Сырьевые риски (вызовы)
Как показал анализ, в Республике Карелия имеется серьезный потенциал местных возобновляемых топливно-энергетических ресурсов, прежде всего торфа и дров. Их наличие, а также необходимость обеспечения сырьевой безопасности региона, уменьшения зависимости от привозных ископаемых видов топлива, обеспечения стабильности поставок тепла населению и в социальную сферу, особенно лесных и сельских поселков, определяют необходимость развития в республике топливной отрасли, основанной на местных видах сырья.
Однако реализация такого подхода требует учета всех факторов внешней и внутренней среды и, прежде всего, учета сырьевых рисков.
При разработке Программы и мер по ее реализации определены следующие сырьевые риски (вызовы):
в связи с неравномерным распределением ресурсов дров по территории Республики Карелия (Костомукшский городской округ, Кемский муниципальный район), их объем может покрыть только часть потребностей котельно-печного оборудования жилищно-коммунального хозяйства районов в местных топливно-энергетических ресурсах;
до 60 процентов лесосечных отходов используется для укрепления трелевочных волоков;
значительные затраты на заготовку лесосечных отходов;
в последние годы появились возможности альтернативного использования низкосортной древесины, прежде всего в плитном производстве (открытое акционерное общество "Карелия-ДСП" использует около 220 тысяч кубических метров в год дров и технического сырья с предполагаемым доведением до 300 тысяч кубических метров в год), имеется возможность строительства плитных заводов с потреблением сырья до 270-400 тысяч кубических метров в год;
приход в лесной комплекс Республики Карелия иностранных фирм ("Икея" - в Костомукшский городской округ и Калевальский национальный район и "Стора-Энсо" - в Питкярантский муниципальный район и Олонецкий национальный муниципальный район) также уменьшит возможности получения дровяного сырья, часть которого будет поставляться за рубеж;
создание целевого хозяйства по выращиванию балансовой сосновой древесины в зоне действия ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" приведет в перспективе к изменению структуры заготовляемой древесины и уменьшению объемов дров;
в дождливые сезоны усложнится решение проблем хранения и использования торфа и, при нерешенности этих вопросов, возможны потери сырья;
торфяные месторождения Кемского, Беломорского и Сегежского муниципальных районов для использования в качестве топлива при существующих технологиях сжигания не пригодны из-за низкой степени разложения торфа.
Ответом на эти вызовы (риски) может быть:
научно обоснованный подход к планированию и проведению мероприятий по организации освоения и использования местных видов топлива;
внедрение прогрессивных технологий и техники на заготовке-транспортировке-хранении лесосечных отходов и торфа;
перспективные возможности по доведению лесозаготовок до объемов расчетной лесосеки;
ожидаемое при введении подписания Киотского договора по аналогии с мировыми тенденциями государственного стимулирования (регулирования) производителей и потребителей биотоплива (уменьшение или освобождение от определенных видов налогов, выделение субсидий, грантов, применение специальных схем финансирования, дифференцированное налогообложение топлив, включая налогообложение (акцизы) на фоссильные топлива);
облагораживание древесного топлива путем его переработки на щепу;
осознание того, что необработанная древесина является стратегическим сырьем страны и введение (увеличение) таможенных пошлин на вывоз всех видов необработанной древесины;
развитие в Республике Карелия торфяной отрасли и ее инфраструктуры.
Анализ показал необходимость комплексного развития в Республике Карелия топливной отрасли, основанной на местных топливно-энергетических ресурсах и передовых научно-технических решениях, в том числе с использованием зарубежного опыта.
Исходя из этого, необходимо системное государственное регулирование, включая законодательное участие в решении проблем освоения и использования местных ресурсов биологического топлива.
При реализации такого подхода нужен значительный объем работ и соответствующее финансирование с участием средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также средств предприятий, направляемых на развитие внутриреспубликанской топливной отрасли, сокращение дотаций на теплоснабжение бытовых потребителей и потребителей социальной сферы, организацию производства котельного оборудования, работающего на биотопливе, на базе машиностроительного комплекса республики, создание региональной и межрегиональной инфраструктуры рынка котельных, машин и механизмов по заготовке и облагораживанию торфа и низкосортной древесины, использованию их в виде брикетов, пеллет, технологической щепы.
Важнейшими результатами государственного участия при этом должны быть: сдерживание роста цен на поставляемое населению и объектам социальной сферы тепло, сокращение зависимости от привозных видов топлива и обеспечение стабильных поставок тепла объектам социальной сферы и населению, надежное и эффективное снабжение тепловой энергией лесных и сельских поселков республики; использование более дешевого и экологически чистого топлива, повышение инвестиционной привлекательности местной топливно-энергетической промышленности.