Существуют непрограммные варианты решения проблем в этнополитической, этносоциальной и этнокультурной сфере, например:
а) последовательное, невзаимосвязанное решение основных проблем в сфере государственной национальной политики и этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития через реализацию отраслевого принципа реализации целей;
б) реализация принципа полного государственного обеспечения потребностей сферы государственной национальной политики и этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития.
Эти варианты характеризуются следующими рисками.
Вариант последовательного, но невзаимосвязанного (некомплексного) отраслевого решения. Примером этого могут являться события в г. Кондопоге.
Вариант полного государственного обеспечения потребностей сферы государственной национальной политики в Республике Карелия не может быть реализован в силу ресурсных ограничений региональной экономики и риска некорректного определения этих потребностей. Например, если учитывать, что согласно Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Карелия проживают представители более 150 национальностей, реализация этого варианта потребовала бы разработку более сотни подпрограмм в рамках разрабатываемой региональной целевой программы «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений, формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы» («Карелия - территория согласия») (далее - Программа).
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные: с недостатками в управлении Программой; с неверно выбранными приоритетами развития национальной политики.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов государственной национальной политики (территориальные управления федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, органы исполнительной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления муниципальных образований), что может привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств. Этот риск усиливается в случае отсутствия эффективной системы координации усилий органов исполнительной власти разных уровней с социально ответственным бизнесом, обеспечивающим внебюджетную часть финансирования Программы.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий (и объема их финансирования), что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации в этнокультурной сфере.
Изменения в приоритетах государственной национальной политики, в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества могут стать причиной как внеплановой коррекции частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность уже затраченных бюджетных средств, так и пересмотру ряда программных индикаторов, направлений реализации Программы.
Изменения в законодательстве Российской Федерации и Республики Карелия могут повлечь значительные изменения в структуре и содержании Программы, принципах ее ресурсного обеспечения, механизмах реализации.
Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с указанными рисками, в структуре управления Программой предусмотрено создание экспертного совета по проведению конкурсных процедур и общественного совета по планированию, координации и анализу реализации Программы.