2.7. Проблематика состояния дорожного хозяйства Республики Карелия
К наиболее актуальным проблемам дорожного комплекса Республики Карелия относятся следующие:
- более 50 процентов протяженности автомобильных дорог не соответствуют современным нагрузкам по прочности дорожного покрытия и более 80 процентов - по ровности покрытия. Большинство автодорог в Республике Карелия построено по строительным нормам, учитывающим нагрузки до 6 тонн на ось. По экспертной оценке, для восстановления нормативного состояния основной дорожной сети Республики Карелия (автодороги, соединяющие административные центры муниципальных образований республики, обеспечивающие сообщение с международными пунктами пропуска, соседними регионами) протяженностью 3130 км на настоящий момент требуется выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия на 447 км (29%), гравийного покрытия - на 389 км (25%), обочин на 313 км (10%), произвести ремонт и устройство водопропускных труб в количестве 85 штук, выполнить ремонт и перестройку 98 мостов (34%);
- недостаточно развиты автодорожные связи между соседними регионами и Финляндией. Существующие автодорожные маршруты не соответствуют требованиям, предъявляемым к международным транзитным магистралям: в первоочередном порядке требуется строительство (реконструкция) автомобильной дороги Кочкома-Тикша-Ледмозеро-Костомукша-госграница на участке км 10 - км 86, автомобильной дороги Ихала-Райвио-госграница, км 0 - км 28, автомобильной дороги Кемь-Лонка через Калевала на участке км 86 - км 105, автомобильной дороги Петрозаводск-Ошта, км 90 - км 112, то есть всего необходимо перестроить (реконструировать) 150 км данных автодорог;
- недостаточный уровень развития сети дорог в Заонежье, северных и северо-восточных районах Республики Карелия, в сельской местности сдерживает освоение территорий и замедляет темпы их социально-экономического развития: в первоочередном порядке необходимо строительство автомобильной дороги Великая Губа - Оятевщина протяженностью 31,3 км и "Медвежьегорск - Толвуя - Великая Губа, км 106" - Больничный протяженностью 10 км;
- часть районных центров (пос. Муезерский, пгт Калевала, г. Суоярви, г. Лахденпохья) не соединены на всем протяжении со столицей Республики Карелия г. Петрозаводском автодорогами с усовершенствованным покрытием;
- в части населенных пунктов на транзитных автодорогах отсутствует твердое покрытие;
- отсутствуют обходные магистрали для вывода транзитного транспорта из г. Медвежьегорска, г. Сортавалы, г. Пудожа и других городов, что отрицательно сказывается на обеспечении безопасности движения, создает значительные социальные и экологические проблемы в этих городах, снижает привлекательность автодорожных маршрутов для транзитных перевозок;
- 58 процентов дорог общего пользования не имеют усовершенствованного покрытия, что затрудняет круглогодичный проезд транспорта;
- множество пересечений в одном уровне с железнодорожными путями;
- по ряду основных характеристик мостовые сооружения на дорогах общего пользования Республики Карелия не соответствуют современным требованиям: многие мосты и путепроводы имеют недостаточные габариты для проезда, на автодорогах из 578 единиц мостов и путепроводов 271 - деревянный, что значительно ограничивает движение грузового автотранспорта;
- недостаточный уровень выполнения основных работ по содержанию автомобильных дорог (восстановление земляного полотна, устранение деформаций и повреждений покрытия, обочин, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части, устройство кюветов и др.) является причиной снижения средней скорости движения по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения и возникновения дорожно-транспортных происшествий. Необходимо резкое увеличение данных работ в целях приведения автодорог в надлежащее техническое состояние;
- износ основных фондов государственных унитарных предприятий превышает 75 процентов;
- слабая конкуренция на выполнение работ по содержанию автодорожной сети;
- более 80 процентов автомобильных дорог местного значения, дворовых территорий и проездов к дворовым территориям населенных пунктов находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют выполнения ремонтных работ;