Действующий

О целевой программе "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы"


Таблица 9

Существующая структура потребления местных видов топлива (по 2005 году)
в разрезе муниципальных образований Республики Карелия

Муниципальные образования

Всего

Дрова

Щепа

Торф

тонн условного топлива

тонн условного топлива

объем, тысяч кубических метров

тонн условного топлива

объем, тысяч

насыпных кубических метров

тонн условного топлива

объем, тысяч тонн

Сортавальский муниципальный район

4923

4283

16100

640

5819

Кемский муниципальный район

12450

11171

41997

1279

11625

Питкярантский муниципальный район

6321

2723

10238

3598

32708

Беломорский муниципальный район

1006

1006

3782

Калевальский национальный район

7800

6905

25957

895

8140

Костомукшский городской округ

479

479

1800

Лахденпохский муниципальный район

11698

10821

40680

877

7973

Лоухский муниципальный район

9317

9317

35028

Медвежьегорский муниципальный район

28948

25769

96876

3179

28903

Муезерский муниципальный район

8852

6666

25060

2186

19874

Олонецкий национальный муниципальный район

4029

3874

14565

155

1407

Прионежский муниципальный район

12290

9385

35283

2905

26409

Петрозаводский городской округ

5124

1330

5000

3794

34491

Пряжинский муниципальный район

14623

14623

54972

Пудожский муниципальный район

22524

22524

84677

Суоярвский муниципальный район

20955

18151

68236

1779

16176

1025

2500

Кондопожский муниципальный район

5594

5594

21031

Сегежский муниципальный район

7313

7313

27493

Всего по республике

184246

161934

608775

21287

193525

1025

2500


Рисунок 12. Структура потребления местных видов топлива в 2005 году  по Республике Карелия

На основании приведенных выше исследований определен эффект от замещения привозных видов топлива местными видами топлива - рисунок 13

.Рисунок 13. Эффект замещения привозных видов топлива местными ресурсами Республики Карелия в тоннах условного топлива

Перечень муниципальных образований, указанных на рисунке 13.

1.

Сортавальский муниципальный район;

2.

Кемский муниципальный район;

3.

Питкярантский муниципальный район;

4.

Беломорский муниципальный район;

5.

Калевальский национальный район;

6.

Костомукшский городской округ;

7.

Лахденпохский муниципальный район;

8.

Лоухский муниципальный район;

9.

Медвежьегорский муниципальный район;

10.

Муезерский муниципальный район;

11.

Олонецкий национальный муниципальный район;

12.

Прионежский муниципальный район;

13.

Петрозаводский городской округ

14.

Пряжинский муниципальный район;

15.

Пудожский муниципальный район;

16.

Суоярвский муниципальный район;

17.

Кондопожский муниципальный район;

18.

Сегежский муниципальный район.

          

На основании представленной информации возникают выводы:

1. Запас местных топливно-энергетических ресурсов выражен неравномерно с преобладанием торфяных ресурсов - 84 процента, отходы лесозаготовок - 9 процентов и дрова 7 процентов. При потреблении республикой в 2005 году 785926 тонн условного топлива, энергетический потенциал торфа для ежегодного потребления составляет 2767933 тонн условного топлива или 352 процента от потребности республики, потенциал отходов лесозаготовок составляет 288284 тонн условного топлива или 37 процента потребности Республики Карелия и дровяной потенциал - 224575 тонн условного топлива или 29 процентов потребности. Общий потенциал местного топлива составляет свыше 3 миллионов тонн условного топлива или 385 процентов.

2. Запас торфа в Беломорском и Кемском муниципальных районах составляет порядка 34 процентов от общего запаса торфа Республики Карелия. Как отмечалось выше, непосредственное сжигание торфа невозможно, но по указанным районам возможна на перспективу организация производства и экспорта "белого" торфа для сельскохозяйственных нужд, а также в перспективе возможен вариант организации производства жидкого топлива (теплотворная способность 5000-6000 килокалорий на 1 килограмм, выход топлива - 60 процентов от сухой массы) посредством "быстрого пиролиза". Запасы торфа Сегежского муниципального района разведаны, но требуются дополнительные исследования по определению топливных качеств торфа.

3. При преобладающем топливном потенциале торфяного сырья, потребление его в балансе республики составляет 0,1 процента, что говорит о недостаточном изучении вопросов потребления торфа, недостатке промышленных мощностей по заготовке и хранению торфа, в неустойчивых природно-климатических условиях Республики Карелия необходимо научное обеспечение вопросов заготовки и хранения торфа, транспорта и логистики. Необходимо восстанавливать и развивать это направление промышленности.

4. Потребление привозного топлива по Республике Карелия составляет порядка 24 процентов, практически за счет использования его в промышленно развитых городах и соответственно районах республики. Однако, как было сказано выше, возможности для перевода котельных на местное топливо существуют и необходим тщательный мониторинг котельных по использованию потенциала местных топливно-энергетических ресурсов.

5. Структура потребления местных видов топлива характеризуется преобладанием потребления дров - 87,89 процента, то есть преобразование топлива для механизации и автоматизации процессов в котельных практически не производится. Это объясняется тем, что примерно 66 процентов потребления дров расходуется на отопление жилищного фонда. Тем не менее, при тенденции укрупнения промышленных центров республики, уровень потребления дров на отопление жилья в отдаленных поселках будет систематически снижаться, а потребность в тепловой энергии промышленных центров расти.

6. При замещении привозных видов топлива возникают вопросы обеспеченности районов местными видами топлива. Так, на момент разработки Программы недостаток в дровяном сырье испытывают Кемский, Лахденпохский, Сортавальский муниципальные районы, а запаса дров Калевальского национального района и Муезерского муниципального района хватает для обеспечения собственных потребностей в топливно-энергетических ресурсах.

7. Энергетический потенциал экономически доступных отходов лесозаготовок в разрезе районов покрывает собственную потребность в привозных топливно-энергетических ресурсах Лоухского, Медвежьегорского и Муезерского муниципальных районов; а вместе с дровами - Прионежского, Пряжинского, Пудожского и Суоярвского муниципальных районов.

8. При возможном использовании в совокупности всего потенциала местного топлива не обеспечивают собственные потребности в топливно-энергетических ресурсах: муниципальные районы - Кемский, Беломорский, Сортавальский, городские округа - Костомукшский и Петрозаводский.

9. Производство облагороженного топлива (древесные и торфяные брикеты) позволит решить вопросы отопления при климатических колебаниях, дефицита ресурсов внутри республики. Для решений этих вопросов необходимы научные исследования с целью оптимального расположения производственных мощностей и складов хранения.

10. Увеличение предприятий, использующих низкокачественную древесину для плитного производства, увеличит конкуренцию в потреблении дров и позволит использовать практически всю дровяную древесину в зоне экономической доступности. Так открытое акционерное общество "Карелия ДСП" потребляет 220 тысяч кубических метров в год, черпая сырье в Медвежьегорском, Пудожском, Прионежском и Кондопожском муниципальных районах с перспективным доведением до 300 тысяч кубических метров в год. Экспертно определена возможность строительства в республике плитных заводов с возможным потреблением сырья до 270-400 тысяч кубических метров в год.

11. Тенденции к устойчивому лесопользованию и сокращению возраста рубок также постепенно приведет к снижению объема дров в республике. Например, в Финляндии количество дров составляет менее 2 процентов к объему рубок. Поэтому необходимо решать вопросы по заготовке и переработке всех отходов лесозаготовок в совокупности (в том числе пнево-корневой древесины, которая составляет 10-15 процентов от объемов рубок).

12. При формулировании выводов определена необходимость научно-методического обеспечения устойчивого функционирования топливно-энергетического комплекса Республики Карелия для решения вопросов:

научно обоснованной оценки потребностей в повышении эффективности обеспечения сырьевыми ресурсами объектов жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия;