Реализацию региональной целевой программы предусматривается осуществлять на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном действующим законодательством порядке.
Важнейшей особенностью является реализация системно-целевого принципа построения целевой программы, в соответствии с которым структура Программы (перечень разделов) определяется стратегическими целями и задачами государственной национальной политики в Республике Карелия и Российской Федерации. Концепция устанавливает, что региональная целевая программа состоит из четырех разделов, соответствующих приоритетным целям государственной национальной политики в Республике Карелия, а каждый раздел включает несколько подразделов, соответствующих основным направлениям (задачам) достижения указанных целей.
Программно-целевое планирование в сфере государственной национальной политики предполагает включение в региональную целевую программу проектов и комплексов мероприятий, направленных на:
решение системных проблем в области этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития республики;
формирование единого этнополитического, этносоциального и этнокультурного пространства;
повышение уровня толерантности, противодействие этнополитическому этносоциального, этнокультурного и этнорелигиозному экстремизму;
гармонизацию национальных и конфессиональных отношений социальная адаптация переселенцев, мигрантов и иммигрантов в Республике Карелия;
повышение уровня удовлетворения духовных потребностей граждан.
Национальное многообразие Карелии, являющееся фактором ее устойчивого социально-экономического развития, делает невозможным решение этнополитических, этносоциальных и этнокультурных проблем изолировано, в отдельных муниципальных образованиях или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнополитической, этносоциальной и этнокультурной деятельности, обусловливает необходимость применения программных методов.
Программа основывается на том, что национальное многообразие Карелии и России в целом является необходимым элементом их международного имиджа, неотъемлемой частью мирового духовного наследия. Вместе с тем фундаментальным положением Концепции является направленность на воспитание у граждан различной этнической принадлежности общероссийской идентичности.
Программа предполагает необходимость рассмотрения проектов и комплексов мероприятий, предлагаемых для включения в региональную целевую программу на альтернативной основе и концентрацию ресурсов на ограниченном числе таких проектов и мероприятий по всем видам деятельности внутри большинства разделов региональной целевой программы.
Условием отбора проектов, государственная поддержка которых будет осуществляться через региональную целевую программу, является их особая этнополитическая, этносоциальная и этнокультурная значимость, инновационность, международный, межрегиональный, региональный и межмуниципальный характер, инфраструктурный потенциал, перспективы последующей реализации проекта и его потенциал для активной этнополитической, этносоциальной и этнокультурной деятельности.
Отбор этнокультурных программ, проектов и мероприятий, направленных на реализацию приоритетных целей, выбор исполнителей указанных проектов производятся на основе открытых конкурсных процедур в установленном порядке.
В случае авторских проектов конкурсные процедуры в отношении выбора исполнителей не проводятся. В этом случае конкурсные процедуры проводятся лишь в отношении выбора исполнителей заказа.
Кроме государственных структур на развитие этнополитической, этносоциальной и этнокультурной ситуации в Республики Карелия оказывают влияние малый, средний, а иногда и крупный бизнес, общественные объединения, благотворительные фонды и другие хозяйствующие субъекты. Программа исходит из целесообразности установления партнерских отношений государственного заказчика программы с любыми юридическими лицами, осуществляющими этнополитические, этносоциальные и этнокультурные программы, ориентированные на стратегические установки и приоритеты региональной целевой программы «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений, формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы» («Карелия - территория согласия»).
Для обеспечения открытости принятия управленческих решений, проведения конкурсных процедур отбора проектов и мероприятий Программы, обеспечения привлечения институтов гражданского общества к управлению Программой, создается экспертный совет в составе авторитетных специалистов в сфере национальных и конфессиональных отношений и представителей органов исполнительной власти, осуществляющий конкурсный отбор мероприятий и проектов Программы на основе методики, разрабатываемой и утверждаемой государственным заказчиком Программы, и общественного совета, состоящего, преимущественно, из представителей общественных объединений.
Учитывая этнополитический, этносоциальный и этнокультурный характер Программы и необходимость участия в ее реализации институтов гражданского общества - национально-культурных автономий, национальных и религиозных общественных объединений, общественный совет на своих заседаниях рассматривает ход исполнения Программы и принимает рекомендации по совершенствованию реализации проектов и мероприятий Программы.
Деятельность экспертного и общественного советов осуществляется на основе положений, утвержденных Министерством Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями.
Межотраслевой характер разрабатываемой Программы позволит существенно повысить эффективность реализуемых в ее рамках проектов и мероприятий и оказать максимальное воздействие на позитивное развитие социальных процессов в республике.
На основании предложенных структурных решений разрабатывается конкретный перечень мероприятий, входящих в состав Программы, и их необходимое финансово-экономическое обоснование. При составлении перечня учитываются предложения и мнение республиканских органов государственной власти, религиозных и национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, учреждений науки, образования, культуры, спорта, здравоохранения, социального развития и других участников.