направлениям деятельности органов государственной власти республики, а также подготовка предложений по совершенствованию федеральной нормативно-правовой базы.
Реализация инвестиционных проектов осуществляется через механизм самофинансирования со стороны осуществляющих эти проекты субъектов хозяйственной деятельности. Отбор наиболее эффективных проектов, соответствующих стратегическим приоритетам, и поддержка их Правительством Республики Карелия, осуществляется в рамках формирования региональных целевых программ.
Согласование Стратегии Республики Карелия с российскими и международными форматами необходимо, поскольку при стратегическом управлении предусматривается выход за административные границы, а также осуществление совместных (с другими субъектами управления в рамках транснационализации экономики) проектов.
Механизм координации субъектов регионального развития и достижения общественного согласия при реализация Стратегии в целом и отдельных проектов предполагает:
согласование основных направлений экономической политики между государством и участниками рынка, определение необходимых и приемлемых форм снятия барьеров со стороны государства и ответных шагов участников рынка;
принятие взаимных гарантий соблюдения правил игры всеми сторонами (в рамках гражданского общества);
установление легитимных механизмов контроля за соблюдением договоренностей и разрешения конфликтов.
Для реализации Стратегии республиканской власти в соответствии с Концепцией административной реформы Российской Федерации в 2006-2008 годах и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р и Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249, формируется благоприятная институциональная среда, определяющая экономический порядок и форматы действенных соглашений, доступные и понятные правила игры.