Программа является механизмом координации государственной национальной политики, выработки региональной стратегии этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития, поддержки диалога между государственными органами власти и общественными, национальными и религиозными объединениями. Отсутствие скоординированной политики может привести к проблемам в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и общественного согласия, территориальной целостности, единства правового пространства. Отсутствие регулярного мониторинга этнополитической и этносоциальной ситуации затрудняет прогнозирование и последующую нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению конфликтов на национальной почве.
Бессистемная работа с вызовами времени, новыми процессами развития общества, отказ от использования программно-целевого метода приведут к дальнейшей эскалации насилия и распространению напряженности.
Кроме того, Россия имеет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, этнических и религиозных прав и свобод граждан, что зафиксировано в ратифицированных Российской Федерацией международных соглашениях, хартиях, конвенциях, других правовых актах.
Практическая сторона реализации мер национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национальных и конфессиональных организаций. Ощущается необходимость в совершенствовании механизма работы с такими структурами, отвечающими потребностям современного российского общества. Необходимо более активное вовлечение национальных и конфессиональных объединений в социальные программы, такие как содействие детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, профилактика негативных явлений в молодежной среде, оказание помощи престарелым и инвалидам, социализация мигрантов различной этнической принадлежности и другое.
В настоящее время сложилась ситуация, когда национальные объединения обращаются к государству в основном только с целью получения материальной поддержки на разовые мероприятия, при этом не осуществляется комплексного развития, не разрабатываются программы, которые могли бы в дальнейшем обеспечивать финансирование национально-культурных автономий. Общественные организации воспринимают государство как донора, а не инвестора, что порождает иждивенчество и замедляет процессы развития ответственных институтов гражданского общества.
При отсутствии программно-целевого механизма можно прогнозировать: сохранение негативных тенденций в развитии взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества; невысокий уровень участия институтов гражданского общества в решении актуальных проблем российского общества; продолжение бессистемной работы органов государственной власти в реализации национальной политики в режиме «пожарной команды» и как результат неудовлетворение этнополитических, этносоциальных и этнокультурных потребностей народов Карелии, рост проявлений экстремизма и нетерпимости, межнациональных конфликтов; ситуативное финансирование государством последствий межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а не их профилактики, что приводит к избыточным финансовым издержкам бюджетов на порядок большим, чем требуется для профилактических мер.