ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 сентября 2006 года N 275р-П

[Об одобрении Концепции региональной целевой программы
"Активное вовлечение в топливно-энерегетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энерегетических ресурсов на 2006-2010 годы"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы" (далее - Концепция).   

2. Определить Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства государственным заказчиком региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы" (далее - Региональная программа).    

3. Установить общие затраты на финансирование мероприятий Региональной программы в сумме 102,6 млн.рублей, в том числе за счет бюджетных кредитов, предоставляемых на конкурсной основе на реализацию инвестиционных проектов, - 44,5 млн.рублей, за счет внебюджетных средств - 58,1 млн.рублей.

Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов

Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 8 сентября 2006 года N 275р-П


Концепция
региональной целевой программы  "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы"


1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости разработки региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы"         

Сложнейшая социально-экономическая ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) Республики Карелия в значительной мере обусловлена постоянным непредсказуемым ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, ввозимые в Республику Карелия (каменный уголь, мазут, дизельное топливо).    

В Карелии, как и в России в целом, основными энергоносителями в коммунально-жилищной сфере, являются продукты переработки нефти и уголь, а в последнее время, и природный газ. При этом предприятия и службы ЖКХ республики базируются в основном на привозном топливе. Поэтому они постоянно испытывают негативные внутренние и внешние воздействия (внезапные скачки цен, диктат поставщиков, срывы сроков поставки и других), которые не поддаются прогнозированию и лихорадят топливную отрасль республики.     

Об уровне использования древесного топлива в России свидетельствуют данные, приведенные в таблицах 1 и 2.     

Эта ситуация препятствует стабильности обеспечения теплом населения, объектов социальной сферы и эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики, что особенно обостряется в условиях низких температур зимой и в переходные периоды (осенне-зимний и зимне-весенний).    

Проблема обеспечения эффективного и устойчивого энергоснабжения населения и объектов социальной сферы республики постоянно обостряется и входит в число важнейших проблем региональной экономической, энергетической и сырьевой безопасности Республики Карелия.   

В то же время Республика Карелия располагает значительным потенциалом местных топливно-энергетических ресурсов в виде торфа, дров и отходов лесозаготовок, которые используется в ограниченных количествах. Доля всех используемых местных видов топлива на объектах коммунальной энергетики республики в балансе годового потребления топливно-энергетических ресурсов в настоящее время составляет всего 23,4 процента. При потреблении местных видов топлива в Республике Карелия топливные дрова обеспечивают 161934 тонн условного топлива в год (87,89 процентов от общего объема используемого местно топлива), топливная щепа - 21287 тонн условного топлива (11,55 процентов), торф - 1025 тонн условного топлива (0,56 процента).    

В то же время имеющиеся ресурсы дров в Карелии способны дать отдачу в объеме 303479,4 тонн условного топлива, отходы лесосечных работ - 759615,4 тонн условного топлива, топливный торф - 830380 тонн условного топлива в год (с учетом возобновления). Величина запасов этих ресурсов, их структура и расположение на территории республики, как показано в настоящей Концепции, таковы, что, безусловно, определяет целесообразность ускоренного вовлечения их в использование в качестве основы гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности Республики Карелия, удовлетворения ее текущих и перспективных потребностей экономики России в топливно-энергетических ресурсах.

Таблица 1


Лесные ресурсы, площадь, 2000 год (по данным FAOSTAT)

Регион

Площадь земель,
гектар (10(6))

Площадь лесных земель,
гектар (10(6))

Проценты

Плантации, гектар (10(6))

Лесная площадь на человека,
гектар

Африка

2978

649

21,8

8

0,8

Азия

3084

547

17,8

115

0,2

Европа

2259

1039

46,0

32

1,4

Европейский Союз

313

115

31,0

-

0,7

Российская Федерация

1688

851

50,4

-

5,8

Северная и Центральная Америка

2136

549

25,7

2

1,1

Южная Америка

1754

885

50,5

10

2,6

Всего в мире

13 063

3869

29,6

171

0,6


Таблица 2

Производство древесного топлива, делового круглого леса, пиломатериалов и древесных панелей, (по данным FAOSTAT)

Регион

Древесное топливо, кубических метров (10(6))

Деловые круглые лесоматериалы кубических метров (10(6))

Пиломатериалы,
кубических метров (10(6))

Древесные панели, кубических метров (10(6))

1

2

3

4

5

Африка

546

67

8

2

Азия

782

222

61

59

Европа

107

480

127

63

Европейский Союз

30

234

80

45

Российская Федерация

49

125

19

6

Северная и Центральная Америка

159

615

152

57

 Южная Америка

189

153

33

10

Всего в мире

1796

1587

390

195

Таблица 3


Баланс
потребления топливно-энергетических ресурсов по Республике Карелия
для муниципального теплоснабжения и коммунально-бытовых нужд в
разрезе видов топлива

Наименование муниципального
образования

Всего топливно-энергетических ресурсов по Республике Карелия

общий объем потребления

в том числе

жилищный фонд

объекты социальной сферы

тонн условного топлива

доля в топливном балансе (проценты)

тонн условного топлива

доля в топливном балансе (проценты)

тонн условного топлива

доля в топливном балансе (проценты)

1

2

3

4

5

6

7

Сортавальский муниципальный район

41379

5,3

24310

58,7

10493

25,4

Кемский муниципальный район

25561

3,3

11702

45,8

13137

51,4

Питкярантский муниципальный район

26638

3,4

21730

81,6

4532

17,0

Беломорский муниципальный район

28790

3,7

18533

64,4

7012

24,4

Калевальский национальный район

9881

1,3

3140

31,8

6648

67,3

Ланденпохский муниципальный район

21420

2,7

12180

56,9

8842

41,3

Лоухский муниципальный район

32683

4,2

16555

50,7

12655

38,7

Медвежьегорский муниципальный район

55013

7,0

22703

41,3

31936

58,1

Муезерский муниципальный район

13738

1,7

5076

36,9

7306

53,2

Олонецкий национальный муниципальный район

22248

2,8

11002

49,5

9448

42,5

Прионежский муниципальный район

28685

3,6

15622

54,5

12214

42,6

Пряжинский муниципальный район

24462

3,1

9115

37,3

14388

58,8

Пудожский муниципальный район

35091

4,5

16311

46,5

18063

51,5

Суоярвский муниципальный район

36378

4,6

18475

50,8

16703

45,9

Петрозаводский городской округ

196631

25,0

146527

74,5

23459

11,9

Костомукшский городской округ

44183

5,6

39731

89,9

4452

10,1

Кондопожский муниципальный район

57108

7,3

46909

82,1

8746

15,3

Сегежский муниципальный район

86037

10,9

63237

73,5

13394

15,6

Всего по республике

785926

100,00

502858

64,0

223428

28,4





Ускоренный и научно обоснованный перевод котельно-печного оборудования жилищно-коммунального хозяйства республики на региональные ресурсы низкосортной древесины и торфа позволит снизить зависимость Республики Карелия от привозных видов топлива, потребляемого объектами коммунальной энергетики республики, и повысить стабильность обеспечения теплом населения и объектов социальной сферы районов республики.     

Для такого перевода необходимо обосновать комплекс стратегических и научно обоснованных решений и мер в области государственного регулирования и решения проблем развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных сырьевых ресурсов, привлечения инвестиций в топливную отрасль республики, становления конкурентных договорных взаимоотношений в области обеспечения топливом жилищно-коммунальной сферы, технического перевооружения коммунальных источников теплоснабжения и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.     

Эти мероприятия должны соответствовать мировым тенденциям развития теплоэнергетики и могут быть реализованы только при условии участия средств бюджетов различных уровней, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, заемных средств.

Немаловажно и то, что ископаемые источники энергии (каменный уголь, нефть и другие) являются невозобновляемыми, их ресурсы истощаются и, по мнению ряда специалистов, их цена в России со временем будет приближаться к мировым ценам.     

Все это, а также понимание того, что Россия в ближайшее время подпишет Киотский протокол, обуславливает необходимость подготовки к интенсивному вовлечению в энергетику альтернативных, возобновляемых источников энергии.     

Специалистами отмечается ограниченность во времени возможности использования ископаемых ресурсов - нефти, газа и каменного угля, так как они не возобновляются, а также то, что при их использовании происходит выделение углекислого газа в атмосферу. Это ведет к негативному глобальному изменению климата на планете Земля и, в частности, оказывает резко отрицательное воздействие на сельское и лесное хозяйства.    

Мировые тенденции в целом и, в частности, опыт Европы показывают, что при развитии энергетики согласно Киотскому протоколу и соответствующим решениям Европейского Союза наряду с газом и атомной энергетикой биотопливо из числа потенциальных топливно-энергетических ресурсов уже стало реально используемым ресурсом.

Такое явление в значительной мере определено тем, что биомасса лесов и болот является возобновляемой, что позволяет при соблюдении баланса образования и потребления биомассы организовать ее неистощительное использование.     

В Европейском Союзе первым шагом в развитии общей стратегии использования возобновляемых энергетических ресурсов была Зеленая книга. Стратегия была сосредоточена на достижении к 2010 году доли возобновляемых источников энергии 12 процентов, то есть доля должна быть вдвое выше, чем в отправной точке (1995 год). Для достижения этой цели все страны Европейского Союза должны выработать собственные стратегии. Следует отметить, что в отправной точке был существенный вклад больших гидроэлектростанций. Потенциал для строительства новых крупномасштабных гидроэлектростанций в Европе ограничен. Тем больше должно быть расширено использование других возобновляемых источников энергии.     

Довольно быстро был сделан следующий шаг - в конце 1997 года было издано сообщение Комиссии, под названием "Энергия будущего: возобновляемые источники энергии - единая стратегия и программа. Белая Книга", в которой отмечалось, что ресурсы возобновляемой энергии в странах Европейского Союза, даже доступные в изобилии и использование которых экономически оправдано, все еще используются довольно слабо. В 1995 году страны Европейского Союза до 50 процентов зависели от импорта энергии.     

Если не принять никаких мер по более широкому использованию местных ресурсов, зависимость Европейского Союза от импорта энергии к 2020 году достигнет уже 70 процентов. Так как возобновляемые ресурсы в каждой стране местные, их развертывание уменьшило бы зависимость от импорта энергии и увеличило надежность снабжения. Кроме того, использование возобновляемых энергоресурсов даст работу местным мелким и средним предприятиям, способствуя, таким образом, развитию региона.     

Для преференций в использование биотоплива страны-члены Европейского Союза согласно Директиве N 2003/96/ЕС приняли с 1 января 2004 года новое правило налогообложения. Согласно этой Директиве налогообложение энергетической продукции в пределах Европейского Союза было реструктурировано расширением спецификации облагаемых акцизом энергоносителей, от жидких топлив до твердых, природного газа и электроэнергии, уголь и кокс облагаются налогом, другие твердые топлива, включая древесину и торф, не облагаются. Новые возможности для расширения использования биотоплив появляются благодаря новой системе торговли квотами на выбросы парниковых газов в Европейском Союзе (Директива N 2003/87/ЕС).    

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»