ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 сентября 2006 года N 275р-П
[Об одобрении Концепции региональной целевой программы
"Активное вовлечение в топливно-энерегетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энерегетических ресурсов на 2006-2010 годы"]
1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы" (далее - Концепция).
2. Определить Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства государственным заказчиком региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы" (далее - Региональная программа).
3. Установить общие затраты на финансирование мероприятий Региональной программы в сумме 102,6 млн.рублей, в том числе за счет бюджетных кредитов, предоставляемых на конкурсной основе на реализацию инвестиционных проектов, - 44,5 млн.рублей, за счет внебюджетных средств - 58,1 млн.рублей.
Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов
Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 8 сентября 2006 года N 275р-П
Концепция
региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы"
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости разработки региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы"
Сложнейшая социально-экономическая ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) Республики Карелия в значительной мере обусловлена постоянным непредсказуемым ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, ввозимые в Республику Карелия (каменный уголь, мазут, дизельное топливо).
В Карелии, как и в России в целом, основными энергоносителями в коммунально-жилищной сфере, являются продукты переработки нефти и уголь, а в последнее время, и природный газ. При этом предприятия и службы ЖКХ республики базируются в основном на привозном топливе. Поэтому они постоянно испытывают негативные внутренние и внешние воздействия (внезапные скачки цен, диктат поставщиков, срывы сроков поставки и других), которые не поддаются прогнозированию и лихорадят топливную отрасль республики.
Об уровне использования древесного топлива в России свидетельствуют данные, приведенные в таблицах 1 и 2.
Эта ситуация препятствует стабильности обеспечения теплом населения, объектов социальной сферы и эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики, что особенно обостряется в условиях низких температур зимой и в переходные периоды (осенне-зимний и зимне-весенний).
Проблема обеспечения эффективного и устойчивого энергоснабжения населения и объектов социальной сферы республики постоянно обостряется и входит в число важнейших проблем региональной экономической, энергетической и сырьевой безопасности Республики Карелия.
В то же время Республика Карелия располагает значительным потенциалом местных топливно-энергетических ресурсов в виде торфа, дров и отходов лесозаготовок, которые используется в ограниченных количествах. Доля всех используемых местных видов топлива на объектах коммунальной энергетики республики в балансе годового потребления топливно-энергетических ресурсов в настоящее время составляет всего 23,4 процента. При потреблении местных видов топлива в Республике Карелия топливные дрова обеспечивают 161934 тонн условного топлива в год (87,89 процентов от общего объема используемого местно топлива), топливная щепа - 21287 тонн условного топлива (11,55 процентов), торф - 1025 тонн условного топлива (0,56 процента).
В то же время имеющиеся ресурсы дров в Карелии способны дать отдачу в объеме 303479,4 тонн условного топлива, отходы лесосечных работ - 759615,4 тонн условного топлива, топливный торф - 830380 тонн условного топлива в год (с учетом возобновления). Величина запасов этих ресурсов, их структура и расположение на территории республики, как показано в настоящей Концепции, таковы, что, безусловно, определяет целесообразность ускоренного вовлечения их в использование в качестве основы гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности Республики Карелия, удовлетворения ее текущих и перспективных потребностей экономики России в топливно-энергетических ресурсах.
Таблица 1
Лесные ресурсы, площадь, 2000 год (по данным FAOSTAT)
Регион | Площадь земель, | Площадь лесных земель, | Проценты | Плантации, гектар (10(6)) | Лесная площадь на человека, |
Африка | 2978 | 649 | 21,8 | 8 | 0,8 |
Азия | 3084 | 547 | 17,8 | 115 | 0,2 |
Европа | 2259 | 1039 | 46,0 | 32 | 1,4 |
Европейский Союз | 313 | 115 | 31,0 | - | 0,7 |
Российская Федерация | 1688 | 851 | 50,4 | - | 5,8 |
Северная и Центральная Америка | 2136 | 549 | 25,7 | 2 | 1,1 |
Южная Америка | 1754 | 885 | 50,5 | 10 | 2,6 |
Всего в мире | 13 063 | 3869 | 29,6 | 171 | 0,6 |
Таблица 2
Производство древесного топлива, делового круглого леса, пиломатериалов и древесных панелей, (по данным FAOSTAT)
Регион | Древесное топливо, кубических метров (10(6)) | Деловые круглые лесоматериалы кубических метров (10(6)) | Пиломатериалы, | Древесные панели, кубических метров (10(6)) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Африка | 546 | 67 | 8 | 2 |
Азия | 782 | 222 | 61 | 59 |
Европа | 107 | 480 | 127 | 63 |
Европейский Союз | 30 | 234 | 80 | 45 |
Российская Федерация | 49 | 125 | 19 | 6 |
Северная и Центральная Америка | 159 | 615 | 152 | 57 |
Южная Америка | 189 | 153 | 33 | 10 |
Всего в мире | 1796 | 1587 | 390 | 195 |
Таблица 3
Баланс
потребления топливно-энергетических ресурсов по Республике Карелия
для муниципального теплоснабжения и коммунально-бытовых нужд в
разрезе видов топлива
Наименование муниципального | Всего топливно-энергетических ресурсов по Республике Карелия | |||||
общий объем потребления | в том числе | |||||
жилищный фонд | объекты социальной сферы | |||||
тонн условного топлива | доля в топливном балансе (проценты) | тонн условного топлива | доля в топливном балансе (проценты) | тонн условного топлива | доля в топливном балансе (проценты) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сортавальский муниципальный район | 41379 | 5,3 | 24310 | 58,7 | 10493 | 25,4 |
Кемский муниципальный район | 25561 | 3,3 | 11702 | 45,8 | 13137 | 51,4 |
Питкярантский муниципальный район | 26638 | 3,4 | 21730 | 81,6 | 4532 | 17,0 |
Беломорский муниципальный район | 28790 | 3,7 | 18533 | 64,4 | 7012 | 24,4 |
Калевальский национальный район | 9881 | 1,3 | 3140 | 31,8 | 6648 | 67,3 |
Ланденпохский муниципальный район | 21420 | 2,7 | 12180 | 56,9 | 8842 | 41,3 |
Лоухский муниципальный район | 32683 | 4,2 | 16555 | 50,7 | 12655 | 38,7 |
Медвежьегорский муниципальный район | 55013 | 7,0 | 22703 | 41,3 | 31936 | 58,1 |
Муезерский муниципальный район | 13738 | 1,7 | 5076 | 36,9 | 7306 | 53,2 |
Олонецкий национальный муниципальный район | 22248 | 2,8 | 11002 | 49,5 | 9448 | 42,5 |
Прионежский муниципальный район | 28685 | 3,6 | 15622 | 54,5 | 12214 | 42,6 |
Пряжинский муниципальный район | 24462 | 3,1 | 9115 | 37,3 | 14388 | 58,8 |
Пудожский муниципальный район | 35091 | 4,5 | 16311 | 46,5 | 18063 | 51,5 |
Суоярвский муниципальный район | 36378 | 4,6 | 18475 | 50,8 | 16703 | 45,9 |
Петрозаводский городской округ | 196631 | 25,0 | 146527 | 74,5 | 23459 | 11,9 |
Костомукшский городской округ | 44183 | 5,6 | 39731 | 89,9 | 4452 | 10,1 |
Кондопожский муниципальный район | 57108 | 7,3 | 46909 | 82,1 | 8746 | 15,3 |
Сегежский муниципальный район | 86037 | 10,9 | 63237 | 73,5 | 13394 | 15,6 |
Всего по республике | 785926 | 100,00 | 502858 | 64,0 | 223428 | 28,4 |
Ускоренный и научно обоснованный перевод котельно-печного оборудования жилищно-коммунального хозяйства республики на региональные ресурсы низкосортной древесины и торфа позволит снизить зависимость Республики Карелия от привозных видов топлива, потребляемого объектами коммунальной энергетики республики, и повысить стабильность обеспечения теплом населения и объектов социальной сферы районов республики.
Для такого перевода необходимо обосновать комплекс стратегических и научно обоснованных решений и мер в области государственного регулирования и решения проблем развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных сырьевых ресурсов, привлечения инвестиций в топливную отрасль республики, становления конкурентных договорных взаимоотношений в области обеспечения топливом жилищно-коммунальной сферы, технического перевооружения коммунальных источников теплоснабжения и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Эти мероприятия должны соответствовать мировым тенденциям развития теплоэнергетики и могут быть реализованы только при условии участия средств бюджетов различных уровней, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, заемных средств.
Немаловажно и то, что ископаемые источники энергии (каменный уголь, нефть и другие) являются невозобновляемыми, их ресурсы истощаются и, по мнению ряда специалистов, их цена в России со временем будет приближаться к мировым ценам.
Все это, а также понимание того, что Россия в ближайшее время подпишет Киотский протокол, обуславливает необходимость подготовки к интенсивному вовлечению в энергетику альтернативных, возобновляемых источников энергии.
Специалистами отмечается ограниченность во времени возможности использования ископаемых ресурсов - нефти, газа и каменного угля, так как они не возобновляются, а также то, что при их использовании происходит выделение углекислого газа в атмосферу. Это ведет к негативному глобальному изменению климата на планете Земля и, в частности, оказывает резко отрицательное воздействие на сельское и лесное хозяйства.
Мировые тенденции в целом и, в частности, опыт Европы показывают, что при развитии энергетики согласно Киотскому протоколу и соответствующим решениям Европейского Союза наряду с газом и атомной энергетикой биотопливо из числа потенциальных топливно-энергетических ресурсов уже стало реально используемым ресурсом.
Такое явление в значительной мере определено тем, что биомасса лесов и болот является возобновляемой, что позволяет при соблюдении баланса образования и потребления биомассы организовать ее неистощительное использование.
В Европейском Союзе первым шагом в развитии общей стратегии использования возобновляемых энергетических ресурсов была Зеленая книга. Стратегия была сосредоточена на достижении к 2010 году доли возобновляемых источников энергии 12 процентов, то есть доля должна быть вдвое выше, чем в отправной точке (1995 год). Для достижения этой цели все страны Европейского Союза должны выработать собственные стратегии. Следует отметить, что в отправной точке был существенный вклад больших гидроэлектростанций. Потенциал для строительства новых крупномасштабных гидроэлектростанций в Европе ограничен. Тем больше должно быть расширено использование других возобновляемых источников энергии.
Довольно быстро был сделан следующий шаг - в конце 1997 года было издано сообщение Комиссии, под названием "Энергия будущего: возобновляемые источники энергии - единая стратегия и программа. Белая Книга", в которой отмечалось, что ресурсы возобновляемой энергии в странах Европейского Союза, даже доступные в изобилии и использование которых экономически оправдано, все еще используются довольно слабо. В 1995 году страны Европейского Союза до 50 процентов зависели от импорта энергии.
Если не принять никаких мер по более широкому использованию местных ресурсов, зависимость Европейского Союза от импорта энергии к 2020 году достигнет уже 70 процентов. Так как возобновляемые ресурсы в каждой стране местные, их развертывание уменьшило бы зависимость от импорта энергии и увеличило надежность снабжения. Кроме того, использование возобновляемых энергоресурсов даст работу местным мелким и средним предприятиям, способствуя, таким образом, развитию региона.
Для преференций в использование биотоплива страны-члены Европейского Союза согласно Директиве N 2003/96/ЕС приняли с 1 января 2004 года новое правило налогообложения. Согласно этой Директиве налогообложение энергетической продукции в пределах Европейского Союза было реструктурировано расширением спецификации облагаемых акцизом энергоносителей, от жидких топлив до твердых, природного газа и электроэнергии, уголь и кокс облагаются налогом, другие твердые топлива, включая древесину и торф, не облагаются. Новые возможности для расширения использования биотоплив появляются благодаря новой системе торговли квотами на выбросы парниковых газов в Европейском Союзе (Директива N 2003/87/ЕС).